Соснаускене О.И. Бюджетный учет. Организация и ведение |
План счетов бюджетного учета, что изменилосьВ План счетов бюджетного учета (утвержден приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) введен новый счет для учета амортизации библиотечного фонда (ранее амортизация на актив не начислялась), поэтому изменился номер счета «Амортизация прочих основных средств» с 104 07 000 на 104 08 000 и номер счета «Амортизация нематериальных активов» с 104 08 000 на 104 09 000. В Инструкции № 148н на отдельных счетах детализирована стоимость имущества казны, а также начисленная на его амортизируемую часть амортизация. Имущество казны в бюджетном учете обособлено от закрепленного за учреждениями имущества. Аналогов указанных ниже счетов в ранее действовавшей Инструкции № 25н не было:
В связи с тем что на указанное имущество амортизация не начисляется, отдельные счета для учета такой амортизации в новом Плане счетов не предусмотрены. Изменено наименование счета 304 04 000 «Внутренние расчеты» между главными, распорядителями (распорядителями) и получателями средств. Новшество связано с добавлением в состав отражаемых на этом счете операций расчетов с обособленными структурными подразделениями бюджетных учреждений. Так как с 01.01.2008 в законодательство, регулирующее бюджетный процесс (Бюджетный кодекс РФ), были внесены существенные поправки, возникла необходимость изменения самой структуры некоторых счетов бюджетного учета (а именно счетов, предназначенных для организации бюджетного учета санкционирования бюджетных расходов). Так как теперь исполнение федерального бюджета планируется не на один финансовый год, а на три, необходимо разделить в бюджетном учете учреждения операции по использованию выделенных ему лимитов бюджетных обязательств в каждом из трех лет, на которые они выделены. В соответствии с письмом Минфина России от 12.02.2008 № 02-14-10а/282 были внесены изменения в структуру счетов бюджетного учета санкционирования расходов, в том числе применяемых учреждениями (0 501 х 1 000, 0 501 х 2 000, 0 501 х х 3 000, 0 501 х 4 000, 0 502 х 1 000). Суть данных изменений заключается в расширении аналитического кода указанных счетов бюджетного учета. Минфин России детализировал данные коды, установив код финансового года, который отражается в первом разряде кода аналитического учета счетов учета санкционирования бюджетных расходов (т.е. в 22-м разряде номера соответствующего счета):
При этом в отличие от федерального бюджета, если публично-правовое образование принимает бюджет только на один год, то санкционирование расходов по данному бюджету следует отражать с обязательным указанием в 22-м разряде номеров соответствующих счетов бюджетного учета кода текущего финансового года – 1. Например:
Так как в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ из ст. 161 БК РФ исключено положение о самостоятельности учреждений в использовании средств, полученных от приносящей доход деятельности, операции по использованию данных доходов в бюджетном учете учреждения с 01.01.2009 отражаются в порядке, аналогичном порядку учета операций по санкционированию бюджетных расходов. При этом указанные операции отражаются на вновь введенных Инструкцией № 148н отдельных счетах бюджетного учета и только в рамках текущего и следующего за ним финансового года. В остальном структура соответствующих счетов санкционирования сметных назначений по приносящей доход деятельности аналогична структуре счетов, применяемых для учета санкционирования бюджетных расходов; Изменение наименования забалансового счета 01 «Арендованные основные средства» на «Основные средства в пользовании» вызвано приведением его в соответствие с сущностью отражаемых на нем финансово-хозяйственных операций (это не только аренда имущества, но и иные формы получения его учреждением в пользование). В Инструкцию № 148н введены новые забалансовые счета – 20-й, 22-й и 23-й; Общие принципы отражения в бюджетном учете стоимости нефинансовых активов описаны в Инструкции № 148н централизованно в разделе «Нефинансовые активы» (ранее они были изложены отдельно для каждого вида нефинансовых активов – основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов). Инструкция № 25н такой раздел не содержала. Рассмотрим основные характеристики счетов нефинансовых активов. Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» предназначен для учета учреждением объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также для учета амортизации таких объектов. Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:
В связи с изложением основных принципов учета нефинансовых активов в отдельном подразделе Инструкции № 148н, в данную Инструкцию был перенесен и порядок формирования первоначальной стоимости нефинансового актива с уточнением перечня затрат, составляющих ее структуру. Итак, объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости. Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов являются:
Положение об изменении первоначальной стоимости нефинансовых активов Инструкции № 25н в Инструкции № 148н дополнено возможностью ее изменения в результате разукомплектации (например, при изменении комплектации компьютерной техники). В пункте 15 Инструкции № 148н централизованы требования к определению сроков полезного использования нефинансовых активов, а также установлены основные источники информации, необходимой для определения указанных сроков. Теперь срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия их к бюджетному учету и начисления амортизации определяется:
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учреждение пересматривает срок полезного использования этого объекта. Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этих объектов. По нематериальным активам, срок полезного использования которых невозможно определить, срок полезного использования и нормы амортизации устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности учреждения). Увеличен с 1000 до 3000 руб. в Инструкции № 148н по сравнению с Инструкцией № 25н норматив принятия и выдачи в эксплуатацию объектов основных средств. В результате возникает необходимость досписания основных средств стоимостью от 1001 до 3000 руб. Увеличения текущих затрат учреждения при этом не произойдет, так как в соответствии с ранее действовавшим порядком на указанные средства уже начислена амортизация в размере 100%. В соответствии с Инструкцией № 148н поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001), кроме объектов основных средств, стоимостью до 3000 руб. и библиотечного фонда, драгоценностей и ювелирных изделий независимо от стоимости. Выдача основных средств в эксплуатацию оформляется следующими документами:
Согласно п. 23 Инструкции № 148н для учета операций по выбытию и перемещению объектов нефинансовых активов вводятся новые регистры бюджетного учета – журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, а также оборотная ведомость по нефинансовым активам. Итак, в соответствии с п. 43 Инструкции № 148н норматив полного списания стоимости объектов основных средств без начисления амортизации увеличен с 1000 до 3000 руб. Норматив списания стоимости объектов основных средств путем начисления 100%-ной амортизации увеличен с 10 000 до 20 000 руб. Тем самым нулевая остаточная стоимость объектов основных средств в бюджетном и бухгалтерском учете для коммерческих организаций теперь формируется исходя из одинаковых нормативов. Кроме того, порядок начисления амортизации регламентирован и для библиотечного фонда, что предполагает организацию аналитического учета по объектам таких нефинансовых активов. В соответствии с присвоенным фондам библиотек кодом Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) 19 0001000 согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» они относятся к седьмой амортизационной группе со сроком полезного использования 20 лет, за исключением изданий картографических (код ОКОФ 19 0001115), которые относятся к пятой амортизационной группе (срок полезного использования – 10 лет). При этом в силу подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ для целей налогообложения библиотечный фонд не амортизируется. Таким образом, возникает еще одна разница между показателями бюджетного и налогового учета учреждения (в целях устранения которой будет правильным перенос стоимости библиотечных фондов на бюджетный источник финансирования в порядке, определенном в письме Минфина России от 26.05.2006 № 02-14-10а/1354). Книжная и печатная продукция, не включенная в библиотечный фонд и предназначенная для продажи, относится не к основным средствам, а к прочим материальным запасам (п. 66 Инструкции № 148н) при приобретении ее у сторонних организаций или к готовой продукции при ее изготовлении учреждением. Согласно п. 48 Инструкции № 25н к материальным запасам относятся:
В пункте 51 Инструкции № 148н детализированы предметы, не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ, хотя и используемые в деятельности учреждения более 12 месяцев, путем повторения в нем соответствующих положений ОКОФ. С учетом того, что перечисленное в ОКОФ имущество, не относящееся к объектам основных средств, встречается в бюджетных учреждениях крайне редко, прежнее положение было более компактным и удобным в использовании. Теперь к материальным запасам относятся:
В результате изменения названия счета 0 304 04 000 помимо внутренних (неденежных) расчетов между распорядителями и получателями бюджетных средств теперь следует отражать и расчеты по средствам от приносящей доход деятельности между головным учреждением и обособленным подразделением без юридического лица в части операций по централизации и распределению денежных средств. В соответствии с п. 216 Инструкции № 148н операции по счету оформляются бухгалтерскими записями, которых в старой инструкции не было:
В связи с тем что федеральный бюджет с 1 января 2008 г. планируется не на один, а на три года и из ст. 161 БК РФ исключено положение о самостоятельности учреждений в использовании средств, поступивших от осуществления приносящей доход деятельности, существенно изменилась структура счетов бюджетного учета, предназначенных для отражения операций по санкционированию расходов, и сфера их применения. Теперь учреждения не только детализируют на отдельных счетах операции по использованию бюджетных средств, назначения которых относятся к разным годам планируемого периода, но и отражают в аналогичном порядке операции по санкционированию вышестоящими распорядителями и использованию средств, поступивших от осуществления приносящей доход деятельности. Таким образом, для использования внебюджетных средств, так же как и бюджетных средств, необходимо получить от вышестоящего распорядителя уведомление о лимитах теперь уже сметных назначений по указанным средствам. По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности текущего финансового года на следующий год не переносятся. Введение | Составление смет бюджетным учреждением | План счетов бюджетного учета, что изменилось | Приобретение объектов основных средств | Учет материальных запасов | Учет расчетов в бюджетных учреждениях | Зарплата в бюджетных учреждениях | Порядок выплаты государственных пособий | Планирование бюджетных ассигнований на основе задания учредителя | Внебюджетная деятельность и налогообложение | Отчетность бюджетного учреждения |