Предмет социологии в единстве с методологией
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9Второй этап развития социологии как раз и образует ранняя теоретико-методологическая классика (от 80-х годов XIX в. до первой мировой войны). Его характеризует разработка методологии социологических исследований, т.е. осознания подходов к их объекту и способов получения эмпирических данных о нем, взаимное соотнесение теоретической и методологической компонент социологического знания, включая эмпирическую его составляющую.
Важный шаг в этом направлении сделал один из родоначальников немецкой профессиональной социологии Фердинанд Теннис (1855-1936). На разных этапах своей научной деятельности он занимался анализом социальной статистики, провел обширные эмпирические исследования условий жизни низов г. Гамбурга, состояния преступности, тенденций в области самоубийств. В рамках своей концепции социологии он, наряду с теоретической и прикладной социологией, выделил эмпирическую социологию как описательную дисциплину. Она опирается на индуктивный метод и использует понятия теоретической социологии в качестве общих установок. По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей. Но содержание этой воли, ее источники им не были выяснены.
Решающее продвижение по пути сочетания теоретического и эмпирико-методологического компонентов социологического знания осуществил основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Для него предмет социологии есть общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. Объективный метод в социологии предполагает существование социальных фактов как способов действий, распространенных во всем обществе и принудительных по отношению к индивиду; их можно выявить, опираясь на теоретически обоснованные способы получения эмпирических данных. Исследование Дюркгеймом типов и причин самоубийства стало образцом теоретически ориентированного эмпирического исследования.
В творчестве немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) проблемы методологии приобрели, по сути, определяющее значение для понимания предмета социологии. По Веберу, главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыслы своих объектов (будь то общество, организация или индивид), их значения для людей; это должна быть не позитивистско-описательная, а понимающая социология. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Эти значения выявляются с помощью процедур типизации эмпирической реальности (ее сопоставления с идеальными типами) и другими способами. Исследование Вебером роли протестантизма и его этики в развитии капитализма продемонстрировало высокую продуктивность такого подхода.
Одновременно в немецкой социологии сформировался и крайний вариант методологизма: метод социологии как замена ее предмета, или формальная социология Георга Зиммеля (1858-1918). Предметом социологии он считал чистые формы становления социального, или обобществления (Vergesellschaftung), образующиеся при взаимодействии индивидов в любой сфере общества. Это вполне реальные формы: господство, подчинение, соперничество и др. Но, по Зиммелю, изучение специфического содержания этих форм - дело частных общественных наук. Социологию же они должны интересовать как таковые, в чистом виде. Более того, социология должна сосредоточиться на процессе абстрагирования чистых форм. Но это, по сути, дело не социологической, а философской методологии. Таков неизбежный результат попыток свести предмет социологии к методологии.
Третий этап развития социологии предстает как зрелая теоретико-методологическая классика (от первой мировой войны до 70-х годов XX в.). На этом этапе достигает своей зрелости взаимосвязь предмета и методологии социологии. Это происходит как вследствие начала зрелой фазы наиболее либеральных обществ (США, Англия), так и благодаря интенсивному развитию самих социологических теорий, методик, техник и процедур эмпирических исследований. Ключевыми субъектами этого этапа стали американские, западноевропейские и российские социологи. В этом этапе можно выделить три формы.
Первая из них - фундаментально-теоретическая наследница ранней классики — исходит от реально существующего объекта и теоретически вычленяет предмет под четким контролем развитой методологии. Сюда прежде всего относится российско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968). На крутом переломе российской истории и своей личной жизни П.Сорокин создал двухтомную «Систему социологии» (1920 г.). Затем, в начале американского периода своего творчества, Сорокин разработал теорию и методологию измерения социальной мобильности. Этот его опыт стал образцом зрелого единства предмета и методологии социологической науки. Таким образом, по Сорокину, предметом
социологии является общество как реальная совокупность взаимодействующих людей, в которой положение (статус) социального субъекта зависит от его действий в институтах социальной мобильности.
Классик американской социологии XX в. Талкотт Парсонс (1902-1979) в своих теоретико-методологических исследованиях полагал, что предмет социологии составляют системы социального действия, специфичные для каждого общества и выявляемые с помощью структурно-функционального подхода. В этом определении, не принадлежащем самому Парсонсу, а полученном из его характеристики собственных исследований, предмет социологии замыкается на методологию структурно-функционального анализа. А сама эта методология опирается на исходное положение о таком соотношения теории и эмпирических фактов, в котором истинная теория соответствует фактам, а факт есть эмпирически проверяемое утверждение о явлениях в терминах концептуальной схемы [см. Рекомендованная литература, с. 90]. Концептуальная же схема строилась Парсонсом как максимально универсальная.
принципом деятельности немецких социологов Франкфуртской школы (40-60-е годы). Образцом их работы служит теоретико-эмпирическое исследование «Авторитарная личность» (1944-1950), выполненное под руководством Теодора Адорно (1903-1969). Предметом исследования стали черты личности, предпочитающей авторитарный режим; их изучение опиралось на теоретико-методологические концепции неомарксизма и потребовало разработки специальных методик для получения необходимых эмпирических данных.
В российской социологии период ранней теоретической классики начался с середины 60-х годов XIX века, т.е. с началом новой эпохи в истории российского общества (отмена крепостного права, развитие капитализма, ранняя либерализация), и продолжался до 90-х годов этого столетия. На небольшом отрезке времени сформировались и противоборствовали несколько разных концепций: гуманистически ориентированная «субъективная школа» П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского; географический детерминизм Л.И.Мечникова; сциентистски («чисто научно») ориентированное понимание социологии как учения об обществе и его законах Н.И.Кареева; социал-демократическая интерпретация марксистской социологии Г.В.Плехановым.
Независимо от этих концепций, под давлением практических задач общественной жизни России, происходило накопление значительных массивов эмпирических данных, характеризующих состояние и динамику социально-экономической сферы общества. Основным звеном создания достаточно представительной совокупности данных стала земская статистика, которая велась с 1865 г. по программе, разработанной учеными и практиками. Значительный вклад в решение задач репрезентативной выборки внес А.А.Чупров. Большую роль сыграла первая всеобщая перепись населения России (1897 г.). Появились теоретически ориентированные эмпирические исследования.
С 90-х годов XIX в. наблюдается соединение социологической теории с эмпирией. В России возникает ранняя теоретико-методологическая классика, достигшая к 1917г. значительного развития. Это, с одной стороны, марксистская социология: академичная, в работах М.И.Туган-Барановского, и пролетарски-революционная, в работах В.И.Ульянова-Ленина. С другой стороны, быстро развивается сциентистски-либеральная социология, представленная работами М.М.Ковалевского, Е.В.Де-Роберти, П.А.Сорокина. Двухтомная «Социология» (1910) М.М.Ковалевского становится учебником, его автор открывает первую в России кафедру социологии. Основано Русское социологическое общество (1916).
С утверждением советской власти было насильственно прервано развитие эмпирически обоснованной социологии. Эмпирические данные теперь были сведены к официальной статистике, а социологическая теория - к историческому материализму. Лишь с середины 50-х годов XX в. советским ученым было позволено собирать эмпирические данные для подтверждения политики партии и правительства. Но уже в первой половине 60-х годов появляются несколько профессионально выполненных эмпирических исследований, ориентированных на разработку фундаментальных проблем социального развития советского общества. Их результаты получили отражение в книгах: «Брак и семья в СССР» (1964, А.Г.Харчев), «Рабочий класс и технический прогресс» (1965, отв.ред. Г.В.Осипов), «Копанка 25 лет спустя» (1965, Г.В.Осипов, В.Н.Шубкин и др.), «Человек и его работа» (1967, отв. ред. А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов) и ряд других. Появились учебные пособия по методологии и методам социологических исследований. Начался зрелый теоретико-методологический этап в развитии российской социологии. Это было подтверждено активным участием ее представителей в VI (Франция, г. Эвиан, 1966) и VII (Болгария, г. Варна, 1970) конгрессах Международной социологической ассоциации.
В конце XX - начале XXI столетия возникли новые понимания предмета социологии, альтернативные классическим: в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо, как актор социальных процессов, изменений. Среди приверженцев и разработчиков этого подхода - французы Ален Турен и Пьер Бурдьё, англичане Маргарет Арчер и Энтони Гидденс.
Возникли вопросы: как быть с классическим пониманием предмета социологии? Оно отвергается или же сохраняется, но нуждается в дополнении, развитии? Социологическому сообществу предстоит дать конструктивные ответы на подобные вопросы. Иначе будут размываться объект и предмет социологии как науки. Таким образом, предмет социологии историчен, он изменяется, становится более сложным и противоречивым, изменяется и ее объект.
Второй этап развития социологии как раз и образует ранняя теоретико-методологическая классика (от 80-х годов XIX в. до первой мировой войны). Его характеризует разработка методологии социологических исследований, т.е. осознания подходов к их объекту и способов получения эмпирических данных о нем, взаимное соотнесение теоретической и методологической компонент социологического знания, включая эмпирическую его составляющую.
Важный шаг в этом направлении сделал один из родоначальников немецкой профессиональной социологии Фердинанд Теннис (1855-1936). На разных этапах своей научной деятельности он занимался анализом социальной статистики, провел обширные эмпирические исследования условий жизни низов г. Гамбурга, состояния преступности, тенденций в области самоубийств. В рамках своей концепции социологии он, наряду с теоретической и прикладной социологией, выделил эмпирическую социологию как описательную дисциплину. Она опирается на индуктивный метод и использует понятия теоретической социологии в качестве общих установок. По Теннису, предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей. Но содержание этой воли, ее источники им не были выяснены.
Решающее продвижение по пути сочетания теоретического и эмпирико-методологического компонентов социологического знания осуществил основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Для него предмет социологии есть общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов. Объективный метод в социологии предполагает существование социальных фактов как способов действий, распространенных во всем обществе и принудительных по отношению к индивиду; их можно выявить, опираясь на теоретически обоснованные способы получения эмпирических данных. Исследование Дюркгеймом типов и причин самоубийства стало образцом теоретически ориентированного эмпирического исследования.
В творчестве немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) проблемы методологии приобрели, по сути, определяющее значение для понимания предмета социологии. По Веберу, главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыслы своих объектов (будь то общество, организация или индивид), их значения для людей; это должна быть не позитивистско-описательная, а понимающая социология. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Эти значения выявляются с помощью процедур типизации эмпирической реальности (ее сопоставления с идеальными типами) и другими способами. Исследование Вебером роли протестантизма и его этики в развитии капитализма продемонстрировало высокую продуктивность такого подхода.
Одновременно в немецкой социологии сформировался и крайний вариант методологизма: метод социологии как замена ее предмета, или формальная социология Георга Зиммеля (1858-1918). Предметом социологии он считал чистые формы становления социального, или обобществления (Vergesellschaftung), образующиеся при взаимодействии индивидов в любой сфере общества. Это вполне реальные формы: господство, подчинение, соперничество и др. Но, по Зиммелю, изучение специфического содержания этих форм - дело частных общественных наук. Социологию же они должны интересовать как таковые, в чистом виде. Более того, социология должна сосредоточиться на процессе абстрагирования чистых форм. Но это, по сути, дело не социологической, а философской методологии. Таков неизбежный результат попыток свести предмет социологии к методологии.
Третий этап развития социологии предстает как зрелая теоретико-методологическая классика (от первой мировой войны до 70-х годов XX в.). На этом этапе достигает своей зрелости взаимосвязь предмета и методологии социологии. Это происходит как вследствие начала зрелой фазы наиболее либеральных обществ (США, Англия), так и благодаря интенсивному развитию самих социологических теорий, методик, техник и процедур эмпирических исследований. Ключевыми субъектами этого этапа стали американские, западноевропейские и российские социологи. В этом этапе можно выделить три формы.
Первая из них - фундаментально-теоретическая наследница ранней классики — исходит от реально существующего объекта и теоретически вычленяет предмет под четким контролем развитой методологии. Сюда прежде всего относится российско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968). На крутом переломе российской истории и своей личной жизни П.Сорокин создал двухтомную «Систему социологии» (1920 г.). Затем, в начале американского периода своего творчества, Сорокин разработал теорию и методологию измерения социальной мобильности. Этот его опыт стал образцом зрелого единства предмета и методологии социологической науки. Таким образом, по Сорокину, предметом
социологии является общество как реальная совокупность взаимодействующих людей, в которой положение (статус) социального субъекта зависит от его действий в институтах социальной мобильности.
Классик американской социологии XX в. Талкотт Парсонс (1902-1979) в своих теоретико-методологических исследованиях полагал, что предмет социологии составляют системы социального действия, специфичные для каждого общества и выявляемые с помощью структурно-функционального подхода. В этом определении, не принадлежащем самому Парсонсу, а полученном из его характеристики собственных исследований, предмет социологии замыкается на методологию структурно-функционального анализа. А сама эта методология опирается на исходное положение о таком соотношения теории и эмпирических фактов, в котором истинная теория соответствует фактам, а факт есть эмпирически проверяемое утверждение о явлениях в терминах концептуальной схемы [см. Рекомендованная литература, с. 90]. Концептуальная же схема строилась Парсонсом как максимально универсальная.
принципом деятельности немецких социологов Франкфуртской школы (40-60-е годы). Образцом их работы служит теоретико-эмпирическое исследование «Авторитарная личность» (1944-1950), выполненное под руководством Теодора Адорно (1903-1969). Предметом исследования стали черты личности, предпочитающей авторитарный режим; их изучение опиралось на теоретико-методологические концепции неомарксизма и потребовало разработки специальных методик для получения необходимых эмпирических данных.
В российской социологии период ранней теоретической классики начался с середины 60-х годов XIX века, т.е. с началом новой эпохи в истории российского общества (отмена крепостного права, развитие капитализма, ранняя либерализация), и продолжался до 90-х годов этого столетия. На небольшом отрезке времени сформировались и противоборствовали несколько разных концепций: гуманистически ориентированная «субъективная школа» П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского; географический детерминизм Л.И.Мечникова; сциентистски («чисто научно») ориентированное понимание социологии как учения об обществе и его законах Н.И.Кареева; социал-демократическая интерпретация марксистской социологии Г.В.Плехановым.
Независимо от этих концепций, под давлением практических задач общественной жизни России, происходило накопление значительных массивов эмпирических данных, характеризующих состояние и динамику социально-экономической сферы общества. Основным звеном создания достаточно представительной совокупности данных стала земская статистика, которая велась с 1865 г. по программе, разработанной учеными и практиками. Значительный вклад в решение задач репрезентативной выборки внес А.А.Чупров. Большую роль сыграла первая всеобщая перепись населения России (1897 г.). Появились теоретически ориентированные эмпирические исследования.
С 90-х годов XIX в. наблюдается соединение социологической теории с эмпирией. В России возникает ранняя теоретико-методологическая классика, достигшая к 1917г. значительного развития. Это, с одной стороны, марксистская социология: академичная, в работах М.И.Туган-Барановского, и пролетарски-революционная, в работах В.И.Ульянова-Ленина. С другой стороны, быстро развивается сциентистски-либеральная социология, представленная работами М.М.Ковалевского, Е.В.Де-Роберти, П.А.Сорокина. Двухтомная «Социология» (1910) М.М.Ковалевского становится учебником, его автор открывает первую в России кафедру социологии. Основано Русское социологическое общество (1916).
С утверждением советской власти было насильственно прервано развитие эмпирически обоснованной социологии. Эмпирические данные теперь были сведены к официальной статистике, а социологическая теория - к историческому материализму. Лишь с середины 50-х годов XX в. советским ученым было позволено собирать эмпирические данные для подтверждения политики партии и правительства. Но уже в первой половине 60-х годов появляются несколько профессионально выполненных эмпирических исследований, ориентированных на разработку фундаментальных проблем социального развития советского общества. Их результаты получили отражение в книгах: «Брак и семья в СССР» (1964, А.Г.Харчев), «Рабочий класс и технический прогресс» (1965, отв.ред. Г.В.Осипов), «Копанка 25 лет спустя» (1965, Г.В.Осипов, В.Н.Шубкин и др.), «Человек и его работа» (1967, отв. ред. А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов) и ряд других. Появились учебные пособия по методологии и методам социологических исследований. Начался зрелый теоретико-методологический этап в развитии российской социологии. Это было подтверждено активным участием ее представителей в VI (Франция, г. Эвиан, 1966) и VII (Болгария, г. Варна, 1970) конгрессах Международной социологической ассоциации.
В конце XX - начале XXI столетия возникли новые понимания предмета социологии, альтернативные классическим: в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо, как актор социальных процессов, изменений. Среди приверженцев и разработчиков этого подхода - французы Ален Турен и Пьер Бурдьё, англичане Маргарет Арчер и Энтони Гидденс.
Возникли вопросы: как быть с классическим пониманием предмета социологии? Оно отвергается или же сохраняется, но нуждается в дополнении, развитии? Социологическому сообществу предстоит дать конструктивные ответы на подобные вопросы. Иначе будут размываться объект и предмет социологии как науки. Таким образом, предмет социологии историчен, он изменяется, становится более сложным и противоречивым, изменяется и ее объект.