Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15ЗАДАНИЯ
1. П. Э. Самуэльсон говорит о разных определениях экономики. Кто из экономистов сформулировал указанные определения?
Определение |
Экономист |
Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми |
|
Наука о богатстве |
|
Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, машины, технические знания) для производства различных товаров (пшеница, говядина, дороги, яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления |
|
Наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей, об извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств |
|
Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства |
|
2. Какие формы умозаключений вы знаете?
3. Дайте определения следующим понятиям:
Анализ –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Синтез –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Индукция –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дедукция –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сравнение –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Аналогия –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Антиномия –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Апория –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Кто из экономистов, и каким образом использовал метод аналогий? Приведите примеры.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории.
А) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) Каковы пути логического доказательства гипотезы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Назовите известных вам российских экономистов первой половины XX века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ТЕСТЫ
(выберите правильный ответ и обоснуйте его)
7. В работе Э. Джонсона «Предшественники Адама Смита» дано определение одной из теорий как «серии доктрин, придававших чрезмерное значение драгоценным металлам, внешней торговле, увеличению численности населения и государственному руководству экономической политикой». Речь идет о:
а) физиократах;
б) меркантилистах;
в) экономических теориях средневековых схоластов;
г) экономических представлениях мыслителей Древней Греции.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Исследования по глобальным проблемам современности, проводящиеся с 1970-х годов под эгидой Римского клуба, развиваются в русле:
а) монетаризма;
б) марксизма;
в) теории общественного выбора;
г) классического институционализма.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЗАДАЧИ
9. По оценке английского статистика конца XVII века Грегори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего постоянного значения на 16%. Вычислите формулу функции зависимости цены от урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной. Средний уровень цен на пшеницу в Англии XVII века составлял примерно 40 шиллингов за 1 квартер (12,7 кг), а средний урожай – порядка 20 млн. центнеров.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРОБЛЕМЫ
(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)
10. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение? Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ
1. П. Э. Самуэльсон говорит о разных определениях экономики. Кто из экономистов сформулировал указанные определения?
Определение |
Экономист |
Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми |
|
Наука о богатстве |
|
Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, машины, технические знания) для производства различных товаров (пшеница, говядина, дороги, яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления |
|
Наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей, об извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств |
|
Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства |
|
2. Какие формы умозаключений вы знаете?
3. Дайте определения следующим понятиям:
Анализ –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Синтез –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Индукция –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дедукция –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сравнение –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Аналогия –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Антиномия –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Апория –
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Кто из экономистов, и каким образом использовал метод аналогий? Приведите примеры.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории.
А) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) Каковы пути логического доказательства гипотезы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Назовите известных вам российских экономистов первой половины XX века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ТЕСТЫ
(выберите правильный ответ и обоснуйте его)
7. В работе Э. Джонсона «Предшественники Адама Смита» дано определение одной из теорий как «серии доктрин, придававших чрезмерное значение драгоценным металлам, внешней торговле, увеличению численности населения и государственному руководству экономической политикой». Речь идет о:
а) физиократах;
б) меркантилистах;
в) экономических теориях средневековых схоластов;
г) экономических представлениях мыслителей Древней Греции.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Исследования по глобальным проблемам современности, проводящиеся с 1970-х годов под эгидой Римского клуба, развиваются в русле:
а) монетаризма;
б) марксизма;
в) теории общественного выбора;
г) классического институционализма.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЗАДАЧИ
9. По оценке английского статистика конца XVII века Грегори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего постоянного значения на 16%. Вычислите формулу функции зависимости цены от урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной. Средний уровень цен на пшеницу в Англии XVII века составлял примерно 40 шиллингов за 1 квартер (12,7 кг), а средний урожай – порядка 20 млн. центнеров.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРОБЛЕМЫ
(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)
10. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение? Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких – второй? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________