3. Социоструктура правосознания: содержание и особенности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32  
34 

Важное значение в деле понимания содержания и характера правового сознания приобретает выяснение его структуры. С учетом специфики отражения правовой формы сознания общественного бытия, степени сложности и полноты такого отражения в правовом сознании можно различать следующие компоненты: правовую идеологию и социально-правовую психологию.

Идеологический и социально-психологический компоненты правового сознания образуют эмоционально-интеллектуальное единство, всесторонне отражающее общественное бытие. В реальной практике они тесно связаны между собой и их разделение возможно на абстрактном уровне.

Правовая идеология отражает общественные отношения как систему. Данное обстоятельство способствует выделению таких именно общественных отношений, какие требуют правового регулирования. Кроме того, она помогает выявить специфику метода правового регулирования, необходимого для конкретной группы общественных отношений. Для правовой идеологии характерна идея внутреннего единства системы правового регулирования. В отличие от нее правовая психология не отражает систематично весь спектр общественных отношений. Ее отражение носит ограниченный характер, охватывающее в первую очередь изменения, происходящие в ближайшей к личности или микросреде сфере жизнедеятельности.

Особенность отражения общественного бытия правовой идеологией и социально-правовой психологией проявляется в сравнительно быстрой реакции каждого из компонентов правового сознания на изменение различных видов общественных отношений. В связи с тем, что изменения конкретных общественных отношений находят прямое отражение в условиях жизни определенных социальных носителей (народов, наций, классов, индивидов), то они могут быстрее ощутить такие изменения, эмпирически зафиксировать их в своем сознании. Наряду с этим, правовая идеология учитывает изменения конкретных общественных отношений, например, к различным формам собственности (государственная, частная, кооперативная и др.) на основе их теоретического научного осознания. Подобная "вторичность" (исходя из глубины уровня отражения) правовой идеологии по отношению к социально-правовой психологии отнюдь не ведут к автоматизации отставания первой от второй. В ряде случаев правовая идеология выступает "первичной" по отношению к социально-правовой психологии, направляет осознание субъектами социально-правовой реальности, обращает внимание на необходимость изменения в правовой системе раньше правовой психологии.

Правовая идеология занимает особое место в общественном развитии. Являясь продуктом духовного производства, она неотделима от его социальной структуры, систематически воздействует на все сферы жизни людей. Именно ей принадлежит определяющая роль в выработке правосознания как отдельных индивидов, так и различных социальных групп. Она воплощается в виде правовых концепций, систематизированных идей и взглядов, положений и т.д. Наряду с этим, правовая идеология оказывает немалое воздействие на различные формы общественного сознания. Особенно значительна такая связь с политическим и нравственным сознанием. Дело в том, что наряду с политическим сознанием, именно правовое отражают экономические отношения общества прямо, непосредственно. Для сравнения отметим, что, например, эстетическая форма общественного сознания не обладает такой отражательной связью со всей системой материальных отношений.

В социально-правовой психологии, в отличие от правовой идеологии могут существовать большее число вариантов, чем в последней. Это связано с подвижностью самих психологических отношений людей, особенно их чувствами.

Необходимо отметить, что ряд авторов стоят на точке зрения существования специфических правовых чувств. Такая точка зрения достаточно спорна, дискуссионна. Дело в том, что эмоциональный аспект состояния правосознания образуют чувства, не отличающие по своему содержанию переживания от тех социальных эмоций, которые представляют собой неотъемлемый элемент всех форм общественного сознания. Радость или печаль, возмущение или одобрение, наслаждение или неприятие и т.д. представляют собой чувства, которые не могут быть квалифицированы как исключительно правовые.

Знания права оказывают существенное влияние на содержание и направленность чувств в сфере права. В свою очередь, чувства (переживания), связанные с восприятием и оценкой людьми правовых явлений, влияют на формирование самих правовых взглядов. В ходе отражения объективной реальности правовые явления фиксируются в сознании человека в виде правовых взглядов и чувств.

Социологический анализ структуры правосознания направлен на исследование динамики его функционирования. Важным аспектом здесь выступает анализ уровней правосознания: научно-теоретического и обыденного.

Научно-теоретический уровень правового сознания является результатом деятельности специалистов (идеологов), политических и государственных руководителей на основе научного осознания социальной реальности, происходящих в ней явлений и процессов, законов функционирования права в обществе.

Обыденное правосознание, которое возникает в ходе повседневной практики, включает в себя накопленный в течение длительного времени опыт общежития, совместной производственной, политической и иной деятельности людей, эмпирические знания о действующем праве и иных правовых явлениях.

Научное правовое сознание решает задачу отражения, опираясь на систему обоснованных понятий, суждений, умозаключений. Уровень научного правосознания выступает ведущим относительно уровня обыденного правосознания. В него входят правовые знания, приобретенные непосредственно в процессе "правовой активности и правового обучения, эмпирической практики, а также пришедшие из прошлых поколений.

В обыденном сознании, следует различать консервативные стороны (обывательские чувства, настроения, взгляды) и творческие прогрессивные элементы сознания. Между тем рациональная сторона обыденного правосознания, проявляющаяся в форме здравого смысла, отличается от теоретического уровня сознания своей ограниченностью познания реальности, не выходящей за пределы чувственно-достоверного.

Ряд исследователей-юристов, анализируя правовое сознание, отождествляют социально-психологический компонент с уровнем всего обыденного сознания, а идеологический - с уровнем теоретического правосознания.

Такая точка зрения не вполне корректна. Понятие "обыденное правовое сознание" объемнее, чем общественная правовая психология. Она включает в себя вместе с элементами правовой психологии элементы "обыденной" правовой теории. Общественная психология, характеризуемая мыслями, чувствами, настроениями, хотя и составляет "ядро" обыденного сознания, не исчерпывает его полностью.

Правосознание имеет сложную социальную структуру. Правосознание личности, правосознание различных микро и макросоциальных групп, правосознание общества в целом являются формами существования правосознания, образуют в своей совокупности его социальную структур. Между такими носителями (субъектами) правосознания существует единство и различие. С точки зрения гносеологической они имеют один и тот же предмет отражения - общественные отношения между людьми. Объективное содержание этих отношений в процессе отражения превращается в правовых явлений и в выработку определенного отношения к ним. Наряду с этим, единство общественного, группового и индивидуального правосознания проявляется также и в том, что они связаны единым детерминантом. Им выступает общая социальная основа в виде единого источника их формирования - общественного бытия, практической деятельности людей и складывающихся в процессе нее отношений, как урегулированных нормами права, так и подлежащих правовому регулированию.

Наряду с единством, общественному, групповому и индивидуальному правосознанию свойственно и различие. Такие различия проявляются: по условиям формирования, по объему содержания, по основным выполняемым функциям.

Различие по условиям формирования заключается в том, что в отличие от общественного и группового, индивидуальное правосознание определяется не только непосредственно-общественным бытием, но также и индивидуальным и групповым бытием.

Ближайшая среда накладывает свой специфический отпечаток на индивидуальное правосознание. Правосознание индивида также опосредовано самим общественным и групповым правосознанием, из которых человек черпает неповторимые представления о правах и обязанностях, понятия о правомерности или неправомерности содеянного и т.д. Общественное и групповое правосознание существенно влияют на формирование индивидуального, преломляясь в индивидуальном бытии.

Существуют различия и в объеме содержания общественного, группового и индивидуального правосознания. На современном этапе общественное бытие представляет собой переплетение и взаимодействие многообразных общественных отношений. Совокупность этих отношений в целом находит свое отражение в общественном правосознании. Оно, в свою очередь, абстрагировано от частных и несущественных проявлений этих отношений и отражает наиболее общее, соответствующее интересам народа в целом, а не отдельным его представителям.

Иное дело индивидуальное и групповое правосознание. В них отражаются отдельные стороны общественного бытия, входящие в сферу личного и группового отношений человека. Общественное правосознание как результат умственной деятельности народа входит в индивидуальное и групповое правовое сознание лишь частично. Поэтому содержание индивидуального и группового правосознания в сравнении с общественным правосознанием по объему ограничено. Существенно различны объем глубина правовых знаний, содержащихся в индивидуальном, групповом общественном правосознании. При этом важно учитывать временную пространственную ограниченность индивидуального и группового правосознания по сравнению с общественным.

Социологический аспект исследования правосознания предполагает выяснение социальной природы индивидуального, группового и общественного правосознания.

Понять сущность индивидуального правосознания, его содержание и особенности возможно при условии знания социальной системы, неотъемлемым элементом которой является конкретная личность. В этом плане естественно, что правосознание индивида формируется под воздействием той системы общественных отношений и ее ценностных ориентаций (в том числе правовых), также реальной практики, в которую он включен. На становление и эволюцию индивидуального правосознания скрывают воздействие прежде всего бытие макрогрупп, микрогрупп и индивидуальное бытиё, особенности жизни, вытекающие из различного общественного положения людей. Между тем это вовсе не означает, что индивидуальное правосознание должно быть полностью отождествлено с общественным правосознанием. Важно заметить, что в правосознании индивида проявляются не только объективные черты эпохи, но и субъективные обстоятельства, его характерные особенности, образование, профессия, способности, специфика условий личной жизни и т.д. Такие обстоятельства воздействуют на формирование правосознания индивида, определяют специфику его знаний о праве и конкретного отношения к нему.

Правосознание индивида может быть масштабным, глубоким по охвату действительности, содержать подлинно научную оценку правовых явлений, даже опережать ее, опираясь на научное познание. Правосознание индивида может быть и ограниченным, отставать от уровня развития общественного сознания, искажать оценки правовых явлений. Одно и тоже правосознание может одобрять большинство правовых ценностей и быть дефектным в оценке какой-то группы правовых явлений. В обществе возможны случаи, когда индивидуальное правосознание вступает в противоречие с общественным. Такие противоречия проявляются в форме правонарушений. Однако разрыв между общественным и индивидуальным правосознанием не всегда принимает форму правонарушений. Он способен оставаться в латентном виде, не проявляясь до определенного времени во внешней форме. Вот почему изучение мотивов, целей правомерного поведения человека весьма важно для выявления уровня его правосознания.

Групповое сознание - важное звено, опосредующее индивидуальное и общественное правосознание. Благодаря групповому сознанию осуществляется частичная "социализация" индивидуального правосознания. Именно под воздействием группового правосознания у индивида проявляется определенное отношение к законодательству в обществе, явлением социально-правовой действительности. Противоречивость духовных ценность, требований, идеалов различных малых социальных групп, к которым принадлежит индивид, оказывает специфическое воздействие на формирование его правосознания.

Правосознание различных объединений людей, общественных организаций являет собой достаточно специфическую форму группового правосознания. Оно представляет правосознание стабильных социальных групп, формирующееся в ходе повседневной деятельности людей.

Наряду с индивидуальным и групповым, следует различать правовую форму сознания в границах всего общества. Совместный труд людей, заинтересованность всех социальных групп в развитии производства, защита национальных интересов свидетельствуют о существовании общих для всех членов общества коренных интересов. Именно они и определяют содержание основных, характерных для этого общества в целом, правовых представлений и переживаний.

Являясь отражением общественного бытия, общественное правосознание выполняет особую функцию. Оно способствует пониманию индивидом правовой природы происходящих в жизни явлений. Общественное правосознание не только вооружает личность определенной суммой правовых знаний, но и выступает основой юридической оценки реальных взаимоотношений между людьми. Кроме того, отражаясь в сознании индивидов, общественное правосознание, например, современной России, формирует у людей не только представления о действующем праве, знание законов, но и убеждения в происхождении права, закрепляющего экономическое и политическое господство конкретных социальных групп. Тем самым общественное правосознание участвует в формировании мировоззренческой стороны духовного мира личности, ее представлений об обществе, как системе.

Таким образом, характеризуя общественное правосознание следует обратить внимание на весьма важный аспект. Его существо сводится к следующему. Правосознание общественной системы в целом объективируется в виде реализующего в государстве законодательства, правопорядка, организации правоохранительных органов, системы норм права, а также запретов, требований, ограничений и дозволений.

 

Важное значение в деле понимания содержания и характера правового сознания приобретает выяснение его структуры. С учетом специфики отражения правовой формы сознания общественного бытия, степени сложности и полноты такого отражения в правовом сознании можно различать следующие компоненты: правовую идеологию и социально-правовую психологию.

Идеологический и социально-психологический компоненты правового сознания образуют эмоционально-интеллектуальное единство, всесторонне отражающее общественное бытие. В реальной практике они тесно связаны между собой и их разделение возможно на абстрактном уровне.

Правовая идеология отражает общественные отношения как систему. Данное обстоятельство способствует выделению таких именно общественных отношений, какие требуют правового регулирования. Кроме того, она помогает выявить специфику метода правового регулирования, необходимого для конкретной группы общественных отношений. Для правовой идеологии характерна идея внутреннего единства системы правового регулирования. В отличие от нее правовая психология не отражает систематично весь спектр общественных отношений. Ее отражение носит ограниченный характер, охватывающее в первую очередь изменения, происходящие в ближайшей к личности или микросреде сфере жизнедеятельности.

Особенность отражения общественного бытия правовой идеологией и социально-правовой психологией проявляется в сравнительно быстрой реакции каждого из компонентов правового сознания на изменение различных видов общественных отношений. В связи с тем, что изменения конкретных общественных отношений находят прямое отражение в условиях жизни определенных социальных носителей (народов, наций, классов, индивидов), то они могут быстрее ощутить такие изменения, эмпирически зафиксировать их в своем сознании. Наряду с этим, правовая идеология учитывает изменения конкретных общественных отношений, например, к различным формам собственности (государственная, частная, кооперативная и др.) на основе их теоретического научного осознания. Подобная "вторичность" (исходя из глубины уровня отражения) правовой идеологии по отношению к социально-правовой психологии отнюдь не ведут к автоматизации отставания первой от второй. В ряде случаев правовая идеология выступает "первичной" по отношению к социально-правовой психологии, направляет осознание субъектами социально-правовой реальности, обращает внимание на необходимость изменения в правовой системе раньше правовой психологии.

Правовая идеология занимает особое место в общественном развитии. Являясь продуктом духовного производства, она неотделима от его социальной структуры, систематически воздействует на все сферы жизни людей. Именно ей принадлежит определяющая роль в выработке правосознания как отдельных индивидов, так и различных социальных групп. Она воплощается в виде правовых концепций, систематизированных идей и взглядов, положений и т.д. Наряду с этим, правовая идеология оказывает немалое воздействие на различные формы общественного сознания. Особенно значительна такая связь с политическим и нравственным сознанием. Дело в том, что наряду с политическим сознанием, именно правовое отражают экономические отношения общества прямо, непосредственно. Для сравнения отметим, что, например, эстетическая форма общественного сознания не обладает такой отражательной связью со всей системой материальных отношений.

В социально-правовой психологии, в отличие от правовой идеологии могут существовать большее число вариантов, чем в последней. Это связано с подвижностью самих психологических отношений людей, особенно их чувствами.

Необходимо отметить, что ряд авторов стоят на точке зрения существования специфических правовых чувств. Такая точка зрения достаточно спорна, дискуссионна. Дело в том, что эмоциональный аспект состояния правосознания образуют чувства, не отличающие по своему содержанию переживания от тех социальных эмоций, которые представляют собой неотъемлемый элемент всех форм общественного сознания. Радость или печаль, возмущение или одобрение, наслаждение или неприятие и т.д. представляют собой чувства, которые не могут быть квалифицированы как исключительно правовые.

Знания права оказывают существенное влияние на содержание и направленность чувств в сфере права. В свою очередь, чувства (переживания), связанные с восприятием и оценкой людьми правовых явлений, влияют на формирование самих правовых взглядов. В ходе отражения объективной реальности правовые явления фиксируются в сознании человека в виде правовых взглядов и чувств.

Социологический анализ структуры правосознания направлен на исследование динамики его функционирования. Важным аспектом здесь выступает анализ уровней правосознания: научно-теоретического и обыденного.

Научно-теоретический уровень правового сознания является результатом деятельности специалистов (идеологов), политических и государственных руководителей на основе научного осознания социальной реальности, происходящих в ней явлений и процессов, законов функционирования права в обществе.

Обыденное правосознание, которое возникает в ходе повседневной практики, включает в себя накопленный в течение длительного времени опыт общежития, совместной производственной, политической и иной деятельности людей, эмпирические знания о действующем праве и иных правовых явлениях.

Научное правовое сознание решает задачу отражения, опираясь на систему обоснованных понятий, суждений, умозаключений. Уровень научного правосознания выступает ведущим относительно уровня обыденного правосознания. В него входят правовые знания, приобретенные непосредственно в процессе "правовой активности и правового обучения, эмпирической практики, а также пришедшие из прошлых поколений.

В обыденном сознании, следует различать консервативные стороны (обывательские чувства, настроения, взгляды) и творческие прогрессивные элементы сознания. Между тем рациональная сторона обыденного правосознания, проявляющаяся в форме здравого смысла, отличается от теоретического уровня сознания своей ограниченностью познания реальности, не выходящей за пределы чувственно-достоверного.

Ряд исследователей-юристов, анализируя правовое сознание, отождествляют социально-психологический компонент с уровнем всего обыденного сознания, а идеологический - с уровнем теоретического правосознания.

Такая точка зрения не вполне корректна. Понятие "обыденное правовое сознание" объемнее, чем общественная правовая психология. Она включает в себя вместе с элементами правовой психологии элементы "обыденной" правовой теории. Общественная психология, характеризуемая мыслями, чувствами, настроениями, хотя и составляет "ядро" обыденного сознания, не исчерпывает его полностью.

Правосознание имеет сложную социальную структуру. Правосознание личности, правосознание различных микро и макросоциальных групп, правосознание общества в целом являются формами существования правосознания, образуют в своей совокупности его социальную структур. Между такими носителями (субъектами) правосознания существует единство и различие. С точки зрения гносеологической они имеют один и тот же предмет отражения - общественные отношения между людьми. Объективное содержание этих отношений в процессе отражения превращается в правовых явлений и в выработку определенного отношения к ним. Наряду с этим, единство общественного, группового и индивидуального правосознания проявляется также и в том, что они связаны единым детерминантом. Им выступает общая социальная основа в виде единого источника их формирования - общественного бытия, практической деятельности людей и складывающихся в процессе нее отношений, как урегулированных нормами права, так и подлежащих правовому регулированию.

Наряду с единством, общественному, групповому и индивидуальному правосознанию свойственно и различие. Такие различия проявляются: по условиям формирования, по объему содержания, по основным выполняемым функциям.

Различие по условиям формирования заключается в том, что в отличие от общественного и группового, индивидуальное правосознание определяется не только непосредственно-общественным бытием, но также и индивидуальным и групповым бытием.

Ближайшая среда накладывает свой специфический отпечаток на индивидуальное правосознание. Правосознание индивида также опосредовано самим общественным и групповым правосознанием, из которых человек черпает неповторимые представления о правах и обязанностях, понятия о правомерности или неправомерности содеянного и т.д. Общественное и групповое правосознание существенно влияют на формирование индивидуального, преломляясь в индивидуальном бытии.

Существуют различия и в объеме содержания общественного, группового и индивидуального правосознания. На современном этапе общественное бытие представляет собой переплетение и взаимодействие многообразных общественных отношений. Совокупность этих отношений в целом находит свое отражение в общественном правосознании. Оно, в свою очередь, абстрагировано от частных и несущественных проявлений этих отношений и отражает наиболее общее, соответствующее интересам народа в целом, а не отдельным его представителям.

Иное дело индивидуальное и групповое правосознание. В них отражаются отдельные стороны общественного бытия, входящие в сферу личного и группового отношений человека. Общественное правосознание как результат умственной деятельности народа входит в индивидуальное и групповое правовое сознание лишь частично. Поэтому содержание индивидуального и группового правосознания в сравнении с общественным правосознанием по объему ограничено. Существенно различны объем глубина правовых знаний, содержащихся в индивидуальном, групповом общественном правосознании. При этом важно учитывать временную пространственную ограниченность индивидуального и группового правосознания по сравнению с общественным.

Социологический аспект исследования правосознания предполагает выяснение социальной природы индивидуального, группового и общественного правосознания.

Понять сущность индивидуального правосознания, его содержание и особенности возможно при условии знания социальной системы, неотъемлемым элементом которой является конкретная личность. В этом плане естественно, что правосознание индивида формируется под воздействием той системы общественных отношений и ее ценностных ориентаций (в том числе правовых), также реальной практики, в которую он включен. На становление и эволюцию индивидуального правосознания скрывают воздействие прежде всего бытие макрогрупп, микрогрупп и индивидуальное бытиё, особенности жизни, вытекающие из различного общественного положения людей. Между тем это вовсе не означает, что индивидуальное правосознание должно быть полностью отождествлено с общественным правосознанием. Важно заметить, что в правосознании индивида проявляются не только объективные черты эпохи, но и субъективные обстоятельства, его характерные особенности, образование, профессия, способности, специфика условий личной жизни и т.д. Такие обстоятельства воздействуют на формирование правосознания индивида, определяют специфику его знаний о праве и конкретного отношения к нему.

Правосознание индивида может быть масштабным, глубоким по охвату действительности, содержать подлинно научную оценку правовых явлений, даже опережать ее, опираясь на научное познание. Правосознание индивида может быть и ограниченным, отставать от уровня развития общественного сознания, искажать оценки правовых явлений. Одно и тоже правосознание может одобрять большинство правовых ценностей и быть дефектным в оценке какой-то группы правовых явлений. В обществе возможны случаи, когда индивидуальное правосознание вступает в противоречие с общественным. Такие противоречия проявляются в форме правонарушений. Однако разрыв между общественным и индивидуальным правосознанием не всегда принимает форму правонарушений. Он способен оставаться в латентном виде, не проявляясь до определенного времени во внешней форме. Вот почему изучение мотивов, целей правомерного поведения человека весьма важно для выявления уровня его правосознания.

Групповое сознание - важное звено, опосредующее индивидуальное и общественное правосознание. Благодаря групповому сознанию осуществляется частичная "социализация" индивидуального правосознания. Именно под воздействием группового правосознания у индивида проявляется определенное отношение к законодательству в обществе, явлением социально-правовой действительности. Противоречивость духовных ценность, требований, идеалов различных малых социальных групп, к которым принадлежит индивид, оказывает специфическое воздействие на формирование его правосознания.

Правосознание различных объединений людей, общественных организаций являет собой достаточно специфическую форму группового правосознания. Оно представляет правосознание стабильных социальных групп, формирующееся в ходе повседневной деятельности людей.

Наряду с индивидуальным и групповым, следует различать правовую форму сознания в границах всего общества. Совместный труд людей, заинтересованность всех социальных групп в развитии производства, защита национальных интересов свидетельствуют о существовании общих для всех членов общества коренных интересов. Именно они и определяют содержание основных, характерных для этого общества в целом, правовых представлений и переживаний.

Являясь отражением общественного бытия, общественное правосознание выполняет особую функцию. Оно способствует пониманию индивидом правовой природы происходящих в жизни явлений. Общественное правосознание не только вооружает личность определенной суммой правовых знаний, но и выступает основой юридической оценки реальных взаимоотношений между людьми. Кроме того, отражаясь в сознании индивидов, общественное правосознание, например, современной России, формирует у людей не только представления о действующем праве, знание законов, но и убеждения в происхождении права, закрепляющего экономическое и политическое господство конкретных социальных групп. Тем самым общественное правосознание участвует в формировании мировоззренческой стороны духовного мира личности, ее представлений об обществе, как системе.

Таким образом, характеризуя общественное правосознание следует обратить внимание на весьма важный аспект. Его существо сводится к следующему. Правосознание общественной системы в целом объективируется в виде реализующего в государстве законодательства, правопорядка, организации правоохранительных органов, системы норм права, а также запретов, требований, ограничений и дозволений.