Тема 12. ЭКОНОМИКА ИНФОРМАЦИИ,
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
ЗАДАНИЯ
220. В чем разница между неопределенностью и риском?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
221. Почему в реальной жизни экономический агент не может воспользоваться частотным подходом к оценке вероятности?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
222. Каким образом потребители снижают степень риска? Приемлемы ли эти методы для всех потребителей?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
223. На чьи плечи ложится риск осуществления инвестиционного проекта? Возможно ли здесь объединение рисков, распределение рисков?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ТЕСТЫ
(выберите правильный ответ и обоснуйте его)
224. Студенту Страхову предлагают игру с двумя исходами, в которой ожидаемый выигрыш равен нулю. С вероятностью р его доход составит I1 и с вероятностью (1 - р) – I4. Начальное благосостояние студента составляет I0. Используя рисунок, определите, какую сумму (r) следует предложить Страхову, чтобы он согласился на игру:
а) r = I3 - I0; |
в) r = I0- I1; |
б) r = I0 - I2; |
г) r = U0 - U2. |
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
225. В январе Коробейников заключил сделку с премией (опцион) на покупку в июле 100 единиц товара по цене 3000 руб. В январе на рынке товар стоил 2000 руб. В июле рыночная цена составила 2500 руб. По какой цене Коробейников купит 100 единиц товара в июле:
а) 1500 руб.; |
б) 2000 руб.; |
в) 2500 руб.; |
г) 3000 руб. |
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЗАДАЧИ
226. Студенту Покеровскому предлагают карточную игру. Если выпадает туз, то Покеровский получает 10 долл. В противном случае он должен заплатить 2,5 долл. В колоде 36 карт. Функция полезности Покеровского U(W) = ew, где W – благосостояние. Начальное благосостояние оценивается в 20 долл. Согласится ли Покеровский на игру? Сколько он согласен заплатить за участие в игре в случае положительного ответа на предыдущий вопрос?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
227. Определите, для каких функций полезности потребитель будет: 1) склонен к риску; 2) нейтрален к риску; 3) отвергать риск:
а) U(W) = ln W;
б) U(W) = ;
в) U(W) = 10W + 100;
г) U(W) = ew;
д) U(W) = W2,
где W – благосостояние.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
228. Студент готовится к экзаменам. Функция полезности U(X, Y) = XY, где X, Y– экзаменационные оценки по микро- и макроэкономике соответственно (X, Y [2, 3, 4, 5]). Если студент готовится к обоим экзаменам, то за каждый экзамен он определенно получит «4». Если студент тратит все свободное время на подготовку одного из курсов, то заданный предмет он определенно получит «5», но за второй предмет он с вероятностью 0,1 получит «5», с вероятностью 0,2 – «4», с вероятностью 0,3 – «3» и вероятностью 0,4 – «2». Какой из способов подготовки выберет студент?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
229. Фермер имеет поле размером 200 га, которое он думает засадить пшеницей или кукурузой. Если он посадит кукурузу, то в дождливый год он получит доход I1к= 8000 долл. Если лето будет сухое, его доход от кукурузы составит I2К = = 2000 долл., а от пшеницы – I2п = 8000 долл. В противном случае доход от пшеницы составит I1п = 2000 долл. Вероятность сухого лета равна 0,5. Определите:
1) ожидаемый доход и стандартное отклонение, если фермер посадит кукурузу;
2) ожидаемый доход и стандартное отклонение, если фермер посадит пшеницу;
3) ожидаемый доход и стандартное отклонение, если фермер половину поля засеет кукурузой, а другую часть - пшеницей.
Какой из трех вариантов выберет фермер, если он отвергает риск?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
230. На рынке имеются акции двух компаний МММ и XXX. Акция МММ стоит 10 долл. При последующей перепродаже она с вероятностью 0,1 принесет доход 40 долл., с вероятностью 0,4 она принесет доход 10 долл. и с вероятностью 0,5 ничего не будет стоить. Акция XXX стоит 20 долл. При последующей перепродаже она принесет доход 40 долл. с вероятностью 0,4; с вероятностью 0,2 – 30 долл. и с вероятностью 0,4 она ничего не будет стоить. Потребитель имеет 100 долл.
1) Если он все деньги потратит на акции МММ, то каким будет ожидаемый доход? Что можно сказать о предпочтениях потребителя?
2) Если потребитель потратит все деньги на акции XXX, то как изменится ваш ответ на п. 1?
3) Определите ожидаемый доход, если он купит 4 акции МММ и 3 акции XXX.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРОБЛЕМЫ
(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)
231. Почему нарушается рыночное равновесие при неравной доступности информации для экономических агентов?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
232. Затраты на образование и обучение можно рассматривать как инвестиции. Почему бесплатное образование предоставляется молодым, а не пожилым? Как объяснить принятие правительством или фирмой такого решения в терминах инвестиционного риска?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
ЗАДАНИЯ
220. В чем разница между неопределенностью и риском?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
221. Почему в реальной жизни экономический агент не может воспользоваться частотным подходом к оценке вероятности?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
222. Каким образом потребители снижают степень риска? Приемлемы ли эти методы для всех потребителей?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
223. На чьи плечи ложится риск осуществления инвестиционного проекта? Возможно ли здесь объединение рисков, распределение рисков?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ТЕСТЫ
(выберите правильный ответ и обоснуйте его)
224. Студенту Страхову предлагают игру с двумя исходами, в которой ожидаемый выигрыш равен нулю. С вероятностью р его доход составит I1 и с вероятностью (1 - р) – I4. Начальное благосостояние студента составляет I0. Используя рисунок, определите, какую сумму (r) следует предложить Страхову, чтобы он согласился на игру:
а) r = I3 - I0; |
в) r = I0- I1; |
б) r = I0 - I2; |
г) r = U0 - U2. |
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
225. В январе Коробейников заключил сделку с премией (опцион) на покупку в июле 100 единиц товара по цене 3000 руб. В январе на рынке товар стоил 2000 руб. В июле рыночная цена составила 2500 руб. По какой цене Коробейников купит 100 единиц товара в июле:
а) 1500 руб.; |
б) 2000 руб.; |
в) 2500 руб.; |
г) 3000 руб. |
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЗАДАЧИ
226. Студенту Покеровскому предлагают карточную игру. Если выпадает туз, то Покеровский получает 10 долл. В противном случае он должен заплатить 2,5 долл. В колоде 36 карт. Функция полезности Покеровского U(W) = ew, где W – благосостояние. Начальное благосостояние оценивается в 20 долл. Согласится ли Покеровский на игру? Сколько он согласен заплатить за участие в игре в случае положительного ответа на предыдущий вопрос?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
227. Определите, для каких функций полезности потребитель будет: 1) склонен к риску; 2) нейтрален к риску; 3) отвергать риск:
а) U(W) = ln W;
б) U(W) = ;
в) U(W) = 10W + 100;
г) U(W) = ew;
д) U(W) = W2,
где W – благосостояние.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
228. Студент готовится к экзаменам. Функция полезности U(X, Y) = XY, где X, Y– экзаменационные оценки по микро- и макроэкономике соответственно (X, Y [2, 3, 4, 5]). Если студент готовится к обоим экзаменам, то за каждый экзамен он определенно получит «4». Если студент тратит все свободное время на подготовку одного из курсов, то заданный предмет он определенно получит «5», но за второй предмет он с вероятностью 0,1 получит «5», с вероятностью 0,2 – «4», с вероятностью 0,3 – «3» и вероятностью 0,4 – «2». Какой из способов подготовки выберет студент?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
229. Фермер имеет поле размером 200 га, которое он думает засадить пшеницей или кукурузой. Если он посадит кукурузу, то в дождливый год он получит доход I1к= 8000 долл. Если лето будет сухое, его доход от кукурузы составит I2К = = 2000 долл., а от пшеницы – I2п = 8000 долл. В противном случае доход от пшеницы составит I1п = 2000 долл. Вероятность сухого лета равна 0,5. Определите:
1) ожидаемый доход и стандартное отклонение, если фермер посадит кукурузу;
2) ожидаемый доход и стандартное отклонение, если фермер посадит пшеницу;
3) ожидаемый доход и стандартное отклонение, если фермер половину поля засеет кукурузой, а другую часть - пшеницей.
Какой из трех вариантов выберет фермер, если он отвергает риск?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
230. На рынке имеются акции двух компаний МММ и XXX. Акция МММ стоит 10 долл. При последующей перепродаже она с вероятностью 0,1 принесет доход 40 долл., с вероятностью 0,4 она принесет доход 10 долл. и с вероятностью 0,5 ничего не будет стоить. Акция XXX стоит 20 долл. При последующей перепродаже она принесет доход 40 долл. с вероятностью 0,4; с вероятностью 0,2 – 30 долл. и с вероятностью 0,4 она ничего не будет стоить. Потребитель имеет 100 долл.
1) Если он все деньги потратит на акции МММ, то каким будет ожидаемый доход? Что можно сказать о предпочтениях потребителя?
2) Если потребитель потратит все деньги на акции XXX, то как изменится ваш ответ на п. 1?
3) Определите ожидаемый доход, если он купит 4 акции МММ и 3 акции XXX.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРОБЛЕМЫ
(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)
231. Почему нарушается рыночное равновесие при неравной доступности информации для экономических агентов?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
232. Затраты на образование и обучение можно рассматривать как инвестиции. Почему бесплатное образование предоставляется молодым, а не пожилым? Как объяснить принятие правительством или фирмой такого решения в терминах инвестиционного риска?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________