Понятие и виды нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.
Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику). Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:
- по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
- по территории действия (федеральные, региональные и местные).
Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.
Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения. Существует несколько
признаков закона: - закон – одно из основных источников права;
- установлен особый порядок принятия;
- принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
- регулирует важнейшие общественные отношения.
Закон имеет
высшую юридическую силу, что означает: - никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
- другие нормативные акты не должны противоречить закону;
- при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности: - федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;
- принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
- обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
- особый порядок принятия.
Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.
Предмет и метод теории государства и права |
Функции теории государства и права |
Соотношение и взаимосвязь государства и права |
Причины и формы возникновения государства |
Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя |
Соотношение общества и государства |
Государственная власть как особая разновидность социальной власти |
Понятие и определение государства |
Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений |
Типология государства: формационный и цивилизационный подходы |
Правовое государство: понятие и принципы формирования |
Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства |
Понятие и элементы формы государства |
Соотношение типа и формы государства |
Форма государственного правления: понятие и виды |
Форма государственного устройства: понятие и виды |
Политический режим: понятие и виды |
Место и роль государства в политической системе общества |
Понятие и классификация функций российского государства |
Характеристика основных внутренних функций российского государства |
Характеристика основных внешних функций российского государства |
Формы осуществления функций государства |
Механизм государства: понятие и структура |
Принципы организации и деятельности государственного аппарата |
Орган государства: понятие, признаки, виды |
Понятие, сущность и определение права |
Понятие права: объективный и субъективный смысл |
Принципы права: понятие и виды |
Соотношение экономики, политики и права |
Функции права: понятие и классификация |
Понятие и структура правосознания |
Правовая культура: понятие и структура |
Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы |
Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь |
Соотношение права и морали |
Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм |
Представительно-обязывающий характер правовых норм |
Эффективность правовых норм |
Структура нормы права |
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм |
Классификация норм права |
Понятие и виды форм права. Источники права |
Правотворчество: понятие, принципы, виды |
Понятие и виды нормативно-правовых актов |
Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права |
Закон в системе нормативно-правовых актов |
Основные стадии законодательного процесса в РФ |
Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц |
Систематизация нормативных актов: понятие, виды |
Понятие и структурные элементы системы права |
Частное и публичное право |
Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли |
Отрасль права. Характеристика основных отраслей права |
Институт права: понятие и виды |
Соотношение системы права и системы законодательства |
Понятие и основные принципы законности |
Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии |
Гарантии законности: понятие и виды |
Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью |
Стадии процесса применения норм права |
Юридические коллизии и способы их разрешения |
Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды |
Толкование права: понятие и виды по субъектам |
Акты официального толкования: понятие и виды |
Способы и объем толкования правовых норм |
Пробелы в праве и способы их преодоления |
Юридическая практика |
Правовое отношение: понятие и признаки |
Предпосылки возникновения правоотношений |
Взаимосвязь нормы права и правоотношения |
Понятие и виды субъектов правоотношений |
Правоспособность, дееспособность, правосубъектность |
Правовой статус личности: понятие и структура |
Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура |
Объект правоотношения |
Понятие и классификация юридических фактов |
Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы |
Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация |
Понятие, признаки и виды правонарушений |
Юридический состав правонарушения |
Понятие и признаки юридической ответственности |
Презумпция невиновности |
Правовой нигилизм: понятие, источники, формы |
Основные теории происхождения государства |
Социологическая школа права |
Естественно-правовая теория |
Историческая школа права |
Психологическая теория права |
Нормативистская школа права |
Юридическая техника
Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права
|