Связь рассказа «Студент» с романом Толстого «Война и мир»
Мастерство Чехова-сатирика (на примере рассказов)
- Краткие биографические сведения об А.П. Чехове
- Юмор в первый период творчества. Разнообразие жанров писателя
- Творчество Чехова во второй период. Переход к общественным темам
- Особенности чеховской сатиры
- Связь рассказа «Студент» с романом Толстого «Война и мир»
- Толстовство и теория «малых дел» в изображении Чехова
- «Палата № 6» – чеховский «фаталист»
- Заключение
- Список использованной литературы
По свидетельству близких, любимым рассказом самого Чехова является «Студент» (Ялта, 1894 г.). «Студент» – один из самых коротких, но и наиболее совершенных по форме рассказов Чехова. Сюжет его прост и четок. Иван Великопольский, студент духовной академии, вечером в страстную пятницу держит путь домой. По дороге задумывается о смысле жизни, о совместимости прошлого и настоящего, о том, что за все эти годы также есть и беднота, и голод, и т.д. По дороге он встречает двух вдов, мать и дочь. Греется с ними у костра, при этом рассказывает им евангельскую историю. Слушая этот рассказ, одна из крестьянских женщин заплакала, а у другой на лице появилось выражение сильной сдерживаемой боли. Потом, продолжая свой путь, студент думал о том, что не только ужасы жизни, как только что ему думалось, но и правда, и красота, направлявшие человеческую жизнь, всегда составляли главное в ней и вообще в земле, и мало-помалу, жизнь казалась ему восхитительной.
«Студент» достаточно определенно ассоциируется с одним известнейшим отрывком эпопеи «Война и мир», тем эпизодом, где происходят две знаменательные встречи Андрея Болконского со старым дубом.
Эпизод с дубом вошел в идейно-художественную
ткань романа-эпопеи как вставная новелла об обретении
толстовским героем утраченного смысла жизни, о возвращении его к
чувству молодости, надеждам о счастье и вере в собственные силы.
Он воспринимается как прообраз новеллы об обретении студентом
Иваном Великопольским того, что будет определено Чеховым, как
«главное в человеческой жизни». В душе толстовского героя
переворот был совершен «красотой и любовью», в душе чеховского –
«правдой и красотой», неизменных на протяжении многих веков
человеческих чувств, ставших доступными юноше, только стоящему
на пороге жизни. Но прикосновение к «главному» – правде, красоте
и любви – подарило и князю Андрею и чеховскому студенту, людям с
таким несопоставимым жизненным опытом, совершенно сходные
чувства: силу, молодость, веру в возможность счастья. Даже
структура чеховского «Студента» следует основным моментом
толстовского эпизода: поначалу – круг безнадежных мыслей героев;
затем – непредвиденная встреча, разрывающая его и дающая новое
направление мыслям; возникает иное ощущение непрерывности,
вечности лучших человеческих побуждений, а в итоге – вечности
жизненной правды и красоты; наконец, утверждается чувство
обновления и просветления в душах героев, причем в обоих случаях
оно сопровождается обновлением и просветлением самой природы: в
романе появляются блеск солнца и молодость листвы, в рассказе
средь вечерней тьмы неожиданно открывается взгляду яркая полоса
зари.
Идейно-композиционные переклички между «Студентом» и эпизодом
романа «Война и мир» свидетельствуют, что к середине 1890-х
годов Чехов отказался именно от «морали Толстого», а не от всего
«толстовского». Т.к. художественное воздействие знаменитой
эпопеи обнаруживается в чеховском творчестве вплоть до самых
последних лет, даже в произведениях, относящихся к другому
литературному роду.
Вписавшись в классическую традицию XIX века, «Студент», в свою очередь, составил литературную традицию XX века. Через много десятилетий он откликнулся на страницах писателя, для которого была безусловно важна как русская классическая традиция в целом, так и ее чеховская струя – у К.Г. Паустовского.
У Паустовского имеются такие слова: «Есть четыре места в России, которые полны огромной лирической силы и связаны с подлинной народной любовью – дом Чехова в Ялте, дом Толстого в Ясной Поляне, могила Пушкина в Святых горах и могила Лермонтова в Тарканах. В этих местах – наше сердце, наши надежды; в них как бы сосредоточена вся прелесть жизни».
Вдумываемся в перечень этих славных отечественных имен, дорогих близких и дальних мест… Все они – тоже звенья той самой единой непрерывной цепи, какая однажды привиделась герою первого ялтинского рассказа Чехова, написанного холодным мартом 1894 года.