1. Лидеры и лидерство

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78  80 81 82 83 

Наработки по этой проблеме в политической социологии, по общему мнению специалистов в этой области, крайне незначительны - "лидерство в одних сегментах населения (студенты, военные и бизнесмены) изучалось интенсивно, в то время как в других (политики, рабочие лидеры и лидеры преступного мира) подвергалось относительному забвению", - отмечал Р. Стогдилл в работе "Настольная книга по лидерству: обзор теории и исследований". Начавшийся с середины 70-х годов подъем интереса к проблеме был, по мнению тех немногих политологов, которые занимались проблемой, - Дж. Пейджа, Мак Г. Бернса, Б. Келлермана и др., также малоплодотворным.

Это выражается, в частности, в отсутствии общепринятого понятия и характеристик лидерства. Ситуация эта определяется многогранностью проблемы: фокусируя внимание на личности лидера, нельзя упускать из виду роль его окружения; интерпретируя специфику поведения лидера, невозможно отказываться от особенностей его роли в различного рода институциональных структурах; изучая характерные черты лидера, нельзя упускать из виду разнообразие преследуемых им целей, способов их достижения и достигаемых результатов.

По сути же лидерство - это власть, осуществляемая способностью одного (или нескольких) лица, находящегося "на вершине", заставлять других предпринимать какие-либо действия. Отношения власти всегда есть отношения неравенства. "Отношения власти, осуществляемые в контексте лидерства, - по мнению французского политолога Ж. Блонделя, - отмечаются особым неравенством, поскольку лидеры способны заставить всех членов своей группы (а в случае с нацией - всех граждан) делать то, что в другом случае они бы не делали. Данная способность лидера, за небольшим исключением, долговременна, может осуществляться продолжительное время"2.

Отсюда, продолжает Ж. Блондель, "возможно определить политическое и особенно общенациональное политическое лидерство как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям".

Политическое лидерство представляется исследователям этого феномена одним из наиболее эффективных способов побуждения людей к совместной деятельности во имя улучшения своей судьбы, а отсюда к их сплочению для реализации общих целей.

Степень влиятельности лидеров, результативность их деятельности прямо связаны с характером среды, в которой они действуют. Более того, отдельные исследователи утверждают, что их возможности ограничиваются тем, что эта среда "позволяет" им сделать. Эффективность деятельности лидеров определяется их личностными характеристиками, истоками их власти, методами осуществления власти, институциональными инструментами, помогающими (или ограничивающими) действиям лидеров.

Одним из инструментов, с помощью которого политические лидеры осуществляют свою власть, является их "положение", определяющее их законную и конституционную позицию. Поскольку, однако, само по себе "положение" может быть занято по-разному (по конституционному положению, в результате переворота, вследствие неопределенной ситуации), а полномочия лидера, занявшего это положение, уменьшаются (или увеличиваются) законодательством и повседневной практикой, этот показатель имеет лишь самое общее определение.

Важен, кроме того, характер отношений между лидерами и их непосредственным окружением (прежде всего с правительством) и с нацией в целом.

Исследование феномена лидерства в современной политической социологии в определенной мере осложнено строгим определением понятия "лидерство", что объясняется прежде всего сложностями его перевода с английского. Так, например, отсутствует прямой эквивалент понятия "лидер" во французском языке. Употребляемое здесь понятие "шеф" имеет более автократичный смысл, говорит если не о прямой иерархии, то хотя бы о командной структуре, которая включает в себя и понятие "лидер". Недавно появившееся слово "decider" (тот, кто принимает решение) связано прежде всего со сферой принятия решений. Точно так же не выдерживают "испытания на прочность", не вписываются в контуры понятия "leader" и слова "giede" (проводник), "dirigent" (руководитель).

Лидерство - это поведенческое понятие, поэтому понятия, ассоциирующиеся с занятием определенного положения в конкретной структуре, не полностью раскрывают его. Лидер - это тот, кто влияет на группу независимо от того, является ли он ее формальным главой. Лидеры есть не только в неформальных образованиях, но реальный лидер конституировавшейся организации может не занимать формальной позиции в группе.

Предлагаемое разграничение очевидно и значимо. Расширяя рамки понятия "лидерство", оно делает его более гибким. В то же время оно создает и определенные трудности, потому что на практике существует связь между лидерством и занимаемым положением.

В практике политической социологии это разграничение необходимо. С одной стороны, различение "реального" лидерства от чисто формального занятия должности в связи с тем, что формально перекрывающие друг друга понятия "лидерство" как "способ поведения" и "лидерство" как "вершинное положение" полностью не совпадают (в Великобритании, например, королева не является политическим лидером, в СССР генеральный секретарь ЦК КПСС был не только политическим лидером в партии, но и в стране). С другой стороны, должностное влияние, поскольку формальное положение и реальная власть практически всегда взаимовлияют друг на друга; недопустимо игнорирование должности.

Операционализация понятия лидерства предполагает учет того, что лидерство - это продолжительное, а не просто случайное использование власти; отсюда лидерство должно осуществляться, как правило, в контексте хорошо организованных групп. Кроме того, политическое лидерство есть особый вид власти, поскольку она направлена на широкий круг вопросов и проблем. Политические лидеры осуществляют свою власть над сферой, включающей международные дела, оборону, экономическое и социальное благосостояние людей, культуру и искусство. Поэтому политическое лидерство - одна из самых высоких и самых охватывающих форм власти.

Способность лидера побуждать, а не принуждать других к действиям зачастую дает основание для рассмотрения лидерства как противоположности принуждению. Однако в реальности существует целая шкала градаций между мягким давлением и грубым принуждением, поэтому признак этот не рассматривается как определяющий.

По мнению исследователей, интерес к анализу лидерства оправдан с политической точки зрения только в той степени, в какой признано влияние лидеров на развитие общества.

Общая классификация политического лидерства в связи с этим должна начинаться с определения степени влияния, оказываемого в реальности (или потенциально) на общество.

Попытки классификации типов лидеров в современной политической социологии основаны на совокупности большого числа переменных величин:

- степень влияния лидеров на общество: а) лидеры "герои" (или лидеры "злодеи");

б) "должностные лица", "менеджеры", обычные люди, почти не оказывающие влияния на ход событий3. Дж. Мак Г. Берне, исходя из этого же основания, делит лидеров на две категории: преобразователей и дельцов4. Точка зрения о том, что ход истории определяется только "героями", "великими людьми", бытует со времен Плутарха, хотя основания подобного рода дихотомии до сих пор не подтверждены;

- институциональные и поведенческие характеристики, по Бернсу, - лидерство, вытекающее из партийно-политической деятельности, ведет в нормальных условиях к "деловому" лидерству; в революционных - лидерство становится преобразующим.

Специфические особенности политического лидерства определяются:

- личностными чертами лидера, включающими не просто "характер" (активно-позитивный, пассивно-позитивный, пассивно-негативный), "личность" лидера (энергичность, напористость, способность быстро вникать в проблему и т. п.), но и целый ряд элементов, которые могут быть определены как "социологические" (социальное происхождение лидера, его карьера и т. п.) и раскрывать личностные различия в политике или степени влияния;

- инструментами, которые лидеры имеют в своем распоряжении - группы, партии, законодательные органы, одним словом, все, что может содействовать или противодействовать начинаниям лидеров. Сюда же относятся и средства массовой информации, организационный (дезорганизационный) потенциал которых, хотя и окончательно не выясненный, признается всеми политическими социологами. В самом общем плане возможности используемых лидерами инструментов определяются характеристиками среды - политической реальности, в рамках которой действуют лидеры. Это и степень централизации (децентрализации) системы, и мера лояльности в целом и т. д.;

- особенностями среды, в рамках которой действуют лидеры. Ж. Блондель определяет среду как шахматную доску, на которой лидеры играют и должны играть.

В узком смысле слова среда охватывает тот круг проблем, решать которые пытается лидер. Типология этих проблем обширна и разнообразна. Основами ее могут быть: масштабность проблем (общество в целом или отдельная группа населения); их состояние ("кризисное" - "способность" и т. п.).

Если классификация лидерства в первую очередь должна основываться на классификации действий лидеров, то вторым необходимым шагом является анализ того, каким образом среда видоизменяет динамику действий лидеров, дифференцируя возможное и невозможное.

 

Наработки по этой проблеме в политической социологии, по общему мнению специалистов в этой области, крайне незначительны - "лидерство в одних сегментах населения (студенты, военные и бизнесмены) изучалось интенсивно, в то время как в других (политики, рабочие лидеры и лидеры преступного мира) подвергалось относительному забвению", - отмечал Р. Стогдилл в работе "Настольная книга по лидерству: обзор теории и исследований". Начавшийся с середины 70-х годов подъем интереса к проблеме был, по мнению тех немногих политологов, которые занимались проблемой, - Дж. Пейджа, Мак Г. Бернса, Б. Келлермана и др., также малоплодотворным.

Это выражается, в частности, в отсутствии общепринятого понятия и характеристик лидерства. Ситуация эта определяется многогранностью проблемы: фокусируя внимание на личности лидера, нельзя упускать из виду роль его окружения; интерпретируя специфику поведения лидера, невозможно отказываться от особенностей его роли в различного рода институциональных структурах; изучая характерные черты лидера, нельзя упускать из виду разнообразие преследуемых им целей, способов их достижения и достигаемых результатов.

По сути же лидерство - это власть, осуществляемая способностью одного (или нескольких) лица, находящегося "на вершине", заставлять других предпринимать какие-либо действия. Отношения власти всегда есть отношения неравенства. "Отношения власти, осуществляемые в контексте лидерства, - по мнению французского политолога Ж. Блонделя, - отмечаются особым неравенством, поскольку лидеры способны заставить всех членов своей группы (а в случае с нацией - всех граждан) делать то, что в другом случае они бы не делали. Данная способность лидера, за небольшим исключением, долговременна, может осуществляться продолжительное время"2.

Отсюда, продолжает Ж. Блондель, "возможно определить политическое и особенно общенациональное политическое лидерство как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям".

Политическое лидерство представляется исследователям этого феномена одним из наиболее эффективных способов побуждения людей к совместной деятельности во имя улучшения своей судьбы, а отсюда к их сплочению для реализации общих целей.

Степень влиятельности лидеров, результативность их деятельности прямо связаны с характером среды, в которой они действуют. Более того, отдельные исследователи утверждают, что их возможности ограничиваются тем, что эта среда "позволяет" им сделать. Эффективность деятельности лидеров определяется их личностными характеристиками, истоками их власти, методами осуществления власти, институциональными инструментами, помогающими (или ограничивающими) действиям лидеров.

Одним из инструментов, с помощью которого политические лидеры осуществляют свою власть, является их "положение", определяющее их законную и конституционную позицию. Поскольку, однако, само по себе "положение" может быть занято по-разному (по конституционному положению, в результате переворота, вследствие неопределенной ситуации), а полномочия лидера, занявшего это положение, уменьшаются (или увеличиваются) законодательством и повседневной практикой, этот показатель имеет лишь самое общее определение.

Важен, кроме того, характер отношений между лидерами и их непосредственным окружением (прежде всего с правительством) и с нацией в целом.

Исследование феномена лидерства в современной политической социологии в определенной мере осложнено строгим определением понятия "лидерство", что объясняется прежде всего сложностями его перевода с английского. Так, например, отсутствует прямой эквивалент понятия "лидер" во французском языке. Употребляемое здесь понятие "шеф" имеет более автократичный смысл, говорит если не о прямой иерархии, то хотя бы о командной структуре, которая включает в себя и понятие "лидер". Недавно появившееся слово "decider" (тот, кто принимает решение) связано прежде всего со сферой принятия решений. Точно так же не выдерживают "испытания на прочность", не вписываются в контуры понятия "leader" и слова "giede" (проводник), "dirigent" (руководитель).

Лидерство - это поведенческое понятие, поэтому понятия, ассоциирующиеся с занятием определенного положения в конкретной структуре, не полностью раскрывают его. Лидер - это тот, кто влияет на группу независимо от того, является ли он ее формальным главой. Лидеры есть не только в неформальных образованиях, но реальный лидер конституировавшейся организации может не занимать формальной позиции в группе.

Предлагаемое разграничение очевидно и значимо. Расширяя рамки понятия "лидерство", оно делает его более гибким. В то же время оно создает и определенные трудности, потому что на практике существует связь между лидерством и занимаемым положением.

В практике политической социологии это разграничение необходимо. С одной стороны, различение "реального" лидерства от чисто формального занятия должности в связи с тем, что формально перекрывающие друг друга понятия "лидерство" как "способ поведения" и "лидерство" как "вершинное положение" полностью не совпадают (в Великобритании, например, королева не является политическим лидером, в СССР генеральный секретарь ЦК КПСС был не только политическим лидером в партии, но и в стране). С другой стороны, должностное влияние, поскольку формальное положение и реальная власть практически всегда взаимовлияют друг на друга; недопустимо игнорирование должности.

Операционализация понятия лидерства предполагает учет того, что лидерство - это продолжительное, а не просто случайное использование власти; отсюда лидерство должно осуществляться, как правило, в контексте хорошо организованных групп. Кроме того, политическое лидерство есть особый вид власти, поскольку она направлена на широкий круг вопросов и проблем. Политические лидеры осуществляют свою власть над сферой, включающей международные дела, оборону, экономическое и социальное благосостояние людей, культуру и искусство. Поэтому политическое лидерство - одна из самых высоких и самых охватывающих форм власти.

Способность лидера побуждать, а не принуждать других к действиям зачастую дает основание для рассмотрения лидерства как противоположности принуждению. Однако в реальности существует целая шкала градаций между мягким давлением и грубым принуждением, поэтому признак этот не рассматривается как определяющий.

По мнению исследователей, интерес к анализу лидерства оправдан с политической точки зрения только в той степени, в какой признано влияние лидеров на развитие общества.

Общая классификация политического лидерства в связи с этим должна начинаться с определения степени влияния, оказываемого в реальности (или потенциально) на общество.

Попытки классификации типов лидеров в современной политической социологии основаны на совокупности большого числа переменных величин:

- степень влияния лидеров на общество: а) лидеры "герои" (или лидеры "злодеи");

б) "должностные лица", "менеджеры", обычные люди, почти не оказывающие влияния на ход событий3. Дж. Мак Г. Берне, исходя из этого же основания, делит лидеров на две категории: преобразователей и дельцов4. Точка зрения о том, что ход истории определяется только "героями", "великими людьми", бытует со времен Плутарха, хотя основания подобного рода дихотомии до сих пор не подтверждены;

- институциональные и поведенческие характеристики, по Бернсу, - лидерство, вытекающее из партийно-политической деятельности, ведет в нормальных условиях к "деловому" лидерству; в революционных - лидерство становится преобразующим.

Специфические особенности политического лидерства определяются:

- личностными чертами лидера, включающими не просто "характер" (активно-позитивный, пассивно-позитивный, пассивно-негативный), "личность" лидера (энергичность, напористость, способность быстро вникать в проблему и т. п.), но и целый ряд элементов, которые могут быть определены как "социологические" (социальное происхождение лидера, его карьера и т. п.) и раскрывать личностные различия в политике или степени влияния;

- инструментами, которые лидеры имеют в своем распоряжении - группы, партии, законодательные органы, одним словом, все, что может содействовать или противодействовать начинаниям лидеров. Сюда же относятся и средства массовой информации, организационный (дезорганизационный) потенциал которых, хотя и окончательно не выясненный, признается всеми политическими социологами. В самом общем плане возможности используемых лидерами инструментов определяются характеристиками среды - политической реальности, в рамках которой действуют лидеры. Это и степень централизации (децентрализации) системы, и мера лояльности в целом и т. д.;

- особенностями среды, в рамках которой действуют лидеры. Ж. Блондель определяет среду как шахматную доску, на которой лидеры играют и должны играть.

В узком смысле слова среда охватывает тот круг проблем, решать которые пытается лидер. Типология этих проблем обширна и разнообразна. Основами ее могут быть: масштабность проблем (общество в целом или отдельная группа населения); их состояние ("кризисное" - "способность" и т. п.).

Если классификация лидерства в первую очередь должна основываться на классификации действий лидеров, то вторым необходимым шагом является анализ того, каким образом среда видоизменяет динамику действий лидеров, дифференцируя возможное и невозможное.