Особенности чеховской сатиры
Мастерство Чехова-сатирика (на примере рассказов)
- Краткие биографические сведения об А.П. Чехове
- Юмор в первый период творчества. Разнообразие жанров писателя
- Творчество Чехова во второй период. Переход к общественным темам
- Особенности чеховской сатиры
- Связь рассказа «Студент» с романом Толстого «Война и мир»
- Толстовство и теория «малых дел» в изображении Чехова
- «Палата № 6» – чеховский «фаталист»
- Заключение
- Список использованной литературы
Во второй его период (1888-1904 гг.) смех не 
				исчезает, но преобразуется – из самостоятельной художественной 
				величины в слагаемое многопланового изображения. Перестройку 
				претерпевает и сам жанр, его границы хоть и колеблются, но не в 
				значительных пределах; поздний чеховский рассказ по размерам 
				больше ранней «сценки», и все же это размеры подчеркнуто малой 
				прозы. Но иной становится внутренняя лира произведения – лира 
				его содержания. Второй период отличен размыканием границ: явное 
				преимущество получает рассказ, представляющий собой 
				жизнеописание. Изображается уже не момент из биографии героя, а 
				сама биография, в ее более или менее длительной протяженности, о 
				таком рассказе говорят: «маленький роман». В чем художественно 
				весомое сочетание противоположного: скромные размеры, но широко 
				развернутый, многоохватывающий сюжет. Образцы такого рассказа – 
				«Учитель словесности», «Дама с собачкой», «Душечка», «Ионыч», 
				«Невеста», «Студент». Эпизод вбирает в себя обзорные, 
				суммирующие характеристики, высвечивающие весь уклад жизни, 
				соединяющий настоящее с прошлым. Жизнеописания как такового нет, 
				но видна биографическая перспектива, видно направление 
				жизненного пути.
				В поздних рассказах главенствует проблема смысла жизни, ее 
				наполненности, ее сдержанности. Теперь рассматриваются различные 
				формы «отклоняющегося» жизнеустройства, различные проявления 
				обыденной жизни. Над человеком с «робкой кровью» молодой Чехов 
				откровенно смеялся, теперь же преобладает иной тон, иной подход, 
				продиктованный стремлением объяснить утраты, найти связь причин 
				и следствий, установить меру беды и меру вины. Поздние чеховские 
				рассказы одновременно ироничны и лиричны, скрывают в себе и 
				усмешку, и печаль, и горечь.
				«Маленький роман», разумеется, не есть уменьшенное подобие 
				большого романа. В том-то и суть, что рассказ, приближенный к 
				рассказу, с особой настойчивостью и энергией реализует свои 
				собственные ресурсы – изобразительные и выразительные. Рассказ 
				углубленно выявляет свою жанровую специфику. Нетрудно заметить: 
				благодаря сжатости жизнеописания рельефно проступает схема 
				биографии, ее «чертеж»; резко обозначаются внезапные или 
				стадиальные перемены в облике, в судьбе героя, в его состоянии. 
				Возможность создать ступенчатость, стадиальность биографического 
				сюжета, – единым взглядом охватит жизнь человека как целое и как 
				процесс – и составит привилегию малого жанра. Чехов, в своем 
				зрелом творчестве, дал тому неоспоренные доказательства.
				Во второй половине имеется яркая юмористическая страница – это 
				одноактные шутки, или водевили: «Медведь» (1887 г.); 
				«Предложение» (1888 г.); «Свадьба» (1890 г.); «Юбилей» (1891 
				г.). Водевиль Чехова не имеет соответствия в русской литературе. 
				В нем нет танцев и куплетов, он полон другого движения: это 
				диалог в одном акте, развивающийся с искрометной силой. Здесь 
				жизнь схвачена в острые моменты: праздничное торжество, 
				перемежающееся бурными скандалами. В «Юбилее» скандал 
				поднимается до уровня буффонады. Все происходит одновременно: 
				женоненавистник Хирин готовит доклад для юбилея банка, 
				Мерчуткина выклянчивает у главы банка Шипучина деньги, жена 
				Шипучина слишком подробно и нудно рассказывает о том, что она 
				пережила у матери, и идет словесная перепалка между Мерчуткиной 
				и мужчинами. Каждый говорит свое, никто никого не хочет даже 
				слушать. И получается то, что Чехов сам себе ставил условием для 
				хорошего водевиля: «сплошная путаница» (или «вздор»); «каждая 
				рожа должна быть характером и говорить своим языком»; 
				«отсутствие длиннот»; «непрерывное движение».
				Путаница и нелепость в «Юбилее» достигает высшей точки в минуту, 
				когда разъяренный Хирин набрасывается, не разобравшись, на жену 
				Шипучина (вместо Мерчуткиной), та визжит, ошибка выясняется, все 
				стонут – и входят служащие: начинается юбилей, тщательно ими 
				подготовленный. Обессиленный юбиляр перестает что-либо говорить, 
				соображает, прерывает речь депутатов, бормочет бессвязные слова, 
				и действие прерывается: пьеса кончилась.
				Несостоявшийся юбилей, фактическое топтание на месте при 
				суетливом движении основных и мельтешении случайных лиц (а за 
				кулисами, как выяснилось, идет подлинное действие – подлоги, 
				казнокрадство и т.д.) – это образ той же жизни, которую мы знаем 
				по чеховским рассказам 1880-х годов, но в юморе его теперь 
				больше жесткости. Потому что за спиной автора «Юбилея» был груз 
				свежих воспоминаний о сахалинском «аде» (поездка на Сахалин 
				состоялась в 1890 г.).
				Ирония характерна для зрелой чеховской прозы, и особенно Чехов 
				дорожит потаенной, скрытой ироничностью – дорожит тем, без чего 
				ему не обойтись при изображении жизни вроде бы обыкновенной, 
				нормальной, но по сути мнимой, фиктивной. В рассказе Чехов 
				осуществляет углубленный психологический анализ, обнажающий 
				противоречие между привычным и желанным, между желанным и 
				осуществимым, раскрывающий явления внутренней несвободы. Тонко 
				переданы настроения, состояния, изнутри заполняющие сюжет 
				рассказа. Героев таких произведений настигают не одни лишь 
				горькие мысли, он приходит не только к печальным выводам, ему 
				открываются и другие обобщенные мысли, разнокачественные выводы.
				После «Юбилея» ни водевилей, ни других веселых произведений 
				Чехов больше не писал. Три «осколочных» рассказа 1892 года 
				(перерыв в юмористике был пятилетний – с 1887 г.) – «отрывок», 
				«Из записок старого педагога», «Рыбья любовь» – не вернули прозе 
				Чехова ее прежнего юмористического тона. Но вряд ли сыщется 
				произведение Чехова 1890-1900 годов, в том числе и 
				драматическое, в котором не сверкнули бы улыбка автора, смешной 
				эпизод, каламбур.