ВВЕДЕНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

Россия в первой половине 90-х годов наряду с основной политической перестройкой начала переход к рыночной организации экономики. Сложнейшие процессы становления частной и акционерной собственности, поиска оптимальных хозяйственных региональных и финансовых взаимосвязей, утверждение новых рыночных методов управления экономикой и ее регулирования - вот основные задачи, стоящие перед экономистами. Среди различных отраслей наиболее гибкая банковская отрасль прошла разгосударствление в числе первых. Первый коммерческий банк был зарегистрирован осенью 1988 г., а в 1994 г., в России уже существовало порядка 2 тыс. частных и акционерных банков, обеспечивающих кредитно-финансовое и валютное    обслуживание    экономики.    Акционирование коммерческих банков было первым крупным шагом на пути создания рыночной экономики, так как позволило в относительно короткий исторический срок (за 3-4 года) сформировать в стране валютный   рынок,   рынок   краткосрочного   кредитования экономики. В этот период банки были наиболее эффективными организациями и аккумулировали высвобождающийся капитал, так же как и высокопрофессиональных специалистов. Более того, к началу 1994 г. коммерческие банки, особенно в центральных регионах, образовали довольно емкий межбанковский денежный рынок и рынок кредитов.   В то же время приватизация промышленности   и   других   объектов   государственной собственности только набирала силу, и после ее окончания в середине 1994 г. появились самые первые признаки координации и кооперации действий в производственной сфере, перешедшей на новую форму собственности. Промышленная и торговая приватизация вместе с тем сопровождалась ростом цен и падением внутреннего производства. В свою очередь это способствовало накоплению на банковских счетах торговли и промышленности свободных денежных ресурсов, которые не могли быть в короткий срок пущены на инвестиционные нужды. Доход, получаемый владельцами ресурсов от вложений в краткосрочные банковские депозиты или валютные операции, значительно превышал возможные поступления от налаживания производства и сбыта значительного   ассортимента   товаров.   Подобный   ход приватизации объективно обусловил то, что с начала реформ в 1991 г. до 1994 г. в экономике доминировала краткосрочная форма кредитования. На короткий срок до 3 месяцев кредитовали коммерческие банки; до одного года кредитовал Центральный банк, РФ Министерство Финансов, коммерческие банки и промышленные предприятия. В этих условиях зародился и получил быстрое развитие рынок государственных ценных бумаг - рынок, наилучшим образом отвечающий потребностям банков, как надежное средство регулирования ликвидности, в условиях высоких темпов инфляции и политической нестабильности, инвесторов, имеющих значительные денежные накопления. Рынок государственных ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой традиционно выполняет следующие основные функции:

во-первых, с   его   помощью   осуществляется централизованное   заимствование   государством   временно свободных  денежных  средств  у  коммерческих  банков, инвестиционных  и  финансовых  компаний,     различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета;

- во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;

- в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами,  применяются для поддержания  ликвидности  балансов   финансово-кредитных учреждений.

Выпуск разных видов государственных ценных бумаг производится фактически каждый год. В настоящее время на фондовом рынке находятся в обращении следующие виды ценных бумаг:

- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

- облигации федерального займа (ОФЗ)

- облигации сберегательного займа (ОСЗ)

- казначейские обязательства (КО)

- облигации внутреннего государственного займа (ОВВЗ). Ниже приводятся краткие характеристики каждого вида ценных бумаг.

В начале 1992 года Банк России приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России, который был бы способен выполнять указанные функции, причем с его помощью предполагалось  значительно  сократить  объемы  прямого кредитования Министерства финансов РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. было создано все необходимое для полноценного функционирования рынка государственных облигаций. Выпуск облигаций решено было начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения, равным трем месяцам, постепенно вводя новые инструменты большего срока обращения. Эти ценные бумаги получили название государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). С этого момента прошло более 2-х лет. За это время рынок ГКО прошел стадии становления и, уже можно сказать, развития.

Порядок  выпуска  и  обращения  государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) определяется Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (с изменениями от 27 сентября 1994 года) /Приложение 1/.

Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года.

Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. рублей. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки. Участниками рынка ГКО являются Дилеры и Инвесторы.

Постановлением Правительством РФ от 15 мая 1995 года № 458 утверждены Генеральные условия выпуска и обращения облигаций федеральных займов.

Согласно Генеральным условиям эмитентом облигаций федеральный займов от имени Российской Федерации выступает Минфин РФ.

Владельцами облигаций федеральных займов могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 52 определены условия выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) с переменным купонным доходом.

ОФЗ являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами. Владельцы ОФЗ имеют право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. Номинальная стоимость облигации 1 млн. руб. Минфин РФ по согласованию с банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска Облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода,

Доходность облигаций федерального займа с переменным купонным доходом определяется на основе доходности по государственным краткосрочным облигациям (ГКО).

Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется по первому купону - не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по следующим купонам включая последний - не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска Облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода.

Условия    выпуска    облигаций    государственного сберегательного   займа   РФ   утверждены   постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 года № 812.

Эмитентом облигаций (ОСЗ) является Министерство финансов РФ.

Облигации выпускаются сроком на 1 год. Номинальная стоимость облигации 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей.

Каждая облигаций имеет 4 купона. Купонный период составляет три календарных месяца и определяется с даты начала выпуска.

Процентный доход по купону определяется Эмитентом и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом,

При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону.

Нормативной базой учета операций с казначейскими обязательствами является "Положение о порядке размещения и погашения казначейских обязательств", утвержденное письмом Минфина РФ от 21 октября 1994 г. № 140.

На первом этапе с учетом ограничений, зафиксированных в депозитарием договоре, держатель КО может осуществлять следующие операции:

1. Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредиторов. Все расчеты по погашению кредиторской задолженности ведутся по номинальной стоимости КО.

2. Передача КО в залог для получения кредита. Факт залога КО должен быть зарегистрирован в уполномоченном депозитарии.

3. Обмен КО на налоговое освобождение в части платежей в федеральный бюджет.

В начале января 1995 года во исполнение постановления Правительства РФ от 30 декабря 1994 года № 1467 "О погашении части задолженности федерального бюджета предприятиям и организациям, образовавшейся в ходе его исполнения". Госналогслужбой РФ и Минфином РФ утвержден Порядок проведения погашения задолженности федерального бюджета, связанно с финансированием предприятий и организаций, и задолженности по уплате платежей в доход федерального бюджета в 1995 году.

Согласно этому документу налоговое освобождение можно получить двумя способами. Во-первых, оно может быть предоставлено органами федерального казначейства исходя из задолженности федерального бюджета перед предприятием с учетом его фактической задолженности бюджету по налогам и платежам. Во-вторых, путем обмена (на основании заявления) казначейских обязательств (КО) на налоговые освобождения.

Казначейское налоговое освобождение является именным (в отличие от зарубежного аналога) и передаче другому предприятию (организации) не подлежит: бланки казначейских налоговых освобождений являются бланками строгой отчетности. Налоговое освобождение распространяется прежде всего на сумму недоимки в федеральный бюджет по всем видам налогов и платежей и штрафных санкций, включая пеню. Если же сумма недоимок меньше суммы казначейского налогового освобождения, то оставшаяся сумма погашается путем зачета текущих налоговых платежей в федеральный бюджет. Зачет налогов осуществляется в сроки, установленные для их уплаты в федеральный бюджет.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 года № 222 "Об утверждении условий выпуска

внутреннего  государственного   валютного   облигационного валютного займа" введены в обращение облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ). Было выпущено пять серий облигаций с разными сроками погашения с номиналом 1000 долларов. Погашение 1 серии облигаций произошло 14 мая 1994 года, II серии - 14 мая 1999 года. III серия - через 6 лет от даты выпуска - 14 мая 1999 года; IV серия - через 15 лет от даты выпуска - 14 мая 2008 года.

Неотъемлемой частью облигаций является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций.

По валютным облигациям начисляется 3 процента годовых, начиная с 14 мая 1993 года. Проценты уплачиваются 1 раз в год 14 мая держателям облигаций после предоставления соответствующего купона.

В соответствии с п.5 постановления Совета Министров РФ № 222 от 15 марта 1993 года сумма основного долга по облигациям при их погашении, равно как причитающиеся к выплате проценты, не подлежат обложению налогами, сборами, пошлинами или иными обязательными платежами установлено законодательством Российской Федерации. В этом случае государство выплачивает дополнительные суммы к номинальной стоимости облигаций при их погашении и при выплате процентов по предъявлении купонов в размерах, необходимых для полной компенсации сумм удержанных с него обязательных платежей, т.е. погашение валютной облигации производится всегда по сумме номинала, а оплата процентов в любом случае составляет У/о годовых от номинала облигации.

Выдача   облигаций   внутреннего   государственного валютного займа юридическим лицам производилась с 14 сентября 1993 года в счет средств "замороженных" сумм валютных счетов во Внешэкономбанке.

Россия в первой половине 90-х годов наряду с основной политической перестройкой начала переход к рыночной организации экономики. Сложнейшие процессы становления частной и акционерной собственности, поиска оптимальных хозяйственных региональных и финансовых взаимосвязей, утверждение новых рыночных методов управления экономикой и ее регулирования - вот основные задачи, стоящие перед экономистами. Среди различных отраслей наиболее гибкая банковская отрасль прошла разгосударствление в числе первых. Первый коммерческий банк был зарегистрирован осенью 1988 г., а в 1994 г., в России уже существовало порядка 2 тыс. частных и акционерных банков, обеспечивающих кредитно-финансовое и валютное    обслуживание    экономики.    Акционирование коммерческих банков было первым крупным шагом на пути создания рыночной экономики, так как позволило в относительно короткий исторический срок (за 3-4 года) сформировать в стране валютный   рынок,   рынок   краткосрочного   кредитования экономики. В этот период банки были наиболее эффективными организациями и аккумулировали высвобождающийся капитал, так же как и высокопрофессиональных специалистов. Более того, к началу 1994 г. коммерческие банки, особенно в центральных регионах, образовали довольно емкий межбанковский денежный рынок и рынок кредитов.   В то же время приватизация промышленности   и   других   объектов   государственной собственности только набирала силу, и после ее окончания в середине 1994 г. появились самые первые признаки координации и кооперации действий в производственной сфере, перешедшей на новую форму собственности. Промышленная и торговая приватизация вместе с тем сопровождалась ростом цен и падением внутреннего производства. В свою очередь это способствовало накоплению на банковских счетах торговли и промышленности свободных денежных ресурсов, которые не могли быть в короткий срок пущены на инвестиционные нужды. Доход, получаемый владельцами ресурсов от вложений в краткосрочные банковские депозиты или валютные операции, значительно превышал возможные поступления от налаживания производства и сбыта значительного   ассортимента   товаров.   Подобный   ход приватизации объективно обусловил то, что с начала реформ в 1991 г. до 1994 г. в экономике доминировала краткосрочная форма кредитования. На короткий срок до 3 месяцев кредитовали коммерческие банки; до одного года кредитовал Центральный банк, РФ Министерство Финансов, коммерческие банки и промышленные предприятия. В этих условиях зародился и получил быстрое развитие рынок государственных ценных бумаг - рынок, наилучшим образом отвечающий потребностям банков, как надежное средство регулирования ликвидности, в условиях высоких темпов инфляции и политической нестабильности, инвесторов, имеющих значительные денежные накопления. Рынок государственных ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой традиционно выполняет следующие основные функции:

во-первых, с   его   помощью   осуществляется централизованное   заимствование   государством   временно свободных  денежных  средств  у  коммерческих  банков, инвестиционных  и  финансовых  компаний,     различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета;

- во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;

- в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами,  применяются для поддержания  ликвидности  балансов   финансово-кредитных учреждений.

Выпуск разных видов государственных ценных бумаг производится фактически каждый год. В настоящее время на фондовом рынке находятся в обращении следующие виды ценных бумаг:

- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

- облигации федерального займа (ОФЗ)

- облигации сберегательного займа (ОСЗ)

- казначейские обязательства (КО)

- облигации внутреннего государственного займа (ОВВЗ). Ниже приводятся краткие характеристики каждого вида ценных бумаг.

В начале 1992 года Банк России приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России, который был бы способен выполнять указанные функции, причем с его помощью предполагалось  значительно  сократить  объемы  прямого кредитования Министерства финансов РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. было создано все необходимое для полноценного функционирования рынка государственных облигаций. Выпуск облигаций решено было начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения, равным трем месяцам, постепенно вводя новые инструменты большего срока обращения. Эти ценные бумаги получили название государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). С этого момента прошло более 2-х лет. За это время рынок ГКО прошел стадии становления и, уже можно сказать, развития.

Порядок  выпуска  и  обращения  государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) определяется Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 года № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (с изменениями от 27 сентября 1994 года) /Приложение 1/.

Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года.

Номинальная стоимость ГКО - 1 млн. рублей. Погашение этих облигаций производится в безналичной форме путем перечисления их владельцам номинальной стоимости ГКО на момент погашения.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки. Участниками рынка ГКО являются Дилеры и Инвесторы.

Постановлением Правительством РФ от 15 мая 1995 года № 458 утверждены Генеральные условия выпуска и обращения облигаций федеральных займов.

Согласно Генеральным условиям эмитентом облигаций федеральный займов от имени Российской Федерации выступает Минфин РФ.

Владельцами облигаций федеральных займов могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 52 определены условия выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) с переменным купонным доходом.

ОФЗ являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами. Владельцы ОФЗ имеют право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. Номинальная стоимость облигации 1 млн. руб. Минфин РФ по согласованию с банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска Облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения, даты выплаты купонного дохода,

Доходность облигаций федерального займа с переменным купонным доходом определяется на основе доходности по государственным краткосрочным облигациям (ГКО).

Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется по первому купону - не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по следующим купонам включая последний - не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска Облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода.

Условия    выпуска    облигаций    государственного сберегательного   займа   РФ   утверждены   постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 года № 812.

Эмитентом облигаций (ОСЗ) является Министерство финансов РФ.

Облигации выпускаются сроком на 1 год. Номинальная стоимость облигации 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей.

Каждая облигаций имеет 4 купона. Купонный период составляет три календарных месяца и определяется с даты начала выпуска.

Процентный доход по купону определяется Эмитентом и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом,

При погашении облигаций владельцам выплачивается номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону.

Нормативной базой учета операций с казначейскими обязательствами является "Положение о порядке размещения и погашения казначейских обязательств", утвержденное письмом Минфина РФ от 21 октября 1994 г. № 140.

На первом этапе с учетом ограничений, зафиксированных в депозитарием договоре, держатель КО может осуществлять следующие операции:

1. Погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредиторов. Все расчеты по погашению кредиторской задолженности ведутся по номинальной стоимости КО.

2. Передача КО в залог для получения кредита. Факт залога КО должен быть зарегистрирован в уполномоченном депозитарии.

3. Обмен КО на налоговое освобождение в части платежей в федеральный бюджет.

В начале января 1995 года во исполнение постановления Правительства РФ от 30 декабря 1994 года № 1467 "О погашении части задолженности федерального бюджета предприятиям и организациям, образовавшейся в ходе его исполнения". Госналогслужбой РФ и Минфином РФ утвержден Порядок проведения погашения задолженности федерального бюджета, связанно с финансированием предприятий и организаций, и задолженности по уплате платежей в доход федерального бюджета в 1995 году.

Согласно этому документу налоговое освобождение можно получить двумя способами. Во-первых, оно может быть предоставлено органами федерального казначейства исходя из задолженности федерального бюджета перед предприятием с учетом его фактической задолженности бюджету по налогам и платежам. Во-вторых, путем обмена (на основании заявления) казначейских обязательств (КО) на налоговые освобождения.

Казначейское налоговое освобождение является именным (в отличие от зарубежного аналога) и передаче другому предприятию (организации) не подлежит: бланки казначейских налоговых освобождений являются бланками строгой отчетности. Налоговое освобождение распространяется прежде всего на сумму недоимки в федеральный бюджет по всем видам налогов и платежей и штрафных санкций, включая пеню. Если же сумма недоимок меньше суммы казначейского налогового освобождения, то оставшаяся сумма погашается путем зачета текущих налоговых платежей в федеральный бюджет. Зачет налогов осуществляется в сроки, установленные для их уплаты в федеральный бюджет.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 года № 222 "Об утверждении условий выпуска

внутреннего  государственного   валютного   облигационного валютного займа" введены в обращение облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ). Было выпущено пять серий облигаций с разными сроками погашения с номиналом 1000 долларов. Погашение 1 серии облигаций произошло 14 мая 1994 года, II серии - 14 мая 1999 года. III серия - через 6 лет от даты выпуска - 14 мая 1999 года; IV серия - через 15 лет от даты выпуска - 14 мая 2008 года.

Неотъемлемой частью облигаций является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций.

По валютным облигациям начисляется 3 процента годовых, начиная с 14 мая 1993 года. Проценты уплачиваются 1 раз в год 14 мая держателям облигаций после предоставления соответствующего купона.

В соответствии с п.5 постановления Совета Министров РФ № 222 от 15 марта 1993 года сумма основного долга по облигациям при их погашении, равно как причитающиеся к выплате проценты, не подлежат обложению налогами, сборами, пошлинами или иными обязательными платежами установлено законодательством Российской Федерации. В этом случае государство выплачивает дополнительные суммы к номинальной стоимости облигаций при их погашении и при выплате процентов по предъявлении купонов в размерах, необходимых для полной компенсации сумм удержанных с него обязательных платежей, т.е. погашение валютной облигации производится всегда по сумме номинала, а оплата процентов в любом случае составляет У/о годовых от номинала облигации.

Выдача   облигаций   внутреннего   государственного валютного займа юридическим лицам производилась с 14 сентября 1993 года в счет средств "замороженных" сумм валютных счетов во Внешэкономбанке.