Зубанова С.Г. Теория государства и права

Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

  1. по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
  2. по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

  1. закон – одно из основных источников права;
  2. установлен особый порядок принятия;
  3. принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
  4. регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

  1. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
  2. другие нормативные акты не должны противоречить закону;
  3. при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

  1. федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
  2. принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
  3. обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
  4. особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.


Предмет и метод теории государства и права | Функции теории государства и права | Соотношение и взаимосвязь государства и права | Причины и формы возникновения государства | Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя | Соотношение общества и государства | Государственная власть как особая разновидность социальной власти | Понятие и определение государства | Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений | Типология государства: формационный и цивилизационный подходы | Правовое государство: понятие и принципы формирования | Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства | Понятие и элементы формы государства | Соотношение типа и формы государства | Форма государственного правления: понятие и виды | Форма государственного устройства: понятие и виды | Политический режим: понятие и виды | Место и роль государства в политической системе общества | Понятие и классификация функций российского государства | Характеристика основных внутренних функций российского государства | Характеристика основных внешних функций российского государства | Формы осуществления функций государства | Механизм государства: понятие и структура | Принципы организации и деятельности государственного аппарата | Орган государства: понятие, признаки, виды | Понятие, сущность и определение права | Понятие права: объективный и субъективный смысл | Принципы права: понятие и виды | Соотношение экономики, политики и права | Функции права: понятие и классификация | Понятие и структура правосознания | Правовая культура: понятие и структура | Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы | Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь | Соотношение права и морали | Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм | Представительно-обязывающий характер правовых норм | Эффективность правовых норм | Структура нормы права | Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм | Классификация норм права | Понятие и виды форм права. Источники права | Правотворчество: понятие, принципы, виды | Понятие и виды нормативно-правовых актов | Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права | Закон в системе нормативно-правовых актов | Основные стадии законодательного процесса в РФ | Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц | Систематизация нормативных актов: понятие, виды | Понятие и структурные элементы системы права | Частное и публичное право | Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли | Отрасль права. Характеристика основных отраслей права | Институт права: понятие и виды | Соотношение системы права и системы законодательства | Понятие и основные принципы законности | Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии | Гарантии законности: понятие и виды | Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью | Стадии процесса применения норм права | Юридические коллизии и способы их разрешения | Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды | Толкование права: понятие и виды по субъектам | Акты официального толкования: понятие и виды | Способы и объем толкования правовых норм | Пробелы в праве и способы их преодоления | Юридическая практика | Правовое отношение: понятие и признаки | Предпосылки возникновения правоотношений | Взаимосвязь нормы права и правоотношения | Понятие и виды субъектов правоотношений | Правоспособность, дееспособность, правосубъектность | Правовой статус личности: понятие и структура | Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура | Объект правоотношения | Понятие и классификация юридических фактов | Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы | Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация | Понятие, признаки и виды правонарушений | Юридический состав правонарушения | Понятие и признаки юридической ответственности | Презумпция невиновности | Правовой нигилизм: понятие, источники, формы | Основные теории происхождения государства | Социологическая школа права | Естественно-правовая теория | Историческая школа права | Психологическая теория права | Нормативистская школа права | Юридическая техника
Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права