Связь рассказа «Студент» с романом Толстого «Война и мир»
Мастерство Чехова-сатирика (на примере рассказов)
- Краткие биографические сведения об А.П. Чехове
- Юмор в первый период творчества. Разнообразие жанров писателя
- Творчество Чехова во второй период. Переход к общественным темам
- Особенности чеховской сатиры
- Связь рассказа «Студент» с романом Толстого «Война и мир»
- Толстовство и теория «малых дел» в изображении Чехова
- «Палата № 6» – чеховский «фаталист»
- Заключение
- Список использованной литературы
По свидетельству близких, любимым рассказом самого Чехова является «Студент» (Ялта, 1894 г.). «Студент» – один из самых коротких, но и наиболее совершенных по форме рассказов Чехова. Сюжет его прост и четок. Иван Великопольский, студент духовной академии, вечером в страстную пятницу держит путь домой. По дороге задумывается о смысле жизни, о совместимости прошлого и настоящего, о том, что за все эти годы также есть и беднота, и голод, и т.д. По дороге он встречает двух вдов, мать и дочь. Греется с ними у костра, при этом рассказывает им евангельскую историю. Слушая этот рассказ, одна из крестьянских женщин заплакала, а у другой на лице появилось выражение сильной сдерживаемой боли. Потом, продолжая свой путь, студент думал о том, что не только ужасы жизни, как только что ему думалось, но и правда, и красота, направлявшие человеческую жизнь, всегда составляли главное в ней и вообще в земле, и мало-помалу, жизнь казалась ему восхитительной.
«Студент» достаточно определенно ассоциируется с одним известнейшим отрывком эпопеи «Война и мир», тем эпизодом, где происходят две знаменательные встречи Андрея Болконского со старым дубом.
Эпизод с дубом вошел в идейно-художественную 
				ткань романа-эпопеи как вставная новелла об обретении 
				толстовским героем утраченного смысла жизни, о возвращении его к 
				чувству молодости, надеждам о счастье и вере в собственные силы. 
				Он воспринимается как прообраз новеллы об обретении студентом 
				Иваном Великопольским того, что будет определено Чеховым, как 
				«главное в человеческой жизни». В душе толстовского героя 
				переворот был совершен «красотой и любовью», в душе чеховского – 
				«правдой и красотой», неизменных на протяжении многих веков 
				человеческих чувств, ставших доступными юноше, только стоящему 
				на пороге жизни. Но прикосновение к «главному» – правде, красоте 
				и любви – подарило и князю Андрею и чеховскому студенту, людям с 
				таким несопоставимым жизненным опытом, совершенно сходные 
				чувства: силу, молодость, веру в возможность счастья. Даже 
				структура чеховского «Студента» следует основным моментом 
				толстовского эпизода: поначалу – круг безнадежных мыслей героев; 
				затем – непредвиденная встреча, разрывающая его и дающая новое 
				направление мыслям; возникает иное ощущение непрерывности, 
				вечности лучших человеческих побуждений, а в итоге – вечности 
				жизненной правды и красоты; наконец, утверждается чувство 
				обновления и просветления в душах героев, причем в обоих случаях 
				оно сопровождается обновлением и просветлением самой природы: в 
				романе появляются блеск солнца и молодость листвы, в рассказе 
				средь вечерней тьмы неожиданно открывается взгляду яркая полоса 
				зари.
				Идейно-композиционные переклички между «Студентом» и эпизодом 
				романа «Война и мир» свидетельствуют, что к середине 1890-х 
				годов Чехов отказался именно от «морали Толстого», а не от всего 
				«толстовского». Т.к. художественное воздействие знаменитой 
				эпопеи обнаруживается в чеховском творчестве вплоть до самых 
				последних лет, даже в произведениях, относящихся к другому 
				литературному роду.
Вписавшись в классическую традицию XIX века, «Студент», в свою очередь, составил литературную традицию XX века. Через много десятилетий он откликнулся на страницах писателя, для которого была безусловно важна как русская классическая традиция в целом, так и ее чеховская струя – у К.Г. Паустовского.
У Паустовского имеются такие слова: «Есть четыре места в России, которые полны огромной лирической силы и связаны с подлинной народной любовью – дом Чехова в Ялте, дом Толстого в Ясной Поляне, могила Пушкина в Святых горах и могила Лермонтова в Тарканах. В этих местах – наше сердце, наши надежды; в них как бы сосредоточена вся прелесть жизни».
Вдумываемся в перечень этих славных отечественных имен, дорогих близких и дальних мест… Все они – тоже звенья той самой единой непрерывной цепи, какая однажды привиделась герою первого ялтинского рассказа Чехова, написанного холодным мартом 1894 года.