Зубанова С.Г. Теория государства и права

Основные стадии законодательного процесса в РФ

Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе – совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива – внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы.

Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1) субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме:

  1. законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  2. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу;
  3. предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов .

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе . Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Четвертая стадия законодательного процесса – принятие закона.

Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов (2/3) от общего числа депутатов.


Предмет и метод теории государства и права | Функции теории государства и права | Соотношение и взаимосвязь государства и права | Причины и формы возникновения государства | Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя | Соотношение общества и государства | Государственная власть как особая разновидность социальной власти | Понятие и определение государства | Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений | Типология государства: формационный и цивилизационный подходы | Правовое государство: понятие и принципы формирования | Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства | Понятие и элементы формы государства | Соотношение типа и формы государства | Форма государственного правления: понятие и виды | Форма государственного устройства: понятие и виды | Политический режим: понятие и виды | Место и роль государства в политической системе общества | Понятие и классификация функций российского государства | Характеристика основных внутренних функций российского государства | Характеристика основных внешних функций российского государства | Формы осуществления функций государства | Механизм государства: понятие и структура | Принципы организации и деятельности государственного аппарата | Орган государства: понятие, признаки, виды | Понятие, сущность и определение права | Понятие права: объективный и субъективный смысл | Принципы права: понятие и виды | Соотношение экономики, политики и права | Функции права: понятие и классификация | Понятие и структура правосознания | Правовая культура: понятие и структура | Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы | Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь | Соотношение права и морали | Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм | Представительно-обязывающий характер правовых норм | Эффективность правовых норм | Структура нормы права | Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм | Классификация норм права | Понятие и виды форм права. Источники права | Правотворчество: понятие, принципы, виды | Понятие и виды нормативно-правовых актов | Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права | Закон в системе нормативно-правовых актов | Основные стадии законодательного процесса в РФ | Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц | Систематизация нормативных актов: понятие, виды | Понятие и структурные элементы системы права | Частное и публичное право | Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли | Отрасль права. Характеристика основных отраслей права | Институт права: понятие и виды | Соотношение системы права и системы законодательства | Понятие и основные принципы законности | Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии | Гарантии законности: понятие и виды | Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью | Стадии процесса применения норм права | Юридические коллизии и способы их разрешения | Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды | Толкование права: понятие и виды по субъектам | Акты официального толкования: понятие и виды | Способы и объем толкования правовых норм | Пробелы в праве и способы их преодоления | Юридическая практика | Правовое отношение: понятие и признаки | Предпосылки возникновения правоотношений | Взаимосвязь нормы права и правоотношения | Понятие и виды субъектов правоотношений | Правоспособность, дееспособность, правосубъектность | Правовой статус личности: понятие и структура | Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура | Объект правоотношения | Понятие и классификация юридических фактов | Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы | Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация | Понятие, признаки и виды правонарушений | Юридический состав правонарушения | Понятие и признаки юридической ответственности | Презумпция невиновности | Правовой нигилизм: понятие, источники, формы | Основные теории происхождения государства | Социологическая школа права | Естественно-правовая теория | Историческая школа права | Психологическая теория права | Нормативистская школа права | Юридическая техника
Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права