Антон Чехов - Гусев
о произведенииIII
Качки нет, и Павел Иваныч повеселел. Он уже не сердится.
Выражение лица у него хвастливое, задорное и насмешливое. Он как
будто хочет сказать: "Да, сейчас я скажу вам такую штуку, что вы
все от смеха животы себе порвете ". Круглое окошечко открыто, и
на Павла Иваныча дует мягкий ветерок. Слышны голоса, шлепанье
весел о воду... Под самым окошечком кто -то завывает тоненьким,
противным голоском: должно быть, китаец поет.
- Да, вот мы и на рейде, - говорит Павел Иваныч, насмешливо
улыбаясь. - Еще какой - нибудь месяц, и мы в России. Нда -с,
многоуважаемые господа солдафоны. Приеду в Одессу, а оттуда
прямо в Харьков. В Харькове у меня литератор приятель. Приду к
нему и скажу: ну, брат, оставь на время свои гнусные сюжеты
насчет бабьих амуров и красот природы и обличай двуногую
мразь... Вот тебе темы...
Минуту он думает о чем -то, потом говорит:
- Гусев, а ты знаешь, как я надул их ?
- Кого, Павел Иваныч ?
- Да этих самых... Понимаешь ли, тут на пароходе существуют
только первый и третий классы, причем в третьем классе
дозволяется ехать одним только мужикам, то есть хамам.
Если же ты в пиджаке и хоть издали похож на барина или на
буржуа, то изволь ехать в первом классе. Хоть тресни, а
выкладывай пятьсот рублей. К чему, спрашиваю, завели вы такой
порядок ? Уж не хотите ли поднять этим престиж российской
интеллигенции ? "Нисколько. Не пускаем вас просто потому, что в
третьем классе нельзя ехать порядочному человеку: уж очень там
скверно и безобразно ". Да -с ? Благодарю, что так заботитесь о
порядочных людях. Но во всяком случае, скверно там или хорошо, а
пятисот рублей у меня нет. Казны я но грабил, инородцев не
эксплуатировал, контрабандой не занимался, никого не запорол до
смерти, а потому судите: имею ли я право восседать в первом
классе, а тем паче причислять себя к российской интеллигенции ?
Но их логикой не проймешь... Пришлось прибегнуть к
надувательству. Надел я чуйку и большие сапоги, состроил пьяную
хамскую рожу и иду к агенту: "Давай, говорю, ваше
высокоблагородие, билетишко..."
- А вы сами какого звания ? - спрашивает матрос.
- Духовного. Мой отец был честный поп. Всегда говорил великим
мира сего правду в глаза и за это много страдал.
Павел Иваныч утомился говорить и задыхается, но все -таки
продолжает:
- Да, я всегда говорю в лицо правду... Я никого и ничего не
боюсь. В этом отношении между мной и вами - разница громадная.
Вы люди темные, слепые, забитые, ничего вы не видите, а что
видите, того не понимаете... Вам говорят, что ветер с цепи
срывается, что бы скоты, печенеги, вы и верите; по шее вас бьют,
вы ручку целуете; ограбит вас какое -нибудь животное в енотовой
шубе и потом швырнет вам пятиалтынный на чай, а вы: "Пожалуйте,
барин, ручку ". Парии вы, жалкие люди... Я же другое дело. Я
живу сознательно, я всё вижу, как видит орел или ястреб, когда
летает над землей, и всё понимаю. Я воплощенный протест.
Вижу произвол - протестую, вижу ханжу и лицемера - протестую,
вижу торжествующую свинью - протестую. И я непобедим, никакая
испанская инквизиция не может заставить меня замолчать. Да...
Отрежь мне язык - буду протестовать мимикой, замуравь меня в
погреб - буду кричать оттуда так, что за версту будет слышно,
или уморю себя голодом, чтоб на их черной совести одним пудом
было больше, убей меня - буду являться тенью. Все знакомые
говорят мне: "Невыносимейший вы человек, Павел Иваныч !" Горжусь
такой репутацией.
Прослужил на Дальнем Востоке три года, а оставил после себя
память на сто лет: со всеми разругался. Приятели пишут из
России: "Не приезжай ". А я вот возьму, да на зло и приеду...
Да... Вот это жизнь, я понимаю. Это можно назвать жизнью.
Гусев не слушает и смотрит в окошечко. На прозрачной, нежно
-бирюзовой воде, вся залитая ослепительным, горячим солнцем,
качается лодка. В ней стоят голые китайцы, протягивают вверх
клетки с канарейками и кричат:
- Поет ! Поет !
О лодку стукнулась другая лодка, пробежал паровой катер. А вот
еще лодка: сидит в ней толстый китаец и ест палочками рис.
Лениво колышется вода, лениво носятся над нею белые чайки.
"Вот этого жирного по шее бы смазать..." - думает Гусев, глядя
на толстого китайца и зевая.
Он дремлет, и кажется ему, что вся природа находится в дремоте.
Время бежит быстро. Незаметно проходит день, незаметно наступают
потемки... Пароход не стоит уж на месте, а идет куда -то дальше.