1. Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
I.Вступление. Лирическое отступление как внесюжетный элемент.
II. Виды лирических отступлений, рассмотренные на примере романа А.С Пушкина «Евгений Онегин».
  1.Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  2.Роль лирических отступлений в композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
  3.Историософия Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».
  4.Авторская позиция в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
III.Заключение. Значение лирических отступлений в литературе.
Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Враги его, друзья его (это может быть, одно и тоже). Его чистили так и сяк. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы.
  «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» - так сообщал А.С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчеркивая его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным».
  Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину  воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В.Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни».
  Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, которые определяют движение повествования  в различных направлениях.
  Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.
  Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношения к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход», «…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор». 
  В «Евгении Онегине» есть и другой ряд авторских отступлений – экскурс в Русскую историю. Знаменитые строки о Москве и отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа.
  Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения. 
  Какие блистательные строки посвящены театру. Драматурги, актеры … Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где блистал Фонвизин, друг свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую, как пух от уст Эола», Истомину.
  Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой.
  «Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…»
  Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:
  Кто жил и мыслил, тот не может
  В душе не презирать людей…
  или:
  Но грустно думать, что напрасно
  Была нам молодость дана…
  Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:
  Быть может, в Лете не потонет
  Строфа, слагаемая мной;
  Быть может (лестная надежда!),
  Укажет будущий невежда
  На мой прославленный портрет
  И молвит: то-то был Поэт!
  Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:
  …просто вам перескажу
  Преданья русского семейства,
  Любви пленительные сны
  Да нравы нашей стороны.
  Дружба, благородство, преданность, любовь качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, поэтому и возникли такие строки:
  Кого ж любить? Кому же верить?
  Кто не изменит на один? – 
  потому горько читать о «друзьях», от которых «спаси нас Боже».
  Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «…я сердечно люблю героя моего». Автор не скрывает своей привязанности к героям подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласится с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях.
  Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным. 
  Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя – «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено  в самой полной мере.