Зубанова С.Г. Теория государства и права

Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

1.  Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

2.  Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

3.  Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.


Предмет и метод теории государства и права | Функции теории государства и права | Соотношение и взаимосвязь государства и права | Причины и формы возникновения государства | Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя | Соотношение общества и государства | Государственная власть как особая разновидность социальной власти | Понятие и определение государства | Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений | Типология государства: формационный и цивилизационный подходы | Правовое государство: понятие и принципы формирования | Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства | Понятие и элементы формы государства | Соотношение типа и формы государства | Форма государственного правления: понятие и виды | Форма государственного устройства: понятие и виды | Политический режим: понятие и виды | Место и роль государства в политической системе общества | Понятие и классификация функций российского государства | Характеристика основных внутренних функций российского государства | Характеристика основных внешних функций российского государства | Формы осуществления функций государства | Механизм государства: понятие и структура | Принципы организации и деятельности государственного аппарата | Орган государства: понятие, признаки, виды | Понятие, сущность и определение права | Понятие права: объективный и субъективный смысл | Принципы права: понятие и виды | Соотношение экономики, политики и права | Функции права: понятие и классификация | Понятие и структура правосознания | Правовая культура: понятие и структура | Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы | Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь | Соотношение права и морали | Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм | Представительно-обязывающий характер правовых норм | Эффективность правовых норм | Структура нормы права | Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм | Классификация норм права | Понятие и виды форм права. Источники права | Правотворчество: понятие, принципы, виды | Понятие и виды нормативно-правовых актов | Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права | Закон в системе нормативно-правовых актов | Основные стадии законодательного процесса в РФ | Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц | Систематизация нормативных актов: понятие, виды | Понятие и структурные элементы системы права | Частное и публичное право | Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли | Отрасль права. Характеристика основных отраслей права | Институт права: понятие и виды | Соотношение системы права и системы законодательства | Понятие и основные принципы законности | Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии | Гарантии законности: понятие и виды | Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью | Стадии процесса применения норм права | Юридические коллизии и способы их разрешения | Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды | Толкование права: понятие и виды по субъектам | Акты официального толкования: понятие и виды | Способы и объем толкования правовых норм | Пробелы в праве и способы их преодоления | Юридическая практика | Правовое отношение: понятие и признаки | Предпосылки возникновения правоотношений | Взаимосвязь нормы права и правоотношения | Понятие и виды субъектов правоотношений | Правоспособность, дееспособность, правосубъектность | Правовой статус личности: понятие и структура | Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура | Объект правоотношения | Понятие и классификация юридических фактов | Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы | Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация | Понятие, признаки и виды правонарушений | Юридический состав правонарушения | Понятие и признаки юридической ответственности | Презумпция невиновности | Правовой нигилизм: понятие, источники, формы | Основные теории происхождения государства | Социологическая школа права | Естественно-правовая теория | Историческая школа права | Психологическая теория права | Нормативистская школа права | Юридическая техника
Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права