Введение
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
Проблемы теории познания
A Спектр ответов
Английский эмпиризм (Бэкон, Локк, Юм)
Континентальный рационализм (Декарт, Лейбниц, Кант)
Математика и физика (математика, общая физика, Мах, Пуанкаре, Эддингтон, Бриджмен)
Биология и психология (телеономия, Лоренц, Пиаже, Юнг)
Антропология и лингвистика (Леви-Стросс, Витгенштейн, Уорф, Хомский)
B Познание и действительность
Доказательность (все науки гипотетичны)
Постулаты научного познания (реальность, структура, непрерывность, чужое сознание, взамодействие, функция мозга, объективность, эвристика, объясняемость, экономия мышления)
Гипотетический реализм
Процесс познания
Структуры восприятия (цвета, пространства, образа)
Приобретение структур познания (главный вопрос)
C Универсальная эволюция
Эволюция в космосе (универсум, галактики, звёзды, планетные системы, Земля)
Эволюция живого (Занимает ли биология особое место? Факторы эволюции, законы эволюции, опровержения и доказательства)
Эволюция поведения и высшие достижения животных ( Врождённые и приобретённые структуры поведения. Заключение о чужом сознании. Ощущения, представления, внимание, память, обучение, понимание, невербальное мышление, общение)
Эволюция человека (Данные о происхождении человека. Об особом месте человека. Предпосылки становления человека. Количественное или качественное развитие?)
D Эволюционная теория познания
Биологическая и культурная эволюция
Сознание и мозг
Врождённые структуры
Наследование когнитивных способностей
Приспособительный характер структур восприятия
Эволюция познавательных способностей (Главный тезис)
E Экскурс: Оценка теорий
Консистентность и другие критерии
Теория познания как метадисциплина
Применение к эволюционной теории познания
F Познаваемость мира
Возможность объективного познания
Проективная теория познания
Врождённые структуры и кантовское априори
Рационализм и эмпиризм
Границы познания
G Язык и картина мира
Свойства и функции языка
Действительность, язык, мышление (язык и действительность, гипотеза Сепира-Уорфа, язык и мышление)
Хомский и врождённые идеи
Эволюция языка
Для чего пригоден язык?
H Наука и объективирование
Проблема индукции
Мир средних размеров (Мезокосмос)
Деантропоморфизация нашей картины мира
Подлинный коперниканский переворот
Эволюция знания
I Метаанализ
Эволюция эволюционной теории познания
Междисциплинарный контекст
Открытые проблемы
Резюме
Примечания
Литература
Послесловие к пятому изданию: "Как же мы можем познавать мир?"
Проблемы теории познания
A Спектр ответов
Английский эмпиризм (Бэкон, Локк, Юм)
Континентальный рационализм (Декарт, Лейбниц, Кант)
Математика и физика (математика, общая физика, Мах, Пуанкаре, Эддингтон, Бриджмен)
Биология и психология (телеономия, Лоренц, Пиаже, Юнг)
Антропология и лингвистика (Леви-Стросс, Витгенштейн, Уорф, Хомский)
B Познание и действительность
Доказательность (все науки гипотетичны)
Постулаты научного познания (реальность, структура, непрерывность, чужое сознание, взамодействие, функция мозга, объективность, эвристика, объясняемость, экономия мышления)
Гипотетический реализм
Процесс познания
Структуры восприятия (цвета, пространства, образа)
Приобретение структур познания (главный вопрос)
C Универсальная эволюция
Эволюция в космосе (универсум, галактики, звёзды, планетные системы, Земля)
Эволюция живого (Занимает ли биология особое место? Факторы эволюции, законы эволюции, опровержения и доказательства)
Эволюция поведения и высшие достижения животных ( Врождённые и приобретённые структуры поведения. Заключение о чужом сознании. Ощущения, представления, внимание, память, обучение, понимание, невербальное мышление, общение)
Эволюция человека (Данные о происхождении человека. Об особом месте человека. Предпосылки становления человека. Количественное или качественное развитие?)
D Эволюционная теория познания
Биологическая и культурная эволюция
Сознание и мозг
Врождённые структуры
Наследование когнитивных способностей
Приспособительный характер структур восприятия
Эволюция познавательных способностей (Главный тезис)
E Экскурс: Оценка теорий
Консистентность и другие критерии
Теория познания как метадисциплина
Применение к эволюционной теории познания
F Познаваемость мира
Возможность объективного познания
Проективная теория познания
Врождённые структуры и кантовское априори
Рационализм и эмпиризм
Границы познания
G Язык и картина мира
Свойства и функции языка
Действительность, язык, мышление (язык и действительность, гипотеза Сепира-Уорфа, язык и мышление)
Хомский и врождённые идеи
Эволюция языка
Для чего пригоден язык?
H Наука и объективирование
Проблема индукции
Мир средних размеров (Мезокосмос)
Деантропоморфизация нашей картины мира
Подлинный коперниканский переворот
Эволюция знания
I Метаанализ
Эволюция эволюционной теории познания
Междисциплинарный контекст
Открытые проблемы
Резюме
Примечания
Литература
Послесловие к пятому изданию: "Как же мы можем познавать мир?"