Антон Чехов - Припадок
о произведении I II III IV V VI VIIIV
— Сейчас у меня с моей дамой, пока мы
плясали, был разговор, — рассказывал медик, когда все трое вышли
на улицу. — Речь шла об ее первом романе. Он, герой — какой-то
бухгалтер в Смоленске, имеющий жену и пятерых ребят. Ей было 17
лет и жила она у папаши и мамаши, торгующих мылом и свечами.
— Чем же он победил ее сердце? — спросил Васильев.
— Тем, что купил ей белья на пятьдесят рублей. Чёрт знает что!
«Однако же, вот он сумел выпытать у своей дамы ее роман, —
подумал Васильев про медика. — А я не умею...» — Господа, я
ухожу домой! — сказал он.
— Почему?
— Потому, что я не умею держать себя здесь. К тому же мне скучно
и противно. Что тут веселого? Хоть бы люди были, а то дикари и
животные. Я ухожу, как угодно.
— Ну, Гриша, Григорий, голубчик... — сказал плачущим голосом
художник, прижимаясь к Васильеву. — Пойдем! Сходим еще в один, и
будь они прокляты... Пожалуйста! Григорианц!
Васильева уговорили и повели вверх по лестнице. В ковре и в
золоченых перилах, в швейцаре, отворившем дверь, и в панно,
украшавших переднюю, чувствовался всё тот же стиль С — ва
переулка, но усовершенствованный, импонирующий.
— Право, я пойду домой! — сказал Васильев, снимая пальто.
— Ну, ну, голубчик... — сказал художник и поцеловал его в шею. —
Не капризничай... Гри-Гри, будь товарищем! Вместе пришли, вместе
и уйдем. Какой ты скот, право.
— Я могу подождать вас на улице. Ей-богу, мне здесь противно!
— Ну, ну, Гриша... Противно, а ты наблюдай! Понимаешь? Наблюдай!
— Надо смотреть объективно на вещи, — сказал серьезно медик.
Васильев вошел в залу и сел. Кроме него и приятелей, в зале было
еще много гостей: два пехотных офицера, какой-то седой и лысый
господин в золотых очках, два безусых студента из межевого
института и очень пьяный человек с актерским лицом. Все барышни
были заняты этими гостями и не обратили на Васильева никакого
внимания. Только одна из них, одетая Аидой, искоса взглянула на
него, чему-то улыбнулась и проговорила, зевая:
— Брюнет пришел...
У Васильева стучало сердце и горело лицо. Ему было и стыдно
перед гостями за свое присутствие здесь, и гадко, и мучительно.
Его мучила мысль, что он, порядочный и любящий человек (таким он
до сих пор считал себя), ненавидит этих женщин и ничего не
чувствует к ним, кроме отвращения. Ему не было жаль ни этих
женщин, ни музыкантов, ни лакеев.
«Это оттого, что я не стараюсь понять их, — думал он. — Все они
похожи на животных больше, чем на людей, но ведь они все-таки
люди, у них есть души. Надо их понять и тогда уж судить...»
— Гриша, ты же не уходи, нас подожди! — крикнул ему художник и
исчез куда-то.
Скоро исчез и медик.
«Да, надо постараться понять, а так нельзя...» — продолжал
думать Васильев.
И он стал напряженно вглядываться в лицо каждой женщины и искать
виноватой улыбки. Но — или он не умел читать на лицах, или же ни
одна из этих женщин не чувствовала себя виноватою — на каждом
лице он читал только тупое выражение обыденной, пошлой скуки и
довольства. Глупые глаза, глупые улыбки, резкие, глупые голоса,
наглые движения — и ничего больше. По-видимому, у каждой в
прошлом был роман с бухгалтером и с бельем на пятьдесят рублей,
а в настоящем нет другой прелести в жизни, кроме кофе, обеда из
трех блюд, вина, кадрили, спанья до двух часов...
Не найдя ни одной виноватой улыбки, Васильев стал искать: нет ли
умного лица. И внимание его остановилось на одном бледном,
немножко сонном, утомленном лице... Это была немолодая брюнетка,
одетая в костюм, усыпанный блестками; она сидела в кресле,
глядела в пол и о чем-то думала. Васильев прошелся из угла в
угол и точно нечаянно сел рядом с нею.
«Нужно начать с чего-нибудь пошлого, — думал он, — а потом
постепенно перейти к серьезному...» — А какой у вас хорошенький
костюмчик! — сказал он и коснулся пальцем золотой бахромы на
косынке.
— Какой есть... — сказала вяло брюнетка.
— Вы из какой губернии?
— Я? Дальняя... Из Черниговской.
— Хорошая губерния. Там хорошо.
— Там хорошо, где нас нет.
«Жаль, что я не умею природу описывать, — подумал Васильев. —
Можно было бы тронуть ее описаниями черниговской природы.
Небось, ведь любит, коли родилась там».
— Вам здесь скучно? — спросил он.
— Известно, скучно.
— Отчего же вы не уходите отсюда, если вам скучно?
— Куда ж я уйду? Милостыню просить, что ли?
— Милостыню просить легче, чем жить здесь.
— А вы откуда знаете? Нешто вы просили?
— Просил, когда нечем было платить за ученье. Хотя бы даже не
просил, это так понятно. Нищий, как бы ни было, свободный
человек, а вы раба.
Брюнетка потянулась и проводила сонными глазами лакея, который
нес на подносе стаканы и сельтерскую воду.
— Угостите портером, — сказала она и опять зевнула.
«Портером... — подумал Васильев. — А что, если бы сейчас вошел
сюда твой брат или твоя мать? Что бы ты сказала? А что сказали
бы они? Был бы тогда портер, воображаю...»
Вдруг послышался плач. Из соседней комнаты, куда лакей понес
сельтерскую, быстро вышел какой-то блондин с красным лицом и
сердитыми глазами. За ним шла высокая, полная хозяйка и кричала
визгливым голосом:
— Никто вам не позволял бить девушек по щекам! У нас бывают
гости получше вас, да не дерутся! Шарлатан!
Поднялся шум. Васильев испугался и побледнел. В соседней комнате
плакали навзрыд, искренно, как плачут оскорбленные. И он понял,
что в самом деле тут живут люди, настоящие люди, которые, как
везде, оскорбляются, страдают, плачут, просят помощи... Тяжелая
ненависть и гадливое чувство уступили свое место острому чувству
жалости и злобы на обидчика. Он бросился в ту комнату, где
плакали; сквозь ряды бутылок, стоявших на мраморной доске стола,
он разглядел страдальческое, мокрое от слез лицо, протянул к
этому лицу руки, сделал шаг к столу, но тотчас же в ужасе
отскочил назад. Плачущая была пьяна.
Пробираясь сквозь шумную толпу, собравшуюся вокруг блондина, он
пал духом, струсил, как мальчик, и ему казалось, что в этом
чужом, непонятном для него мире хотят гнаться за ним, бить его,
осыпать грязными словами... Он сорвал с вешалки свое пальто и
бросился опрометью вниз по лестнице.