ВВЕДЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15Россия в первой половине 90-х годов наряду с основной
политической перестройкой начала переход к рыночной организации экономики.
Сложнейшие процессы становления частной и акционерной собственности, поиска оптимальных
хозяйственных региональных и финансовых взаимосвязей, утверждение новых
рыночных методов управления экономикой и ее регулирования - вот основные
задачи, стоящие перед экономистами. Среди различных отраслей наиболее гибкая
банковская отрасль прошла разгосударствление в числе первых. Первый
коммерческий банк был зарегистрирован осенью
во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета;
- во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;
- в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.
Выпуск разных видов государственных ценных бумаг производится фактически каждый год. В настоящее время на фондовом рынке находятся в обращении следующие виды ценных бумаг:
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
- облигации федерального займа (ОФЗ)
- облигации сберегательного займа (ОСЗ)
- казначейские обязательства (КО)
- облигации внутреннего государственного займа (ОВВЗ). Ниже приводятся краткие характеристики каждого вида ценных бумаг.
В начале 1992 года Банк России приступил к разработке
экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных
ценных бумаг в России, который был бы способен выполнять указанные функции,
причем с его помощью предполагалось значительно сократить
объемы прямого кредитования Министерства финансов РФ. В ходе этой работы
к началу
Порядок выпуска и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) определяется Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (с изменениями от 27 сентября 1994 года) /Приложение 1/.
Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года.
Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. рублей. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения.
Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки. Участниками рынка ГКО являются Дилеры и Инвесторы.
Постановлением Правительством РФ от 15 мая 1995 года № 458 утверждены Генеральные условия выпуска и обращения облигаций федеральных займов.
Согласно Генеральным условиям эмитентом облигаций федеральный займов от имени Российской Федерации выступает Минфин РФ.
Владельцами облигаций федеральных займов могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.
Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 52 определены условия выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) с переменным купонным доходом.
ОФЗ являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами. Владельцы ОФЗ имеют право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. Номинальная стоимость облигации 1 млн. руб. Минфин РФ по согласованию с банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска Облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода,
Доходность облигаций федерального займа с переменным купонным доходом определяется на основе доходности по государственным краткосрочным облигациям (ГКО).
Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется по первому купону - не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по следующим купонам включая последний - не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.
Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска Облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода.
Условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 года № 812.
Эмитентом облигаций (ОСЗ) является Министерство финансов РФ.
Облигации выпускаются сроком на 1 год. Номинальная стоимость облигации 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей.
Каждая облигаций имеет 4 купона. Купонный период составляет три календарных месяца и определяется с даты начала выпуска.
Процентный доход по купону определяется Эмитентом и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом,
При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону.
Нормативной базой учета операций с казначейскими
обязательствами является "Положение о порядке размещения и погашения
казначейских обязательств", утвержденное письмом Минфина РФ от 21 октября
На первом этапе с учетом ограничений, зафиксированных в депозитарием договоре, держатель КО может осуществлять следующие операции:
1. Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредиторов. Все расчеты по погашению кредиторской задолженности ведутся по номинальной стоимости КО.
2. Передача КО в залог для получения кредита. Факт залога КО должен быть зарегистрирован в уполномоченном депозитарии.
3. Обмен КО на налоговое освобождение в части платежей в федеральный бюджет.
В начале января 1995 года во исполнение постановления Правительства РФ от 30 декабря 1994 года № 1467 "О погашении части задолженности федерального бюджета предприятиям и организациям, образовавшейся в ходе его исполнения". Госналогслужбой РФ и Минфином РФ утвержден Порядок проведения погашения задолженности федерального бюджета, связанно с финансированием предприятий и организаций, и задолженности по уплате платежей в доход федерального бюджета в 1995 году.
Согласно этому документу налоговое освобождение можно получить двумя способами. Во-первых, оно может быть предоставлено органами федерального казначейства исходя из задолженности федерального бюджета перед предприятием с учетом его фактической задолженности бюджету по налогам и платежам. Во-вторых, путем обмена (на основании заявления) казначейских обязательств (КО) на налоговые освобождения.
Казначейское налоговое освобождение является именным (в отличие от зарубежного аналога) и передаче другому предприятию (организации) не подлежит: бланки казначейских налоговых освобождений являются бланками строгой отчетности. Налоговое освобождение распространяется прежде всего на сумму недоимки в федеральный бюджет по всем видам налогов и платежей и штрафных санкций, включая пеню. Если же сумма недоимок меньше суммы казначейского налогового освобождения, то оставшаяся сумма погашается путем зачета текущих налоговых платежей в федеральный бюджет. Зачет налогов осуществляется в сроки, установленные для их уплаты в федеральный бюджет.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 года № 222 "Об утверждении условий выпуска
внутреннего государственного валютного облигационного валютного займа" введены в обращение облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ). Было выпущено пять серий облигаций с разными сроками погашения с номиналом 1000 долларов. Погашение 1 серии облигаций произошло 14 мая 1994 года, II серии - 14 мая 1999 года. III серия - через 6 лет от даты выпуска - 14 мая 1999 года; IV серия - через 15 лет от даты выпуска - 14 мая 2008 года.
Неотъемлемой частью облигаций является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций.
По валютным облигациям начисляется 3 процента годовых, начиная с 14 мая 1993 года. Проценты уплачиваются 1 раз в год 14 мая держателям облигаций после предоставления соответствующего купона.
В соответствии с п.5 постановления Совета Министров РФ № 222 от 15 марта 1993 года сумма основного долга по облигациям при их погашении, равно как причитающиеся к выплате проценты, не подлежат обложению налогами, сборами, пошлинами или иными обязательными платежами установлено законодательством Российской Федерации. В этом случае государство выплачивает дополнительные суммы к номинальной стоимости облигаций при их погашении и при выплате процентов по предъявлении купонов в размерах, необходимых для полной компенсации сумм удержанных с него обязательных платежей, т.е. погашение валютной облигации производится всегда по сумме номинала, а оплата процентов в любом случае составляет У/о годовых от номинала облигации.
Выдача облигаций внутреннего государственного валютного займа юридическим лицам производилась с 14 сентября 1993 года в счет средств "замороженных" сумм валютных счетов во Внешэкономбанке.
Россия в первой половине 90-х годов наряду с основной
политической перестройкой начала переход к рыночной организации экономики.
Сложнейшие процессы становления частной и акционерной собственности, поиска оптимальных
хозяйственных региональных и финансовых взаимосвязей, утверждение новых
рыночных методов управления экономикой и ее регулирования - вот основные
задачи, стоящие перед экономистами. Среди различных отраслей наиболее гибкая
банковская отрасль прошла разгосударствление в числе первых. Первый
коммерческий банк был зарегистрирован осенью
во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета;
- во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;
- в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.
Выпуск разных видов государственных ценных бумаг производится фактически каждый год. В настоящее время на фондовом рынке находятся в обращении следующие виды ценных бумаг:
- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)
- облигации федерального займа (ОФЗ)
- облигации сберегательного займа (ОСЗ)
- казначейские обязательства (КО)
- облигации внутреннего государственного займа (ОВВЗ). Ниже приводятся краткие характеристики каждого вида ценных бумаг.
В начале 1992 года Банк России приступил к разработке
экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных
ценных бумаг в России, который был бы способен выполнять указанные функции,
причем с его помощью предполагалось значительно сократить
объемы прямого кредитования Министерства финансов РФ. В ходе этой работы
к началу
Порядок выпуска и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) определяется Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (с изменениями от 27 сентября 1994 года) /Приложение 1/.
Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года.
Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. рублей. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения.
Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки. Участниками рынка ГКО являются Дилеры и Инвесторы.
Постановлением Правительством РФ от 15 мая 1995 года № 458 утверждены Генеральные условия выпуска и обращения облигаций федеральных займов.
Согласно Генеральным условиям эмитентом облигаций федеральный займов от имени Российской Федерации выступает Минфин РФ.
Владельцами облигаций федеральных займов могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.
Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 52 определены условия выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) с переменным купонным доходом.
ОФЗ являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами. Владельцы ОФЗ имеют право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. Номинальная стоимость облигации 1 млн. руб. Минфин РФ по согласованию с банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска Облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода,
Доходность облигаций федерального займа с переменным купонным доходом определяется на основе доходности по государственным краткосрочным облигациям (ГКО).
Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется по первому купону - не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по следующим купонам включая последний - не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.
Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска Облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода.
Условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 года № 812.
Эмитентом облигаций (ОСЗ) является Министерство финансов РФ.
Облигации выпускаются сроком на 1 год. Номинальная стоимость облигации 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей.
Каждая облигаций имеет 4 купона. Купонный период составляет три календарных месяца и определяется с даты начала выпуска.
Процентный доход по купону определяется Эмитентом и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом,
При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону.
Нормативной базой учета операций с казначейскими
обязательствами является "Положение о порядке размещения и погашения
казначейских обязательств", утвержденное письмом Минфина РФ от 21 октября
На первом этапе с учетом ограничений, зафиксированных в депозитарием договоре, держатель КО может осуществлять следующие операции:
1. Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредиторов. Все расчеты по погашению кредиторской задолженности ведутся по номинальной стоимости КО.
2. Передача КО в залог для получения кредита. Факт залога КО должен быть зарегистрирован в уполномоченном депозитарии.
3. Обмен КО на налоговое освобождение в части платежей в федеральный бюджет.
В начале января 1995 года во исполнение постановления Правительства РФ от 30 декабря 1994 года № 1467 "О погашении части задолженности федерального бюджета предприятиям и организациям, образовавшейся в ходе его исполнения". Госналогслужбой РФ и Минфином РФ утвержден Порядок проведения погашения задолженности федерального бюджета, связанно с финансированием предприятий и организаций, и задолженности по уплате платежей в доход федерального бюджета в 1995 году.
Согласно этому документу налоговое освобождение можно получить двумя способами. Во-первых, оно может быть предоставлено органами федерального казначейства исходя из задолженности федерального бюджета перед предприятием с учетом его фактической задолженности бюджету по налогам и платежам. Во-вторых, путем обмена (на основании заявления) казначейских обязательств (КО) на налоговые освобождения.
Казначейское налоговое освобождение является именным (в отличие от зарубежного аналога) и передаче другому предприятию (организации) не подлежит: бланки казначейских налоговых освобождений являются бланками строгой отчетности. Налоговое освобождение распространяется прежде всего на сумму недоимки в федеральный бюджет по всем видам налогов и платежей и штрафных санкций, включая пеню. Если же сумма недоимок меньше суммы казначейского налогового освобождения, то оставшаяся сумма погашается путем зачета текущих налоговых платежей в федеральный бюджет. Зачет налогов осуществляется в сроки, установленные для их уплаты в федеральный бюджет.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 года № 222 "Об утверждении условий выпуска
внутреннего государственного валютного облигационного валютного займа" введены в обращение облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ). Было выпущено пять серий облигаций с разными сроками погашения с номиналом 1000 долларов. Погашение 1 серии облигаций произошло 14 мая 1994 года, II серии - 14 мая 1999 года. III серия - через 6 лет от даты выпуска - 14 мая 1999 года; IV серия - через 15 лет от даты выпуска - 14 мая 2008 года.
Неотъемлемой частью облигаций является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций.
По валютным облигациям начисляется 3 процента годовых, начиная с 14 мая 1993 года. Проценты уплачиваются 1 раз в год 14 мая держателям облигаций после предоставления соответствующего купона.
В соответствии с п.5 постановления Совета Министров РФ № 222 от 15 марта 1993 года сумма основного долга по облигациям при их погашении, равно как причитающиеся к выплате проценты, не подлежат обложению налогами, сборами, пошлинами или иными обязательными платежами установлено законодательством Российской Федерации. В этом случае государство выплачивает дополнительные суммы к номинальной стоимости облигаций при их погашении и при выплате процентов по предъявлении купонов в размерах, необходимых для полной компенсации сумм удержанных с него обязательных платежей, т.е. погашение валютной облигации производится всегда по сумме номинала, а оплата процентов в любом случае составляет У/о годовых от номинала облигации.
Выдача облигаций внутреннего государственного валютного займа юридическим лицам производилась с 14 сентября 1993 года в счет средств "замороженных" сумм валютных счетов во Внешэкономбанке.