II. Виды лирических отступлений, рассмотренные на примере романа А.С Пушкина «Евгений Онегин».

Содержание

I.Вступление. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.

II. Виды лирических отступлений, рассмотренные на примере романа А.С Пушкина «Евгений Онегин».
1.Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2.Роль лирических отступлений в композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
3.Историософия Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».
4.Авторская позиция в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

III.Заключение. Значение лирических отступлений в литературе.

Список литературы.


Лирические отступления можно разделить на несколько групп:
Авторские отступления. (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о «ножках». Воспоминания о московской «красавице» в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина»).
Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).
Разговоры на житейские темы («роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне.
Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой – остается целостным и гармонически законченным. Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев («В окно увидела Татьяна…»).
Отступления на гражданскую тему – о героической Москве 1812 года.
Некоторые отступления – «смешенного» типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.