Краткое содержание главы 1.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 91. Социология возникла в середине XIX века в наиболее развитых странах Западной Европы в ответ на потребность новой эпохи осмыслить структуру и динамику нового, буржуазного или либерального общества как целого. Современная эпоха предъявляет новый спрос на целостное социологическое знание.
2. Ранняя теоретическая классика социологии исходила из того, что ее предмет - общество как целостная реальность. Но она еще не соотносила такое осмысление общества с необходимостью получения эмпирических данных на основе социологической теории, т.е. с разработкой социологической методологии.
3. Этот недостаток преодолевается ранней теоретико-методологической классикой, которая осмысливает предмет социологии в единстве с ее методологией. А на этапе зрелой теоретико-методологической классики новое качество получает сама взаимосвязь предмета и методологии, поскольку создается целая система методов, техник и процедур получения эмпирических данных.
4. Сопоставление современных рабочих определений предмета социологии позволяет дать их некоторое теоретико-методологическое резюме.
5. Научность социологии обеспечивается наличием у нее особого предмета, реальным существованием ее объектов (общества, общностей) и совокупностью количественных и качественных методов получения эмпирических данных, систем социальных фактов, характеризующих свойства и отношения этих объектов.
6. К началу XXI века социология достигла зрелости и выполняет познавательную, образовательную и прикладную функции в обществе.
Вопросы и задания к семинарам
1.1. Нужна ли обществу социология в начале XXI века ?
1.2. Какое рабочее определение предмета социологии лучше работает?
1.3. В чем заключается научность социологических подходов и методов?
1.4. Как взаимосвязаны функции и структура социологического знания? Какая функция наиболее актуальна сегодня?
Темы рефератов, эссе, курсовых работ
1.1. Эволюция предмета социологии: причины и этапы
1.2. Теоретико-методологическая классика социологии в отличие от ранней теоретической классики
1.3. Школы и традиции российской социологии
1.4. Научность социологических подходов и методов как открытая проблема
Контрольные вопросы
1.1. Общественная потребность в социологии
1.2. Предмет социологии: его историчность
1.3. Методология социологии, критерии ее научности
1.4. Функции и структура социологического знания
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Социология возникла в середине XIX века в наиболее развитых странах Западной Европы в ответ на потребность новой эпохи осмыслить структуру и динамику нового, буржуазного или либерального общества как целого. Современная эпоха предъявляет новый спрос на целостное социологическое знание.
2. Ранняя теоретическая классика социологии исходила из того, что ее предмет - общество как целостная реальность. Но она еще не соотносила такое осмысление общества с необходимостью получения эмпирических данных на основе социологической теории, т.е. с разработкой социологической методологии.
3. Этот недостаток преодолевается ранней теоретико-методологической классикой, которая осмысливает предмет социологии в единстве с ее методологией. А на этапе зрелой теоретико-методологической классики новое качество получает сама взаимосвязь предмета и методологии, поскольку создается целая система методов, техник и процедур получения эмпирических данных.
4. Сопоставление современных рабочих определений предмета социологии позволяет дать их некоторое теоретико-методологическое резюме.
5. Научность социологии обеспечивается наличием у нее особого предмета, реальным существованием ее объектов (общества, общностей) и совокупностью количественных и качественных методов получения эмпирических данных, систем социальных фактов, характеризующих свойства и отношения этих объектов.
6. К началу XXI века социология достигла зрелости и выполняет познавательную, образовательную и прикладную функции в обществе.
Вопросы и задания к семинарам
1.1. Нужна ли обществу социология в начале XXI века ?
1.2. Какое рабочее определение предмета социологии лучше работает?
1.3. В чем заключается научность социологических подходов и методов?
1.4. Как взаимосвязаны функции и структура социологического знания? Какая функция наиболее актуальна сегодня?
Темы рефератов, эссе, курсовых работ
1.1. Эволюция предмета социологии: причины и этапы
1.2. Теоретико-методологическая классика социологии в отличие от ранней теоретической классики
1.3. Школы и традиции российской социологии
1.4. Научность социологических подходов и методов как открытая проблема
Контрольные вопросы
1.1. Общественная потребность в социологии
1.2. Предмет социологии: его историчность
1.3. Методология социологии, критерии ее научности
1.4. Функции и структура социологического знания
ПРИЛОЖЕНИЕ