Потребность новой эпохи в социологии
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9Социология как специализированная область научного знания возникла в середине XIX в., точнее - в 20-70-х годах этого столетия. Этот первый этап ее становления олицетворяют О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс. Он был этапом ранней теоретической классики в социологии. Второй, завершающий этап ее становления и начало ее институционализации ____________________
Статья является сокращенным вариантом главы 1 учебника "Общая (социетальная) социология" (финансовая поддержка РГНФ и Министерства образования РФ (№ 01-03-85006 а/у). Программа курса опубликована в журнале (Социол.исслед. 2001. №8).
охватывает период с 80-х годов ХIХ в. до первой мировой войны. Он запечатлен в произведениях Ф.Тенниса, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Это этап ранней теоретико-методологической классики. Третий этап образует зрелая теоретико-методологическая классика. Она представлена в трудах П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, ряда французских, английских, немецких социологов, работавших в период от первой мировой войны до 70-х годов XX в. Период с 80-х годов до настоящего времени можно охарактеризовать как четвертый, постклассический или современный этап.
Не случайно, что социология возникла в середине XIX в. в культурно и экономически наиболее развитых странах Западной Европы: Франции, Германии, Англии. Именно в этих странах в то время шло интенсивное становление и развитие основ раннего буржуазного, или раннелиберального общества. Формировалась по-новому дифференцированная структура этого общества и новые механизмы его становления, воспроизводства и изменения. На арену активной общественной жизни вышли новые социальные силы или субъекты, в том числе массовые (профессиональные союзы трудящихся, политические партии и движения), которые нуждались в ясном понимании сложных, подчас революционных процессов.
Понимание структуры и динамики нового общества требовало новых знаний, способных удовлетворить такую потребность. До появления социологии имелись два вида знаний об обществе, которые существовали независимо друг от друга: философское (социальная философия) и эмпирическое. Так, Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо во Франции создали социально-философские и политические концепции, в которых верно схвачена социальная тенденция новой эпохи. Центром этих концепций стал рядовой человек Нового времени как субъект становления нового общества. Это уже не подданный короля или царя, а гражданин, обладающий неотъемлемыми правами и свободами. Его отношения с другими гражданами, равными ему по этим правам и свободам, образуют гражданское общество. Как члены этого сообщества они заключают «общественный договор» с государством: делегируют ему часть своих прав в обмен на защиту своих гражданских прав и свобод. Но эти и подобные им концепции выражали лишь начальные, недостаточно дифференцированные состояния раннелиберального общества. К тому же они были обоснованы лишь теоретически, а не эмпирически.
Эмпирическое знание того времени об обществе возникло для решения практических задач. В Англии XVII-XVIII вв. это была «политическая арифметика», которая использовала количественные методы для изучения причин и тенденций смертности, анализа результатов первых переписей населения (Дж.Граунт, В.Петти, Э.Галлей). В Германии подобный статистический анализ осуществляло так называемое «государствоведение», Staatswissenschaft, т.е. учение о массовых явлениях и фактах жизни государства. Из анализа таких фактов и возникла статистика как специальная наука (термин «статистика» имеет в своем корне слово «государство»: нем. Staat, англ. state). Такого рода эмпирическое знание было далеко от социальной теории. Но оно стало важной предпосылкой возникновения социологии - эмпирической предсоциологией.
Таким образом, социология возникла в ответ на двоякую потребность социальных субъектов Нового времени: в синтезирующем знании о новом обществе как целостном объекте, который возникает в результате действий множества субъектов; в таком специализированном знании, которое соединяет теорию с эмпирическим обоснованием и позволяет субъектам достигать практических успехов. Эта потребность имела интернациональный характер. Ее основателями и ранними теоретическими классиками стали крупнейшие западноевропейские мыслители. Затем география социологии стала быстро расширяться. Остается добавить, что современная эпоха, XXI в. предъявляет значительно более широкий и качественно новый спрос на целостное социологическое знание.
Предмет социологии: исходные позиции
Что изучает социология, что составляет ее предмет. Прежде всего, посмотрим, как отвечали на этот вопрос основатели социологии, труды которых и образовали ее раннюю теоретическую классику (20-70-е годы XIX в.). Франция по праву гордится тем, что один из ее мыслителей, Огюст Конт (1798-1857), стал первым основателем социологии. По праву он дал имя этой науке, придумав новое слово: социология (sociologie, от лат. societas + греч. logos). Будучи в молодости последователем и секретарем Сен-Симона, он уже на первом этапе своего творчества, в начале 20-х годов XIX в., понял, что прежнее общество, основу которого составляли религия и войны, находится в кризисе, умирает. Вместо него рождается новое общество: научное и индустриальное. Священников заменяют ученые, а военных - индустриалы (предприниматели, управляющие, банкиры). Необходима интеллектуальная реформа: синтез наук и формирование позитивной политики. Главным результатом этой реформы и является социология. Предмет социологии - общество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие. Это согласие, в свою очередь, опирается на единство истории человечества и самой природы человека. Ключом социологической концепции Конта служит формула: «рациональная координация основного ряда разных событий, соответствующая единому замыслу» (Р.Арон. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 104).
Английский философ и ученый Герберт Спенсер (1820-1903) стал еще одним основателем социологии. Как кабинетный ученый, он начал разрабатывать свое социологическое учение независимо от Конта, но позднее его (с конца 40-х годов). Признавал его приоритет, но отвергал идею линейного прогресса и настаивал на приоритете свободы индивида в его отношениях с обществом. Всю жизнь проведя в Англии, наиболее развитой стране того времени, Спенсер видел перед собой сложившееся буржуазное общество. Все глубже дифференцируясь по мере роста, оно сохраняет целостность благодаря новым социальным институтам, которые сдерживают обострение противоречий и совершенствуются, осуществляя эту функцию. По Спенсеру, предмет социологии - общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.
Карл Маркс (1818-1883) сформировался как мыслитель и революционер в Германии и Франции, а большую часть жизни работал в Англии над «Капиталом». На возникшее буржуазное общество он смотрел с позиций посткапитализма и доказывал, что оно уже находится в глубочайшем кризисе и рождает из себя новое, социалистическое общество. Он резко критически относился к социологическим учениям Конта и Спенсера как буржуазным. Уже к середине 40-х годов он создал свое социологическое учение, которое назвал материалистическим пониманием истории. Согласно этому учению, глубинной причиной развития общества служат не идеи, а материальные производительные силы. На базе различных способов производства возникают разные общественные формации, или типы общества. Непосредственной движущей силой истории является борьба антагонистических классов, которая должна завершиться возникновением бесклассового, коммунистического общества как высшей социальной целостности. Следовательно, предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и революции.
Итак, основатели социологии сходились в том, что ее предмет - общество как целостная реальность, но различались в понимании структуры общества и его динамики, особенно - его перспектив. В основе этих различий лежали разные социально-философские подходы и ценностно-политические ориентации. Эмпирические же данные существовали независимо от социологической теории. Правда, Конт обосновал применимость в социологии общенаучных методов получения эмпирических данных: наблюдения, эксперимента, сравнительного-исторического метода, но использовал лишь имеющиеся данные для иллюстрации своих положений. Спенсер широко опирался на данные естествознания для социологических выводов, получаемых методом логической индукции. Опыты получения эмпирических данных на основе социологической теории встречаются у Маркса. Но в целом классики ранней теоретической социологии не осознавали эту задачу как фундаментальную. Предмет социологии еще не имел адекватных методов эмпирического исследования.
Социология как специализированная область научного знания возникла в середине XIX в., точнее - в 20-70-х годах этого столетия. Этот первый этап ее становления олицетворяют О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс. Он был этапом ранней теоретической классики в социологии. Второй, завершающий этап ее становления и начало ее институционализации ____________________
Статья является сокращенным вариантом главы 1 учебника "Общая (социетальная) социология" (финансовая поддержка РГНФ и Министерства образования РФ (№ 01-03-85006 а/у). Программа курса опубликована в журнале (Социол.исслед. 2001. №8).
охватывает период с 80-х годов ХIХ в. до первой мировой войны. Он запечатлен в произведениях Ф.Тенниса, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Это этап ранней теоретико-методологической классики. Третий этап образует зрелая теоретико-методологическая классика. Она представлена в трудах П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, ряда французских, английских, немецких социологов, работавших в период от первой мировой войны до 70-х годов XX в. Период с 80-х годов до настоящего времени можно охарактеризовать как четвертый, постклассический или современный этап.
Не случайно, что социология возникла в середине XIX в. в культурно и экономически наиболее развитых странах Западной Европы: Франции, Германии, Англии. Именно в этих странах в то время шло интенсивное становление и развитие основ раннего буржуазного, или раннелиберального общества. Формировалась по-новому дифференцированная структура этого общества и новые механизмы его становления, воспроизводства и изменения. На арену активной общественной жизни вышли новые социальные силы или субъекты, в том числе массовые (профессиональные союзы трудящихся, политические партии и движения), которые нуждались в ясном понимании сложных, подчас революционных процессов.
Понимание структуры и динамики нового общества требовало новых знаний, способных удовлетворить такую потребность. До появления социологии имелись два вида знаний об обществе, которые существовали независимо друг от друга: философское (социальная философия) и эмпирическое. Так, Томас Гоббс и Джон Локк в Англии, Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо во Франции создали социально-философские и политические концепции, в которых верно схвачена социальная тенденция новой эпохи. Центром этих концепций стал рядовой человек Нового времени как субъект становления нового общества. Это уже не подданный короля или царя, а гражданин, обладающий неотъемлемыми правами и свободами. Его отношения с другими гражданами, равными ему по этим правам и свободам, образуют гражданское общество. Как члены этого сообщества они заключают «общественный договор» с государством: делегируют ему часть своих прав в обмен на защиту своих гражданских прав и свобод. Но эти и подобные им концепции выражали лишь начальные, недостаточно дифференцированные состояния раннелиберального общества. К тому же они были обоснованы лишь теоретически, а не эмпирически.
Эмпирическое знание того времени об обществе возникло для решения практических задач. В Англии XVII-XVIII вв. это была «политическая арифметика», которая использовала количественные методы для изучения причин и тенденций смертности, анализа результатов первых переписей населения (Дж.Граунт, В.Петти, Э.Галлей). В Германии подобный статистический анализ осуществляло так называемое «государствоведение», Staatswissenschaft, т.е. учение о массовых явлениях и фактах жизни государства. Из анализа таких фактов и возникла статистика как специальная наука (термин «статистика» имеет в своем корне слово «государство»: нем. Staat, англ. state). Такого рода эмпирическое знание было далеко от социальной теории. Но оно стало важной предпосылкой возникновения социологии - эмпирической предсоциологией.
Таким образом, социология возникла в ответ на двоякую потребность социальных субъектов Нового времени: в синтезирующем знании о новом обществе как целостном объекте, который возникает в результате действий множества субъектов; в таком специализированном знании, которое соединяет теорию с эмпирическим обоснованием и позволяет субъектам достигать практических успехов. Эта потребность имела интернациональный характер. Ее основателями и ранними теоретическими классиками стали крупнейшие западноевропейские мыслители. Затем география социологии стала быстро расширяться. Остается добавить, что современная эпоха, XXI в. предъявляет значительно более широкий и качественно новый спрос на целостное социологическое знание.
Предмет социологии: исходные позиции
Что изучает социология, что составляет ее предмет. Прежде всего, посмотрим, как отвечали на этот вопрос основатели социологии, труды которых и образовали ее раннюю теоретическую классику (20-70-е годы XIX в.). Франция по праву гордится тем, что один из ее мыслителей, Огюст Конт (1798-1857), стал первым основателем социологии. По праву он дал имя этой науке, придумав новое слово: социология (sociologie, от лат. societas + греч. logos). Будучи в молодости последователем и секретарем Сен-Симона, он уже на первом этапе своего творчества, в начале 20-х годов XIX в., понял, что прежнее общество, основу которого составляли религия и войны, находится в кризисе, умирает. Вместо него рождается новое общество: научное и индустриальное. Священников заменяют ученые, а военных - индустриалы (предприниматели, управляющие, банкиры). Необходима интеллектуальная реформа: синтез наук и формирование позитивной политики. Главным результатом этой реформы и является социология. Предмет социологии - общество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие. Это согласие, в свою очередь, опирается на единство истории человечества и самой природы человека. Ключом социологической концепции Конта служит формула: «рациональная координация основного ряда разных событий, соответствующая единому замыслу» (Р.Арон. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 104).
Английский философ и ученый Герберт Спенсер (1820-1903) стал еще одним основателем социологии. Как кабинетный ученый, он начал разрабатывать свое социологическое учение независимо от Конта, но позднее его (с конца 40-х годов). Признавал его приоритет, но отвергал идею линейного прогресса и настаивал на приоритете свободы индивида в его отношениях с обществом. Всю жизнь проведя в Англии, наиболее развитой стране того времени, Спенсер видел перед собой сложившееся буржуазное общество. Все глубже дифференцируясь по мере роста, оно сохраняет целостность благодаря новым социальным институтам, которые сдерживают обострение противоречий и совершенствуются, осуществляя эту функцию. По Спенсеру, предмет социологии - общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.
Карл Маркс (1818-1883) сформировался как мыслитель и революционер в Германии и Франции, а большую часть жизни работал в Англии над «Капиталом». На возникшее буржуазное общество он смотрел с позиций посткапитализма и доказывал, что оно уже находится в глубочайшем кризисе и рождает из себя новое, социалистическое общество. Он резко критически относился к социологическим учениям Конта и Спенсера как буржуазным. Уже к середине 40-х годов он создал свое социологическое учение, которое назвал материалистическим пониманием истории. Согласно этому учению, глубинной причиной развития общества служат не идеи, а материальные производительные силы. На базе различных способов производства возникают разные общественные формации, или типы общества. Непосредственной движущей силой истории является борьба антагонистических классов, которая должна завершиться возникновением бесклассового, коммунистического общества как высшей социальной целостности. Следовательно, предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и революции.
Итак, основатели социологии сходились в том, что ее предмет - общество как целостная реальность, но различались в понимании структуры общества и его динамики, особенно - его перспектив. В основе этих различий лежали разные социально-философские подходы и ценностно-политические ориентации. Эмпирические же данные существовали независимо от социологической теории. Правда, Конт обосновал применимость в социологии общенаучных методов получения эмпирических данных: наблюдения, эксперимента, сравнительного-исторического метода, но использовал лишь имеющиеся данные для иллюстрации своих положений. Спенсер широко опирался на данные естествознания для социологических выводов, получаемых методом логической индукции. Опыты получения эмпирических данных на основе социологической теории встречаются у Маркса. Но в целом классики ранней теоретической социологии не осознавали эту задачу как фундаментальную. Предмет социологии еще не имел адекватных методов эмпирического исследования.