ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 

В заключение работы, хотелось бы несколько слов сказать о предпосылках развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, о его нелегком пути в рыночной экономике, а уже потом сделать выводы о проделанной работе.

Итак, процесс перехода от командно-административной системы к так назы­ваемой рыночной экономике представляет собой  этап обновления всей экономики, всех экономических и социальных структур в стране. Сама рыночная экономика должна, может и должна включать в себя рынок средств производства, предметов потребления, рабочей силы, рынок капи­тала и рынок недвижимости, включая землю. Все эти элементы должны быть тесно связаны между собой и взаимодействовать, что позволит соз­дать общенациональный рынок.

В структуре рынка в бывшем СССР был лишь один элемент – банковская система, весьма ограниченная и неэффективная. Для полноценного функционирования рынка нужна была не только сама банковская система, а ее дальнейшая реорганизация и принятие законов о Центральном банке, и создание новой банковской системы. Первой попыткой создание рыночных отношений в банковской сфере была реорганизация банковской системы в 1987 году. Создание новых специализированных банков по существу не прибавило эффективности в функционировании банковской системы, так как она проводилась при  отсутствии закона о собственности. Новые банки оказались в руках административной системы. Реорганизация банковской системы 1987 носила скорее отрицательный, чем положительный характер, так как проводилась она очень быстро при отсутствии самой концепции перестройки и новых рыночных механизмов. Отрицательная сторона выражалась, прежде всего в том, что по существу было создано несколько банков - монополия трех банков была заменена монополией шести. И опять как прежде предприятия стали закрепляться за банками, не имея альтернативы при выборе кредитного учреждения. Специальные банки продолжали осуществлять распределение ресурсов между своими клиентами. Банки, как и раньше, проводили финансовое обслуживание предприятий и отраслей, продолжая сокрытие их низкой ликвидности. Специальные банки не создали условий для развертывания денежного рынка, но использовали при этом систему искусственных поборов с предприятий и населения.             

В результате реформы 1987 года банковский аппарат вырос, а банки повели войну между собой за раздел многочисленных текущих и ссудных счетов. Главный  банк - Госбанк  страны продолжал функционировать как орган правительства, тогда как мировая практика показывает, что он должен быть не­зависимым.  Госбанк должен был регулировать кредитные ресурсы других бан­ков путем ужесточения процентных ставок и ограничения кредитных резервов. Создание в 1988-1989 г. отраслевых коммерческих банков без такого регулиро­вания мало что дало с точки зрения реального воздействия кредитной системы в целом на экономику. Созданные коммерческие банки  должны были в определенном объеме хранить резервы в Госбанке,  тогда возможно подлинное кредитное регулирование, приостановка кредита в случае неэффективных действий предприятий. Кроме того, должна быть определена связь между  предприятием и банком по линии взаимного владения ценными бумагами, тогда возможна взаимная эффективность. Поэтому до конца 1990 года отношения банков с предприятиями носили несколько объективный экономический характер, сколько административный. До конца 1990 года в целом наша кредитная система была подогнана под административную систему, продолжая оставаться примитивной. Другим доказательством может служить тот факт, что Государственный банк до проекта закона 1990 года не осуществлял учета вексельного обращения, не хранил резервы других банков у себя и, таким образом, не производил их регулирование, не определял процентную ставку для других банков, а также не осуществлял покупку и продажу государственных ценных бумаг другим кредитно-финансовым институтам. Большое значение при дальнейшей реорганизации банковской системы имело соотношение между налоговыми ставками на прибыль предприятия и процентами, взимаемыми банками. Поэтому необходим был гибкий механизм реагирования между финансовой и кредитными системами, позволяющий иметь объективную эластичную основу такого соотношения между налоговой и банковской процентными ставками. Поэтому финансовое оздоровление экономики  в определенной степени зависело также  и от кардинальной реорганизации кредитной системы страны. До 1990 года были сделаны первые попытки создания отдельных элементов рынка ценных бумаг, так как до этого времени не было свободной торговли деньгами. Первые попытки создания такого рынка в 1988-1989 г. носили ограниченный характер, поскольку распределение акций осуществлялось в пределах данного предприятия  или в отношении каких-то других предприятий. До кризиса 17 августа Государственная политика в отношении рынка ценных бумаг была следующей и сводилась к тому, что все реформы условно можно разделить на три этапа:

На первом этапе, а он проходил с 1990-1992 год, происходило создание предпосылок для развития фондового рынка:  образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг. На втором этапе, это с 1993 – первая половина 1994 года  фондовый рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало, расцвет  и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством в большом количестве и выдавались гражданам Российской  федерации бесплатно, а люди обменивали приватизационные чеки на акции приватизируемых предприятий или продавали на биржевом и внебиржевом рынке. Надо отметить, что на этом этапе было слабо развита нормативная база по ценным бумагам, что привело к появлению финансовых пирамид. На третьем этапе, со второй половины 1994 и до сегодняшних дней. Начался складываться новый фондовый рынок, на котором торговля ведется уже акциями  существующих российских акционерных обществ. Происходит формирование основной нормативной базы, создаются  органы по регулированию рынка ценных бумаг, принимаются основополагающие законы - “О рынке ценных бумаг”, “Положение  об  акционерных обществах”… Также реформы направлены на улучшение законодательства и создание целостной системы  регулирования фондового рынка. Настоящий момент можно охарактеризовать как переломный, происходит смена приоритетов. Практически решены задачи переходного периода, решение организационных вопросов по созданию центрального аппарата, создание нормативной базы, проведено лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка ценных бумаг. Самое главное сейчас – это активно приступать к созданию систем мониторинга, контроля, раскрытия информации и обеспечения исполнения законодательства Российской федерации по рынку ценных бумаг и защита прав инвесторов. Необходимо активизировать совместную деятельность с законодательными органами, профильными министерствами и ведомствами по принятию новых законов и внесению необходимых, продиктованных практикой поправок в действующее законодательство.

Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с проблемой обращения ценных бумаг в РФ.

Во-первых, рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой фиктивного капитала, однако тесно увязан с рынком капитала.

Во-вторых, сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие, которые имеют широкое хождение в России.

В-третьих, рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала. В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов и их распределение в соответствии с потребностями рынка.

В-четвертых, биржа не просто технический механизм торговли ценными бумагами. Традиционно это учреждение, которое определяет и создает остов индустрии рынка ценных бумаг, создает правила, определяет политику на рынке капиталов.

В-пятых, рынок ценных бумаг подвержен регулированию как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В-шестых, формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников.

В-седьмых, особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает.

В-восьмых, до последнего времени в России преобладающим сегментом рынка ценных бумаг являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных. В настоящее время  он переживает кризис, выход из которого затянется еще на несколько лет.

Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капиталов и прочими рыночными механизмами.

Но несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п.

Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.

В заключение работы, хотелось бы несколько слов сказать о предпосылках развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, о его нелегком пути в рыночной экономике, а уже потом сделать выводы о проделанной работе.

Итак, процесс перехода от командно-административной системы к так назы­ваемой рыночной экономике представляет собой  этап обновления всей экономики, всех экономических и социальных структур в стране. Сама рыночная экономика должна, может и должна включать в себя рынок средств производства, предметов потребления, рабочей силы, рынок капи­тала и рынок недвижимости, включая землю. Все эти элементы должны быть тесно связаны между собой и взаимодействовать, что позволит соз­дать общенациональный рынок.

В структуре рынка в бывшем СССР был лишь один элемент – банковская система, весьма ограниченная и неэффективная. Для полноценного функционирования рынка нужна была не только сама банковская система, а ее дальнейшая реорганизация и принятие законов о Центральном банке, и создание новой банковской системы. Первой попыткой создание рыночных отношений в банковской сфере была реорганизация банковской системы в 1987 году. Создание новых специализированных банков по существу не прибавило эффективности в функционировании банковской системы, так как она проводилась при  отсутствии закона о собственности. Новые банки оказались в руках административной системы. Реорганизация банковской системы 1987 носила скорее отрицательный, чем положительный характер, так как проводилась она очень быстро при отсутствии самой концепции перестройки и новых рыночных механизмов. Отрицательная сторона выражалась, прежде всего в том, что по существу было создано несколько банков - монополия трех банков была заменена монополией шести. И опять как прежде предприятия стали закрепляться за банками, не имея альтернативы при выборе кредитного учреждения. Специальные банки продолжали осуществлять распределение ресурсов между своими клиентами. Банки, как и раньше, проводили финансовое обслуживание предприятий и отраслей, продолжая сокрытие их низкой ликвидности. Специальные банки не создали условий для развертывания денежного рынка, но использовали при этом систему искусственных поборов с предприятий и населения.             

В результате реформы 1987 года банковский аппарат вырос, а банки повели войну между собой за раздел многочисленных текущих и ссудных счетов. Главный  банк - Госбанк  страны продолжал функционировать как орган правительства, тогда как мировая практика показывает, что он должен быть не­зависимым.  Госбанк должен был регулировать кредитные ресурсы других бан­ков путем ужесточения процентных ставок и ограничения кредитных резервов. Создание в 1988-1989 г. отраслевых коммерческих банков без такого регулиро­вания мало что дало с точки зрения реального воздействия кредитной системы в целом на экономику. Созданные коммерческие банки  должны были в определенном объеме хранить резервы в Госбанке,  тогда возможно подлинное кредитное регулирование, приостановка кредита в случае неэффективных действий предприятий. Кроме того, должна быть определена связь между  предприятием и банком по линии взаимного владения ценными бумагами, тогда возможна взаимная эффективность. Поэтому до конца 1990 года отношения банков с предприятиями носили несколько объективный экономический характер, сколько административный. До конца 1990 года в целом наша кредитная система была подогнана под административную систему, продолжая оставаться примитивной. Другим доказательством может служить тот факт, что Государственный банк до проекта закона 1990 года не осуществлял учета вексельного обращения, не хранил резервы других банков у себя и, таким образом, не производил их регулирование, не определял процентную ставку для других банков, а также не осуществлял покупку и продажу государственных ценных бумаг другим кредитно-финансовым институтам. Большое значение при дальнейшей реорганизации банковской системы имело соотношение между налоговыми ставками на прибыль предприятия и процентами, взимаемыми банками. Поэтому необходим был гибкий механизм реагирования между финансовой и кредитными системами, позволяющий иметь объективную эластичную основу такого соотношения между налоговой и банковской процентными ставками. Поэтому финансовое оздоровление экономики  в определенной степени зависело также  и от кардинальной реорганизации кредитной системы страны. До 1990 года были сделаны первые попытки создания отдельных элементов рынка ценных бумаг, так как до этого времени не было свободной торговли деньгами. Первые попытки создания такого рынка в 1988-1989 г. носили ограниченный характер, поскольку распределение акций осуществлялось в пределах данного предприятия  или в отношении каких-то других предприятий. До кризиса 17 августа Государственная политика в отношении рынка ценных бумаг была следующей и сводилась к тому, что все реформы условно можно разделить на три этапа:

На первом этапе, а он проходил с 1990-1992 год, происходило создание предпосылок для развития фондового рынка:  образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг. На втором этапе, это с 1993 – первая половина 1994 года  фондовый рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало, расцвет  и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством в большом количестве и выдавались гражданам Российской  федерации бесплатно, а люди обменивали приватизационные чеки на акции приватизируемых предприятий или продавали на биржевом и внебиржевом рынке. Надо отметить, что на этом этапе было слабо развита нормативная база по ценным бумагам, что привело к появлению финансовых пирамид. На третьем этапе, со второй половины 1994 и до сегодняшних дней. Начался складываться новый фондовый рынок, на котором торговля ведется уже акциями  существующих российских акционерных обществ. Происходит формирование основной нормативной базы, создаются  органы по регулированию рынка ценных бумаг, принимаются основополагающие законы - “О рынке ценных бумаг”, “Положение  об  акционерных обществах”… Также реформы направлены на улучшение законодательства и создание целостной системы  регулирования фондового рынка. Настоящий момент можно охарактеризовать как переломный, происходит смена приоритетов. Практически решены задачи переходного периода, решение организационных вопросов по созданию центрального аппарата, создание нормативной базы, проведено лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка ценных бумаг. Самое главное сейчас – это активно приступать к созданию систем мониторинга, контроля, раскрытия информации и обеспечения исполнения законодательства Российской федерации по рынку ценных бумаг и защита прав инвесторов. Необходимо активизировать совместную деятельность с законодательными органами, профильными министерствами и ведомствами по принятию новых законов и внесению необходимых, продиктованных практикой поправок в действующее законодательство.

Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с проблемой обращения ценных бумаг в РФ.

Во-первых, рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой фиктивного капитала, однако тесно увязан с рынком капитала.

Во-вторых, сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие, которые имеют широкое хождение в России.

В-третьих, рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, среди которых важнейшими являются функция перераспределения капиталов и функция страхования риска вложения капитала. В целом же функционирование капитала в форме ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов и их распределение в соответствии с потребностями рынка.

В-четвертых, биржа не просто технический механизм торговли ценными бумагами. Традиционно это учреждение, которое определяет и создает остов индустрии рынка ценных бумаг, создает правила, определяет политику на рынке капиталов.

В-пятых, рынок ценных бумаг подвержен регулированию как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В-шестых, формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников.

В-седьмых, особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает.

В-восьмых, до последнего времени в России преобладающим сегментом рынка ценных бумаг являлся сектор государственных ценных бумаг, в основном краткосрочных. В настоящее время  он переживает кризис, выход из которого затянется еще на несколько лет.

Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капиталов и прочими рыночными механизмами.

Но несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п.

Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.