ОГЛАВЛЕНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32  
34 

  ВВЕДЕНИЕ

  Тема I. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА КАК НАУКА

  Тема II. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

  Тема III. ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА

  Тема IV. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

  Тема V. ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

  Тема VI. СОЦИОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  Тема VII. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ СПЕЦИФИКА В ПРАВЕ

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Приложения

  Список терминов

  Литература

  ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

Ксенофонтов Владимир Николаевич

Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии социальных наук, член Президиума АСН, помощник Председателя подкомитета Государственной Думы РФ по устройству государственной власти, член международной кафедры ЮНЕСКО ИСПИ РАН. Закончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище и философское отделение педагогического факультета Военного Университета. В настоящее время заведует кафедрой философии и гуманитарных наук Международной высшей школы (Международный Университет), является профессором Академии Гражданской защиты МЧС, РУДН.

Читает курс лекций по следующим дисциплинам: "Философия", "Этика", "Эстетика", "Логика", "Религиоведение", "Социология", "Культурология", "Социология права", "Философия права", "Правовая этика". Разработал и апробировал авторские спецкурсы: "Духовная жизнь общества", "Человек. Гуманизм. Ценности.", "Духовный мир личности", "Глобальные проблемы современности", "Русская философия конца XIX - начала XX веков", "Культура. Общество. Человек.", "Актуальные проблемы мира, войны, безопасности", "Соотношение морали и права".

Разработал структурно-логические схемы по читаемым дисциплинам.

Область научных интересов: социально-философский анализ духовной жизни общества; философские проблемы мира, войны, безопасности; философия политики; социология права, идеологические отношения; философия права, философия культуры. Опубликовано 80 научных трудов, объемом более 130 печатных листов. В том числе 3 монографии, 3 учебника, 28 учебных и учебно-методических пособий. Ряд трудов опубликовано в Дипломатической академии МИД РФ, Военном университете МО РФ, МГУ, Российском университете Дружбы народов, Институте социально-политических исследований РАН. Имеются публикации во Франции и Болгарии. Регулярно публикуется в научных журналах "Социологические исследования", "Конфликты и консенсус", "Социально-политический журнал" и др. За последние годы опубликованы труды: Логика (учебник); "Краткий социологический словарь", "Основы социологии права" (учебник), "Логика" (учебно-методическое пособие); "Мир и война: человеческое измерение (социально-философский анализ)" - (монография).

Являясь членом Президиума академии социальных наук разработал, а Президиум АСН утвердил как приоритетное направление академии тему: "Духовная жизнь российского общества". Автор принятых к реализации двух коллективных международных трудов, участник и руководитель ряда международных научных конференций. Разработчик ряда теоретических и практических проблем по заданию Государственной Думой, Министерства обороны, Министерства иностранных дел РФ. Входит в состав диссертационных докторских советов Педуниверситета, Военного Университета, Института социально-политических исследований РАН.

 

Методические рекомендации

Изучение относительно новой учебной дисциплины "Социология права" сопряжено с рядом трудностей как организационного, так и теоретического характера. Это требует от студентов заочного обучения внимательного подхода к рекомендациям и предложениям, высказанным преподавателем, их творческого учета в процессе самостоятельной работы по усвоению весьма сложной, но профессионально необходимой науки. Заметим, что "Социология права" - довольно новое специфическое научное направление в российском обществоведении, рассматривающее правовую систему в связи с реальной жизнью, процессами и явлениями в ней происходящими, то есть социальной практикой.

Учитывая характер, особенности и форму обучения студентов-заочников, следует обратить внимание на ряд рекомендаций.

Во-первых, обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, составить индивидуальный план изучения курса "Социология права". Такой план по своему характеру может включать логически последовательные этапы познания данной науки. Ими могут стать: предварительный этап: в основном он связан с накоплением учебной и учебно-методической литературы по анализируемым вопросам; этап изучения содержания накопленной литературы, индивидуальных записей по исследуемой дисциплине, а также прослушанных и дополненных установочных лекций; завершающий этап - он связан с логическим построением обучаемыми целостной системы взглядов на осваиваемых курс, приращением полученных знаний к контрольной форме обучения (зачету) перед преподавателем.

Во-вторых, в процессе самостоятельного освоения курса студентам необходимо обратить особое внимание на индивидуальную учебно-материальную базу. Она включает прежде всего приобретенную учебную литературу, ознакомление с имеющимися социологическими и юридическими словарями, а также изданными в ВУЗах структурно-логическими схемами. Приступая к изучению социологии права необходимо обратить особое внимание на учебник (учебное пособие). Основным учебником (и пока еще первым в российской литературе) является: "Современная социология права", подготовленный известными учеными Кудрявцевым В.Н. и Казимирчуком В.П. (М.: Юрист, 1995 г.).

В-третьих, изучение самостоятельно курса "Социология права" предусматривает, исходя из предлагаемой Программы, освоение ряда важных монографических и оригинальных работ, изданных в нашей стране. Назовем лишь наиболее значительные труды, требующие пристального внимания со стороны обучаемых. Это: "Право и социология" - М.: Наука, 1973; Кульчар К. "Основы социологии права" - М.: Прогресс, 1981; Карбонье Ж. "Юридическая социология" (перевод и вступительная статья доктора юридических наук, профессора Туманова В.А.) - М.: Прогресс, 1986; "О сущности правосознания" Ильина И.А. - М., 1993; "Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной думы" Надеева Р.В. - М.: Известия, 1997.

Анализ данных работ будет способствовать выработке у студентов современных концептуальных знаний курса социологии права, их тесной связи с практическими задачами, решаемыми юридическими науками в российском обществе.

В-четвертых, студентам-заочникам целесообразно обеспечить творческий контакт с ведущим преподавателем изучаемой ими дисциплины. придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению социологией права. В этом плане обучаемые не должны легковесно подойти к установочным лекциям, а напротив сосредоточенно сконцентрировать внимание на их тщательное конспектирование, последовательной доработке в ходе индивидуальной самостоятельной работы. Наряду с этим - необходимо старательно отнестись к высказанным со стороны преподавателя советам и рекомендациям по изучению дисциплины.

Основательной доработки изучаемого курса будет способствовать опора студентов на справочную энциклопедическую литературу.

Особое значение в этой связи приобретает фундаментальный труд, получивший признание со стороны ученых России "Энциклопедический социологический словарь". - М.: ИСПИ РАН, 1995. Общая редакция академика РАН Осипова Г.В. Достоинством данного труда является то, что он включает в развернутом виде важные категории и понятия курса "Социология права".

В-пятых, в ходе изучения социологии права студентам необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый обучаемый после изучения учебной и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, помещенных в учебной программе.

Вполне естественно, что успех в изучении социологии права зависит в первую очередь от систематической индивидуальной деятельности студента-заочника. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы курса, анализ проблемных вопросов по каждой теме, глубокое освоение предлагаемого материала учебной литературы, структурно-логическое осмысление обучаемыми ответов на поставленные вопросы, индивидуально-поисковую работу по углублению накопленных знаний.

 

  ВВЕДЕНИЕ

  Тема I. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА КАК НАУКА

  Тема II. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

  Тема III. ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА: СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА

  Тема IV. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

  Тема V. ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

  Тема VI. СОЦИОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  Тема VII. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ СПЕЦИФИКА В ПРАВЕ

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Приложения

  Список терминов

  Литература

  ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

Ксенофонтов Владимир Николаевич

Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии социальных наук, член Президиума АСН, помощник Председателя подкомитета Государственной Думы РФ по устройству государственной власти, член международной кафедры ЮНЕСКО ИСПИ РАН. Закончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище и философское отделение педагогического факультета Военного Университета. В настоящее время заведует кафедрой философии и гуманитарных наук Международной высшей школы (Международный Университет), является профессором Академии Гражданской защиты МЧС, РУДН.

Читает курс лекций по следующим дисциплинам: "Философия", "Этика", "Эстетика", "Логика", "Религиоведение", "Социология", "Культурология", "Социология права", "Философия права", "Правовая этика". Разработал и апробировал авторские спецкурсы: "Духовная жизнь общества", "Человек. Гуманизм. Ценности.", "Духовный мир личности", "Глобальные проблемы современности", "Русская философия конца XIX - начала XX веков", "Культура. Общество. Человек.", "Актуальные проблемы мира, войны, безопасности", "Соотношение морали и права".

Разработал структурно-логические схемы по читаемым дисциплинам.

Область научных интересов: социально-философский анализ духовной жизни общества; философские проблемы мира, войны, безопасности; философия политики; социология права, идеологические отношения; философия права, философия культуры. Опубликовано 80 научных трудов, объемом более 130 печатных листов. В том числе 3 монографии, 3 учебника, 28 учебных и учебно-методических пособий. Ряд трудов опубликовано в Дипломатической академии МИД РФ, Военном университете МО РФ, МГУ, Российском университете Дружбы народов, Институте социально-политических исследований РАН. Имеются публикации во Франции и Болгарии. Регулярно публикуется в научных журналах "Социологические исследования", "Конфликты и консенсус", "Социально-политический журнал" и др. За последние годы опубликованы труды: Логика (учебник); "Краткий социологический словарь", "Основы социологии права" (учебник), "Логика" (учебно-методическое пособие); "Мир и война: человеческое измерение (социально-философский анализ)" - (монография).

Являясь членом Президиума академии социальных наук разработал, а Президиум АСН утвердил как приоритетное направление академии тему: "Духовная жизнь российского общества". Автор принятых к реализации двух коллективных международных трудов, участник и руководитель ряда международных научных конференций. Разработчик ряда теоретических и практических проблем по заданию Государственной Думой, Министерства обороны, Министерства иностранных дел РФ. Входит в состав диссертационных докторских советов Педуниверситета, Военного Университета, Института социально-политических исследований РАН.

 

Методические рекомендации

Изучение относительно новой учебной дисциплины "Социология права" сопряжено с рядом трудностей как организационного, так и теоретического характера. Это требует от студентов заочного обучения внимательного подхода к рекомендациям и предложениям, высказанным преподавателем, их творческого учета в процессе самостоятельной работы по усвоению весьма сложной, но профессионально необходимой науки. Заметим, что "Социология права" - довольно новое специфическое научное направление в российском обществоведении, рассматривающее правовую систему в связи с реальной жизнью, процессами и явлениями в ней происходящими, то есть социальной практикой.

Учитывая характер, особенности и форму обучения студентов-заочников, следует обратить внимание на ряд рекомендаций.

Во-первых, обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, составить индивидуальный план изучения курса "Социология права". Такой план по своему характеру может включать логически последовательные этапы познания данной науки. Ими могут стать: предварительный этап: в основном он связан с накоплением учебной и учебно-методической литературы по анализируемым вопросам; этап изучения содержания накопленной литературы, индивидуальных записей по исследуемой дисциплине, а также прослушанных и дополненных установочных лекций; завершающий этап - он связан с логическим построением обучаемыми целостной системы взглядов на осваиваемых курс, приращением полученных знаний к контрольной форме обучения (зачету) перед преподавателем.

Во-вторых, в процессе самостоятельного освоения курса студентам необходимо обратить особое внимание на индивидуальную учебно-материальную базу. Она включает прежде всего приобретенную учебную литературу, ознакомление с имеющимися социологическими и юридическими словарями, а также изданными в ВУЗах структурно-логическими схемами. Приступая к изучению социологии права необходимо обратить особое внимание на учебник (учебное пособие). Основным учебником (и пока еще первым в российской литературе) является: "Современная социология права", подготовленный известными учеными Кудрявцевым В.Н. и Казимирчуком В.П. (М.: Юрист, 1995 г.).

В-третьих, изучение самостоятельно курса "Социология права" предусматривает, исходя из предлагаемой Программы, освоение ряда важных монографических и оригинальных работ, изданных в нашей стране. Назовем лишь наиболее значительные труды, требующие пристального внимания со стороны обучаемых. Это: "Право и социология" - М.: Наука, 1973; Кульчар К. "Основы социологии права" - М.: Прогресс, 1981; Карбонье Ж. "Юридическая социология" (перевод и вступительная статья доктора юридических наук, профессора Туманова В.А.) - М.: Прогресс, 1986; "О сущности правосознания" Ильина И.А. - М., 1993; "Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной думы" Надеева Р.В. - М.: Известия, 1997.

Анализ данных работ будет способствовать выработке у студентов современных концептуальных знаний курса социологии права, их тесной связи с практическими задачами, решаемыми юридическими науками в российском обществе.

В-четвертых, студентам-заочникам целесообразно обеспечить творческий контакт с ведущим преподавателем изучаемой ими дисциплины. придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению социологией права. В этом плане обучаемые не должны легковесно подойти к установочным лекциям, а напротив сосредоточенно сконцентрировать внимание на их тщательное конспектирование, последовательной доработке в ходе индивидуальной самостоятельной работы. Наряду с этим - необходимо старательно отнестись к высказанным со стороны преподавателя советам и рекомендациям по изучению дисциплины.

Основательной доработки изучаемого курса будет способствовать опора студентов на справочную энциклопедическую литературу.

Особое значение в этой связи приобретает фундаментальный труд, получивший признание со стороны ученых России "Энциклопедический социологический словарь". - М.: ИСПИ РАН, 1995. Общая редакция академика РАН Осипова Г.В. Достоинством данного труда является то, что он включает в развернутом виде важные категории и понятия курса "Социология права".

В-пятых, в ходе изучения социологии права студентам необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый обучаемый после изучения учебной и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, помещенных в учебной программе.

Вполне естественно, что успех в изучении социологии права зависит в первую очередь от систематической индивидуальной деятельности студента-заочника. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы курса, анализ проблемных вопросов по каждой теме, глубокое освоение предлагаемого материала учебной литературы, структурно-логическое осмысление обучаемыми ответов на поставленные вопросы, индивидуально-поисковую работу по углублению накопленных знаний.