Зубанова С.Г. Теория государства и права

Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли

В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия:

  1. предмет правового регулирования;
  2. метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

  1. составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;
  2. одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

  1. диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;
  2. императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;
  3. рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;
  4. поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение.

Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Государственная регистрация подразумевает под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию. Обычно тексты нормативных правовых актов могут являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Однако и в этом случае порог понимания заставляет употреблять некоторую избыточность, которая выражается, например, в объяснении, расшифровке отдельных терминов в расчете на «среднего» получателя информации. Точность, понятийность и краткость языка закона основывают благоприятные условия для его толкования, понимания, исполнения, соблюдения и применения.


Предмет и метод теории государства и права | Функции теории государства и права | Соотношение и взаимосвязь государства и права | Причины и формы возникновения государства | Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя | Соотношение общества и государства | Государственная власть как особая разновидность социальной власти | Понятие и определение государства | Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений | Типология государства: формационный и цивилизационный подходы | Правовое государство: понятие и принципы формирования | Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства | Понятие и элементы формы государства | Соотношение типа и формы государства | Форма государственного правления: понятие и виды | Форма государственного устройства: понятие и виды | Политический режим: понятие и виды | Место и роль государства в политической системе общества | Понятие и классификация функций российского государства | Характеристика основных внутренних функций российского государства | Характеристика основных внешних функций российского государства | Формы осуществления функций государства | Механизм государства: понятие и структура | Принципы организации и деятельности государственного аппарата | Орган государства: понятие, признаки, виды | Понятие, сущность и определение права | Понятие права: объективный и субъективный смысл | Принципы права: понятие и виды | Соотношение экономики, политики и права | Функции права: понятие и классификация | Понятие и структура правосознания | Правовая культура: понятие и структура | Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы | Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь | Соотношение права и морали | Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм | Представительно-обязывающий характер правовых норм | Эффективность правовых норм | Структура нормы права | Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм | Классификация норм права | Понятие и виды форм права. Источники права | Правотворчество: понятие, принципы, виды | Понятие и виды нормативно-правовых актов | Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права | Закон в системе нормативно-правовых актов | Основные стадии законодательного процесса в РФ | Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц | Систематизация нормативных актов: понятие, виды | Понятие и структурные элементы системы права | астное и публичное право | Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли | Отрасль права. Характеристика основных отраслей права | Институт права: понятие и виды | Соотношение системы права и системы законодательства | Понятие и основные принципы законности | Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии | Гарантии законности: понятие и виды | Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью | Стадии процесса применения норм права | Юридические коллизии и способы их разрешения | Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды | Толкование права: понятие и виды по субъектам | Акты официального толкования: понятие и виды | Способы и объем толкования правовых норм | Пробелы в праве и способы их преодоления | Юридическая практика | Правовое отношение: понятие и признаки | Предпосылки возникновения правоотношений | Взаимосвязь нормы права и правоотношения | Понятие и виды субъектов правоотношений | Правоспособность, дееспособность, правосубъектность | Правовой статус личности: понятие и структура | Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура | Объект правоотношения | Понятие и классификация юридических фактов | Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы | Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация | Понятие, признаки и виды правонарушений | Юридический состав правонарушения | Понятие и признаки юридической ответственности | Презумпция невиновности | Правовой нигилизм: понятие, источники, формы | Основные теории происхождения государства | Социологическая школа права | Естественно-правовая теория | Историческая школа права | Психологическая теория права | Нормативистская школа права | Юридическая техника
Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права