Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет |
Учет расходов организации
Расходы организации: их понятие и группировкаКак известно, основной целью создания хозяйствующего субъекта (организации, предприятия) является производство продукции (товаров), выполнение работ или оказание услуг. Процесс производства (выполнения, оказания) представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием и продажей готового продукта. Во время его создания и реализации производятся различные расходы. Расходование — это процесс, связанный с возмещением (в основном денежными средствами) потребленных активов, оплатой труда работников, начислениями отдельных видов обязательств и отчислениями (например, амортизационными) в соответствии с действующим законодательством и договорами. Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Таким образом, расходы организации представляют собой совокупность использованных ею средств, относящихся к активам, если они способны приносить доходы в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет, т.е. доходы организации уменьшатся. По действующей методологии бухгалтерского учета не признаются расходами организации выбытие средств:
Под затратами понимается использование капитала на приобретение видов ресурсов (трудовых, материальных) для осуществления всей предпринимательской деятельности организации. Приобретенные ресурсы числятся в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания доходов, на извлечение которых и были использованы данные ресурсы. В момент признания доходов произведенные затраты признаются в качестве расходов. Если затраты не признаны в отчетном периоде в качестве расходов из-за отсутствия приходящихся на них доходов, то они должны отражаться в отчетности в качестве активов, которые будут включаться в расходы в последующие отчетные периоды. По нашему мнению, затраты и издержки близки по своему экономическому содержанию. Говоря о затратах, мы имеем в виду все затраченные в отчетном периоде ресурсы, говоря об издержках, мы имеем в виду израсходованные ресурсы на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) за определенный период и приходящиеся на законченный продукт и остатки незавершенного производства. Себестоимость законченного продукта — это все издержки в денежном выражении, связанные с его производством и продажей. Калькулирование — это определение (исчисление) величины себестоимости продукции. Большое значение для эффективной организации учета расходов имеет их группировка. Все расходы организации можно подразделить на расходы: по обычным видам деятельности; прочие расходы. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, оказанием услуг или выполнением работ, т.е. проведением той деятельности, с целью осуществления которой и создан хозяйствующий субъект (организация, предприятие). В тех организациях, предметом деятельности которых является предоставление в аренду своих активов, участие в капиталах других организаций, а также предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, другой интеллектуальной собственности, указанные операции относятся к обычным видам деятельности. Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной (иной форме) или величине кредиторской задолженности. Расходы по обычным видам деятельности формируют расходы: связанные с потреблением сырья, материалов, топлива и иных производственных запасов; возникающие непосредственно в процессе обработки материально-производственных запасов или производства продукции (выполнения работ, оказания услуг); связанные с управлением организацией вцелом; связанные с продажей готового продукта производственного процесса. Расходы, производимые организацией в процессе предпринимательской деятельности, но по действующему положению ПБУ 10/99 отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. В свою очередь прочие расходы подразделяются на: операционные; внереализационные; чрезвычайные. Операционнымирасходаминазываютсярасходы, возникающие по нетипичным для данной организации и относительно редким фактам хозяйственной деятельности. К операционным относятся расходы, связанные с:
Внереализационнымирасходами называются случайные, нетипичные для хозяйственной деятельности организации траты. Внереализационными расходами являются:
К чрезвычайным относятся расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. Чрезвычайными обстоятельствами называются такие операции, которые нехарактерны для обычной деятельности, возникают редко, непредвиденно и не являются следствием управленческих решений персонала организации. Необходимо отметить, что отнесение сумм к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам условно, их перечни являются открытыми и организация сама решает, к какой группе отнести те или иные расходы, так как это не влияет на величину конечного финансового результата. Все расходы организации признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расходов может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Если в отношении расходов, осуществленных организацией, не выполняется хотя бы одно из названных выше условий, то в бухгалтерском учете признаются не расходы, а дебиторская задолженность. Обязательным условием признания расходов является отнесение их к конкретному учетному периоду. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Действующая система учета расходов по обычным видамдеятельностиИтак, мы установили, что текущие расходы могут увеличивать расходы по обычным видам деятельности данного отчетного периода или относиться на увеличение активов, которые будут включаться в расходы в последующие отчетные периоды. В связи с этим необходимо детально изучить текущие расходы. Одним из способов изучения какой-либо категории является выявление общих признаков классификации. Расходы классифицируются в зависимости от целей учета: для определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результата деятельности; для осуществления текущего контроля; для принятия управленческих решений. Рассмотрим основньхе признаки классификации расходов. По экономическому содержанию расходы подразделяют на расходы по экономическим элементам и статьям расходов (статьям калькуляции). Обычно экономическим элементом называют однородный вид расходов. Подразделение расходов по экономическим элементам позволяет определить виды затрат по организации в целом независимо от места их возникновения и направления. Порядок формирования и учета расходов, включаемых в расходы по обычным видам деятельности по экономическим элементам, будет рассмотрен далее. Статьей расходов, или калькуляционной статьей, обычно называют определенный вид затрат, образующих себестоимость как отдельных видов продукции (работ, услуг), так и всего выпуска организации. Состав калькуляционных статей в настоящее время не регламентирован, но, исходя из сложившейся практики, можно предложить их примерную номенклатуру:
Итого: производственная себестоимость продукции, коммерческие расходы. ИТОГО: полная себестоимость продукции. В отдельных отраслях состав калькуляционных статей расходов будет различен, так как номенклатура статей отражает особенности каждой отрасли, ее производственную специфику, характер выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Помимо классификации расходов ло экономическому признаку, их можно группировать и по отношению к производственному (технологическому) процессу. По этому признаку все расходы подразделяются на основные и накладные. Основными называются расходы, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции (работ, услуг). Эти расходы занимают наибольший удельный вес в общей сумме расходов, они являются основой для обычного вида деятельности организации. Например, затраты сырья или материалов, трудовые затраты и пр. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием и управлением процессом производства. К ним можно отнести общепроизводственные и общехозяйственные расходы. По отношению к объему производства все расходы делятся на переменные и постоянные. К переменным относятся расходы, размер которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства продукции (работ, услуг). Если значение объема производства увеличивается, например, на 20%, то и переменные расходы увеличиваются на 20%. К ним можно отнести расходы сырья и материалов, заработную плату производственных рабочих и т.д. Постоянные расходы остаются неизменными при изменении объемов производства продукции. К ним относятся общепроизводственные, общехозяйственные расходы и некоторые другие. Но отдельные расходы иногда невозможно отнести ни к постоянным, ни к переменным, так как они включают элементы и тех и других расходов Такие расходы принято называть условно-постоянными или условно-переменными в зависимости от преобладания в них постоянных или переменных частей. В зависимости от способов включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы можно подразделять на прямые и косвенные. Прямые расходы связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо (на основании информации первичных документов) и непосредственно отнесены на его себестоимость. К ним относят чаще всего расходы сырья и материалов, покупных полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели, оплату труда производственных рабочих. К косвенным относят расходы, связанные с производством нескольких видов продукции, выполнением одновременно нескольких видов работ. Такие затраты могут быть распределены между себе-стоимостями каждого вида продукции (работ, услуг) только на основе специальных расчетов. Но всякое косвенное распределение расходов приводит к неточности в определении себестоимости, поэтому при организации учета необходимо так организовать аналитический учет, чтобы минимизировать удельный вес косвенных расходов. Для целей налогообложения прибыли расходы можно подразделить на лимитируемые и не лимитируемые. К лимитируемым относятся такие расходы, по которым законодательством установлены лимиты, нормы и нормативы. К таким расходам относятся компенсации за использование личных автомобилей для служебных поездок, командировочные и представительские расходы, оплата обучения по договорам с учебными заведениями для подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, затраты на оплату процентов за кредиты, расходы на рекламу. К не лимитируемым относят расходы, принимаемые в фактических размерах. Взависимостиотпериодичностивозникновениявсерасходымож-но подразделить на текущие и единовременные. К текущим относятся расходы, связанные с производством и продажей продукции данного периода. Обычно это основная часть расходов организации. Единовременными называют расходы, связанные с подготовкой новых производств, освоением новой продукции, резервированием расходов на какие-либо цели (оплату отпусков, ремонт основных средств и пр.). По своему составу все расходы подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называют расходы, состоящие из однородного вида расходов (например, расходы сырья и материалов, оплата труда производственных рабочих и пр.). Комплексные — состоят из нескольких видов расходов. Например, в состав таких комплексных расходов, как общехозяйственные, вхо-дят расходы материалов на общехозяйственные цели, заработная плата руководства организации, амортизация зданий и пр. По целесообразности расходования все расходы можно разделить на производительные и непроизводительные. В производительные включают все расходы, которые необходимы и планируемы (прогнозируемы) для данного производства. К непроизводительным относят расходы, которые образуются по причинам, свидетельствующим об отклонениях от нормальной технологии производства (брак продукции, потери от простоев, оплата сверхурочных работ и пр.). По участию в производственном процессе все расходы подразделяются на производственные и коммерческие (внепроизводственные). В производственные включают все расходы организации, связанные с изготовлением готовой продукции, выполнением работ и оказанием услуг и включаемые в их себестоимость. Коммерческими (внепроизводственными) называют расходы, связанные с продажей продукции потребителям. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета основных видов расходов, составляющих ббльшую часть себестоимости изготовленной продукции (работ, услуг). К ним относятся: сырье и материалы; покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций; топливо и энергия на технологические цели; заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды от заработной платы производственных рабочих. Преобладающая часть основных расходов — прямые расходы, т.е. включаемые в себестоимость конкретного вида продукции на основании первичных документов (в них проставляются соответствующие коды изделия или номера заказов). Сырье и основные материалы, израсходованные на производство продукции (работ, услуг), включаются в себестоимость на основании лимитно-заборных карт, требований, накладных. Первичные документы предварительно группируются по направлениям затрат материалов, и данные, которые в них содержатся, включаются в ведомость распределения расхода материалов по каждому структурному подразделению организации. Оцениваются расходы материальных ценностей в зависимости от принятой в организации методологии, о чем говорится в данной главе. На основании ведомостей распределения материальных расходов на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи: Д-т 20 «Основное производство»
В этом случае в себестоимость конкретного вида продукции включаются фактически произведенные расходы конкретных материальных ценностей. Если же из одного вида материальных ценностей производятся несколько видов изделий, то между себестоимостями каждого вида продукции расход материалов распределяется. Такое распределение может производиться по методике, наиболее отвечающей особенностям производства (например, пропорционально: расходу материальных ценностей по нормам, установленным на единицу продукции; установленному коэффициенту расхода; количеству или весу изготовленной продукции и др.). Стоимость возвратных отходов уменьшает расходы на производство продукции. Обычно возвратные отходы приходуются на склад по накладным, оцениваются по ценам возможного использования и отражаются на счетах бухгалтерского учета следующей записью: Д-т 10 «Материалы»
В себестоимости конкретных видов продукции возвратные отходы отражаются прямым (по документам) или косвенным (после дополнительных расчетов) способами. Покупные изделия и полуфабрикаты, услуги сторонних организаций, как правило, предназначены для изготовления конкретных видов продукции. Поэтому в себестоимость этих видов они и включаются прямым способом на основании расходных документов. В себестоимость конкретного вида продукции технологическое топливо и энергия включаются на основании первичных документов или показаний измерительных приборов (счетчиков). Если прямое отнесение невозможно, то расходы топлива и энергии распределяются косвенным путем пропорционально количеству часов работы оборудования с учетом его мощности или норм расхода энергоресурсов на единицу продукции Оплата труда производственных рабочих включается в себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг) на основании табелей учета использования рабочего времени, нарядов, рапортов, ведомостей и др. На основании первичных документов, сгруппированных по направлениям расходов, составляются ведомости распределения заработной платы по каждому структурному подразделению организации. На основании этих ведомостей распределения на счетах делаются записи: Д-т 20 «Основное производство»
Отчисления на социальные нужды включают в себестоимость продукции в установленных законодательством процентах от начисленной заработной платы. Такие отчисления рассчитываются в ведомостях распределения заработной платы по направлениям произведенных расходов. Данные из ведомостей переносят в сводный регистр для обобщения всех расходов на производство продукции (работ и услуг). После расчетов на счетах делаются записи' Д-т 20 «Основное производство»
Но, как уже отмечалось выше, кроме основных расходов существуют и накладные расходы. Накладные расходы возникают в связи с организацией, обслуживанием производственного процесса и управлением им. Состоят накладные расходы из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Общепроизводственные (цеховые) расходы связаны с обслуживанием и управлением производствами (цехами, структурными подразделениями, мастерскими и т д.) организации. Состав и размер общепроизводственных расходов определяется сметами, составляемыми организацией самостоятельно, на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческих и хозяйственных расходов подразделения. Составляются сметы по каждому структурному подразделению отдельно. Целью планирования расходов и выделения в фактической себестоимости продукции самостоятельных калькуляционных статей является постоянный контроль за соблюдением смет и сопоставления фактически произведенных расходов с запланированными. Планирование и учет общепроизводственных расходов может производиться по следующей номенклатуре статей:
Формируются общехозяйственные расходы обычным порядком, т.е. на основании первичных расходных документов. Например, расходы материальных ценностей оформляются требованиями или накладными, амортизационные отчисления — ведомостями начисления амортизации, затраты на оплату труда — нарядами, ведомостями, табелями и т.д. Синтетический учет общепроизводственных расходов ведется на активном собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы». Аналитический учет по этим расходам ведется в специальных ведомостях по каждому цеху (структурному подразделению) в разрезе статей сметы. На основании первичных документов, подтверждающих факт и сумму произведенных общепроизводственных расходов, на счетах бухгалтерского учета делаются записи' Д-т 25 «Общепроизводственные расходы»
По окончании месяца сумма общепроизводственных расходов, учтенная по дебету счета 25, списывается. Списание означает распределение всей суммы общепроизводственных расходов, т.е. обнуление (закрытие) счета. Общепроизводственные расходы относятся на себестоимость готовой продукции, т.е. уже законченной обработкой, и на себестоимость остатков незавершенного производства, оставшихся на конец месяца. Затем сумма общепроизводственных расходов, приходящаяся на себестоимость готовой продукции, распределяется между себестоимостями отдельных видов продукции пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих, прямым затратам материалов и заработной платы или другим показателям. Сама организация выбирает базу распределения общепроизводственных расходов. При выборе способа распределения общепроизводственных расходов организация должна учитывать специфику своей деятельности, уровень автоматизации учетных работ, квалификацию работников и другие факторы. При распределении общепроизводственных расходов пропорционально оплате труда рабочих сначала определяется отношение общей суммы общепроизводственных расходов по цеху к общей сумме заработной платы производственных рабочих по цеху. Затем найденный процент умножается на сумму основной заработной платы производственных рабочих, учтенную по каждому виду продукции цеха. В итоге получается доля общепроизводственных расходов, приходящаяся на этот вид продукции. На основании такого расчета по распределению общепроизводственных расходов, оформленного бухгалтерской справкой, на счетах делается следующая запись: Д-т 20 «Основное производство» (изделие 1) Д-т 20 «Основное производство» (изделие 2) и т.д
Следующий вид накладных расходов — это общехозяйственные расходы. Они связаны с управлением и обслуживанием организации в целом. Состав и размер этих расходов также определяется сметой. Планирование и учет общехозяйственных расходов может вестись по следующей номенклатуре статей:
Синтетический учет общехозяйственных расходов ведется на активном собирательно-распределительном счете 26 «Общехозяйственные расходы» Аналитический учет общехозяйственных расходов ведется на счете 26 по статьям сметы в отдельной ведомости. Все фактические расходы собираются и отражаются записями: Д-т 26 «Общехозяйственные расходы»
В конце каждого месяца общехозяйственные расходы списываются. Распределяются общехозяйственные расходы между готовой продукцией и незавершенным производством, оставшимся на конец отчетного месяца, а затем затраты, приходящиеся на готовую продукцию, распределяются между отдельными ее видами пропорционально выбранной базе или способу списания. Списать эти расходы можно двумя способами: включением в затраты на производство конкретных видов продукции путем распределения, аналогичного распределению общепроизводственных расходов. На счетах бухгалтерского учета это отражается следующим образом: Д-т 20 «Основное производство» (изделие 1)
Базой распределения общехозяйственных расходов могут выступать: основная заработная плата производственных рабочих; прямые затраты; затраты сырья и материалов и т.д. Общехозяйственные расходы как условно-постоянные расходы списываются на счет «Продажи», минуя счет «Основное производство» путем распределения между видами реализованной продукции: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» (изделие 1) Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» (изделие 2) и т.д.
При списании общехозяйственных расходов на счет 90 они распределяются между видами реализованной продукции (работ или услуг) пропорционально выручке от реализации, производственной себестоимости продукции или другому показателю, выбранному организацией самостоятельно. Выбор того или иного способа списания общепроизводственных или общехозяйственных расходов должен быть отражен в учетной политике организации. Конечно, второй способ значительно упрощает списание общехозяйственных расходов. Однако он применим при условии, что вся продукция, к которой относятся общехозяйственные расходы, реализована или удельный вес этих расходов в себестоимости продукции незначителен. Фактические данные после учета и распределения накладных расходов заносятся в ведомость сводного учета расходов на производство продукции (работ, услуг). Таким образом, в конце отчетного месяца, после распределения и/или списания накладных расходов счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» закрываются и остатков на конец месяца не имеют. При определении себестоимости продукции расходы отчетного месяца корректируются на разницу в стоимости остатков незавершенного производства на начало и конец этого месяца. К незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие технические испытания и не сданные на склад готовой продукции. Не относятся к незавершенному производству: неисправимый брак; материалы в цехах, не начатые обработкой; детали, узлы и изделия по аннулированным заказам и т.д. В бухгалтерском учете фактическая величина расходов в незавершенном производстве представляет собой величину дебетового сальдо по счету 20 «Основное производство». В производствах, имеющих постоянные переходящие остатки незавершенного производства, для определения расходов, приходящихся на выпущенную из производства готовую продукцию, необходимо в конце месяца знать их количество и производить оценку. Количественный учет движения остатков незавершенного производства ведут работники диспетчерских служб структурных подразделений (цехов и пр.)- Таким образом, для определения стоимости остатков незавершенного производства используются данные оперативного учета. Однако наиболее точные данные об остатках расходов в незавершенном производстве можно получить только путем проведения инвентаризации незавершенного производства. Оценку остатков незавершенного производства рекомендовано производить:
При небольшом удельном весе и стабильности остатков незавершенного производства общепроизводственные и общехозяйственные расходы относятся на остатки незавершенного производства в плановом (сметно-нормативном) размере. Общая схема учета расходов по обычным видам деятельности представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ. Все учетные работы и процедуры условно можно разделить на следующие этапы. Первый этап. Все фактические расходы в течение отчетного месяца на основании первичных документов по расходу материалов, начислению и распределению оплаты труда, начислению износа основных средств и нематериальных активов, по расходам денежных средств и пр. отражаются на основных калькуляционных и собирательно-распределительных счетах. Второй этап. Распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Учтенные предварительно на счетах 25 и 26, эти расходы сначала распределяются между выпущенной готовой продукцией и остатками незавершенного производства. Затем общепроизводственные и общехозяйственные расходы списываются на счет 20 «Основное производство» или на счет 90 «Продажи». Третий этап. При наличии производственного брака на счете 28 «Брак в производстве» выявляются окончательные потери от брака. Такие потери определяются путем сопоставления себестоимости забракованной продукции и расходов по исправлению брака с суммами стоимости его по цене возможного использования и возмещениями, удержанными с виновников брака. Окончательные потери от брака, определенные по счету 28 «Брак в производстве», списываются: Д-т 20 «Основное производство»
Таким образом после завершения этих этапов на счете 20 «Основное производство» собираются все прямые и косвенные расходы на производство продукции (работ, услуг) за отчетный месяц. Четвертый этап. Определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции. На этом этапе определяются и оцениваются остатки незавершенного производства на конец месяца. Стоимость остатков незавершенного производства остается как сальдо на конец месяца (или начало следующего) на счете 20 «Основное производство» по каждому виду продукции. Затем по данным о фактических расходах, произведенных за месяц, -изменениях остатков незавершенного производства и затратах, уменьшающих фактические расходы, определяют фактическую производственную себестоимость выпущенной из производства готовой продукции. Фактическая себестоимость выпущенной продукции определяется следующим образом: к остаткам незавершенного производства на начало месяца (начальное сальдо по счету 20) прибавляют расходы за месяц (оборот по дебету счета 20), вычитают возвращенные и списанные суммы (возвратные отходы, потери от брака, простоев и др.) (оборот по кредиту счета 20), а также остатки незавершенного производства на конец месяца (конечное сальдо по счету 20). Эта сумма списывается со счета 20 «Основное производство» и отражается бухгалтерской записью (в зависимости от выбранной организацией методики): Д-т 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» или Д-т 43 «Готовая продукция»
Учет расходов по обычным видам деятельности по экономическим элементамПоложением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 установлена единая номенклатура экономических элементов расходов по обычным видам деятельности для всех организаций:
В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость приобретенных со стороны и израсходованных для предпринимательских целей материальных ресурсов (сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, инвентаря и пр.). К материальным расходам относится также стоимость топлива и энергии всех видов. Величина материальных расходов формируется исходя из цены их приобретения (без налога на добавленную стоимость), надбавок, наценок, стоимости услуг сторонних организаций (таможни, товарных бирж, складов, транспортных организаций и пр.). Из материальных расходов исключается стоимость возвратных отходов. Как уже упоминалось, под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ценностей, которые образовались в процессе производства, утратили полностью или частично свои качества и поэтому не могут использоваться по своему прямому назначению. Обычно оцениваются такие возвратные отходы по ценам возможного использования. Расход материальных ресурсов признается в учете по мере их фактического использования. В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются расходы на заработную плату основного, вспомогательного и управленческого персонала организации, привлекаемого по трудовым договорам (контрактам), по совместительству, по договорам гражданско-правового характера и по другим основаниям. В эти расходы включаются премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты. Расходы на оплату труда признаются в бухгалтерском учете по мере их начисления и отражения в качестве обязательств организации. Элемент «Отчисления на социальные нужды» отражает обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда и фонда обязательного медицинского страхования. Эти отчисления производятся с сумм расходов организации на оплату труда работников, которые были включены в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда». На отдельные виды оплаты труда страховые взносы не начисляются (такие виды выплат оговариваются в нормативных документах). Расходы и отчисления на социальное страхование признаются в бухгалтерском учете в размере фактически начисленных сумм по мере их отражения в качестве обязательств организации. В элементе «Амортизация» отражают сумму амортизационных отчислений производственных основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых средств. В этом элементе затрат отражаются также суммы ускоренной амортизации основных средств организации, амортизационные отчисления по арендованным основным средствам, амортизационные отчисления от стоимости помещений, предоставленных бесплатно медицинским учреждениям и общепиту, обслуживающих организацию и др. К элементу «Прочие затраты» относят налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы), расходы на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, на подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, банков, информационных услуг и пр. Подразделение расходов по экономическим элементам необходимо в бухгалтерском учете для установления сметных (плановых) и фактических расходов по обычным видам деятельности по организации в целом, без определения их целевого назначения, т.е на что они произведены: на изготовление и продажу продукции, на обслуживание производства и управление и т.д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сумма расходов по экономическим элементам определяет объем расходов, произведенных организацией за отчетный период на производство и сбыт продукции (работ, услуг). Но при управлении организацией всегда нужно знать и размер издержек, определяющих себестоимость выпущенных из производства готовых изделий, выполненных работ и оказанных услуг. Поэтому Минфином России при утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению принято решение ввести двухуровневую систему учета расходов. Согласно пояснениям к разд. III Инструкции по применению Плана счетов счета 20—29 предназначены для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также используются при исчислении себестоимости отдельных видов продукции (товаров, работ, услуг) Счета 30—39 предназначены для учета расходов в разрезе экономических элементов. В отличие от первых 10 счетов разд. III Плана счетов указания по применению вторых 10 счетов в Инструкции отсутствуют, предусмотрено лишь то, что состав и методика использования счетов 30—39 организацией устанавливаются самостоятельно исходя из особенностей деятельности, структуры, системы управления Получить же информацию о расходах по обычным видам деятельности по экономическим элементам при традиционном построении бухгалтерского учета практически невозможно. Для этой цели можно предложить следующие синтетические счета для учета расходов по обычным видам деятельности по экономическим элементам:
Приведем авторские пояснения к перечисленным счетам бухгалтерского учета Счет 30 «Материальные расходы»Счет 30 «Материальные расходы» предназначен для обобщения информации об израсходованных покупных производственных запасах (сырье, основных и вспомогательных материалах, запасных частях, инвентаре и хозяйственных принадлежностях, таре, комплектующих изделий, полуфабрикатов, всех видов топлива и энергии), а также услугах сторонних организаций, связанных с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) перечисленных выше материально-производственных запасов. Расходы по доставке запасов собственными силами (транспортом и персоналом организации) включаются в соответствующие элементы расходов (расходов топлива и энергии, расходов на оплату труда, амортизационных отчислений и др.). Приведем схему записей по счету «Материальные расходы». Приобретение материально-производственных запасов. Первый вариант - Д-т 10 «Материалы» — фактическая стоимость приобретения производственных запасов (покупная стоимость по договорам, оплата услуг, таможенные пошлины, не возмещенные налоги, затраты по доставке и др.)
Второй вариант: 1. Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — фактическая стоимость приобретения производственных запасов
2. Д-т 10 «Материалы» — нормативно-плановая стоимость (учетная цена) приобретенных производственных запасов
Формирование элемента «Материальные расходы» (расходы по приобретению производственных запасов от сторонних организаций были перечислены выше). Д-т 30 «Материальные расходы» — на покупную стоимость со всеми составляющими, кроме расходов по доставке собственными силами
Использование (расходование, списание и т.д.) материально-производственных запасов на нужды организации: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Счет 31 «Расходы на оплату труда»На счете 31 «Расходы на оплату труда» следует отражать информацию о:
Схему записей по счету 31 «Расходы на оплату труда» проиллюстрируем в следующем виде: Д-т 31 «Расходы на оплату труда»
Д-т 07 «Оборудование к установке»
Счет 32 «Отчисления на социальные нужды»Счет 32 «Отчисления на социальные нужды» предназначен для обобщения информации о расчетах с внебюджетными фондами по налогам и платежам, уплачиваемым из заработной платы хозяйствующим субъектом в соответствии с установленным законодательством порядком. В отличие от других видов расходов налоги и платежи, уже в первоначальном виде являются одноэлементным видом расходов. Основой для признания этих расходов является начисление сумм платежей в установленные законодательством сроки, независимо от дня их перечисления. Схему записей по счету 32 «Отчисления на социальные нужды» проиллюстрируем в следующем виде: Д-т 32 «Отчисления на социальные нужды»
Д-т 07 «Оборудование к установке»
Счет 33 «Амортизация внеоборотных активов»Счет 33 «Амортизация внеоборотных активов» предназначен для обобщения информации о начисленной амортизации, накопленной за время эксплуатации амортизируемого имущества — объектов основных средств и объектов нематериальных активов вне зависимости от того, находятся ли эти объекты в эксплуатации по обычным видам деятельности организации, инвестиционной деятельности и (или) сданы в аренду (текущую или лизинг при условии нахождения объектов на балансе лизингодателя). Иными словами, на этом счете отражают данные о всей начисленной за отчетный период амортизации по внеоборотным активам. В отличие от других видов расходов, амортизационные отчисления уже в первоначальном виде являются одноэлементным видом расходов. Основной целью постановки бухгалтерского учета является отнесение сумм начисленной амортизации по местам эксплуатации объектов внеоборотных активов. Схему записей по счету 33 «Амортизация внеоборотных активов» проиллюстрируем в следующем виде: Д-т 33 «Амортизация внеоборотных активов»
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Счет 34 «Прочие расходы»Счет 34 «Прочие расходы» предназначен для обобщения информации о расходах в целом по хозяйствующему субъекту, не нашедших отражения на предыдущих счетах. На этом счете отражаются, в частности: расходы на командировки, подъемные, плата сторонним организациям за подготовку и переподготовку кадров, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков и другие расходы, отнесенные в расходы по обычным видам деятельности, но не включенные в ранее перечисленные элементы расходов. Схему записей по счету 34 «Прочие расходы» проиллюстрируем в следующем виде: Д-т 34 «Прочие расходы»
Д-т 10 «Материалы»
Учет прочих расходов организацииКак уже отмечалось выше, в состав прочих расходов включаются операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. Для учета операционных и внереализационных расходов используют счет 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету целесообразно открыть несколько субсчетов в рабочем плане счетов организации для раздельного учета отдельных видов операционных и внереализационных расходов. Сальдо по этим субсчетам показывается развернуто. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета операционных расходов организации. При осуществлении организациями таких хозяйственных операций, как предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходы по таким операциям предварительно собираются на счетах учета производственных затрат (в корреспонденции с кредитом счетов осуществленных расходов). После предоставления прав за плату эти расходы списываются: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие операционные расходы»
При списании расходов, связанных с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение) активов организации на счетах делаются следующие записи: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие операционные расходы»
При осуществлении операций по вкладам в уставный (складочный) капитал других организаций в бухгалтерском учете организации-инвестора разница между оценкой вклада, отраженной по счету 58 «Финансовые вложения», и стоимостью переданного имущества отражается: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие операционные расходы»
При возникновении расходов, связанных с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и других активов организации (кроме национальных денежных средств) на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие операционные расходы»
В соответствии с установленным порядком (за исключение случаев, оговоренных в нормативных документах) проценты за пользование кредитом или займом относятся на операционные расходы. Это отражается следующим образом: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие операционные расходы»
При списании расходов по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями, делаются записи: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие операционные расходы»
Организация может создавать резерв по сомнительным долгам по расчетам с другими физическими и юридическими лицами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга (полностью или частично). Создание резерва по сомнительным долгам отражается: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие операционные расходы»
Действующей методологией бухгалтерского учета предусматривается отражение в бухгалтерской отчетности акций и других финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, по указанной рыночной стоимости, если она оказалась ниже их балансовой (учетной) стоимости. Суммы корректировки оценки относят на финансовые результаты (счет 91 «Прочие доходы и расходы»). Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости. По мере устойчивого существенного снижения стоимости финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью организация может создавать резервы под обесценение финансовых вложений, являющихся разновидностью оценочных резервов и учитывающихся на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений». Резервы формируются за счет финансовых результатов деятельности организации и отражаются: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие операционные расходы»
Мы рассмотрели принципы организации бухгалтерского учета приоритетных составных частей операционных расходов. Внереализационные расходы также учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Рассмотрим порядок бухгалтерского учета основных слагаемых внереализационных расходов. В соответствии с установленным порядком штрафы, пени и неустойки, признанные организацией-должником (оплаченные или начисленные), отражаются: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие внереализационные расходы»
Отражение убытков прошлых лет, признанных в отчетном году, и списание просроченной дебиторской задолженности (после истечения срока исковой давности) производится так: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие внереализационные расходы»
К внереализационным расходам могут относиться также отрицательные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с текущим изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие внереализационные расходы»
Остатки материалов, товаров и готовой продукции, цены за которые в течение отчетного года снизились из-за морального устаревания или частичной потери своего первоначального качества, организация вправе отразить ниже первоначальной стоимости их приобретения с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты. Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие внереализационные расходы»
Еще одним видом внереализационных расходов можно назвать перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на проведение спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и др. На счетах бухгалтерского учета такие расходы отражаются: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие внереализационные расходы»
Записи по субсчетам «Прочие операционные расходы» и «Прочие внереализационные расходы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по субсчетам определяется финансовый результат по прочим доходам и расходам (кроме чрезвычайных). Это конечное сальдо списывается: Д-т 99 «Прибыли и убытки»
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»
Но кроме операционных и внереализационных, в состав прочих расходов организации включаются и чрезвычайные расходы. В отличие от операционных и внереализационных, они учитываются не на счете 91 «Прочие доходы и расходы», а непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки». Для этих целей можно открыть самостоятельный субсчет «Чрезвычайные расходы». Потери от чрезвычайных обстоятельств (наводнения, пожары, хищения, национализация имущества и пр.) отражаются: Д-т 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Чрезвычайные расходы»
На принятые к оплате счета поставщиков и подрядчиков за выполненные работы при ликвидации последствий стихийных бедствий: Д-т 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Чрезвычайные расходы»
Начисление оплаты труда и страховых взносов работникам, занятым устранением последствий чрезвычайного обстоятельства: Д-т 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Чрезвычайные расходы»
В конце каждого месяца эти чрезвычайные расходы сопоставляются с чрезвычайными доходами и участвуют в формировании конечного финансового результата деятельности организации. Расходы организации по инвестиционной и финансовой ьщтельности рассматриваются в соответствующих главах учебника. Раскрытие информации о расходах в бухгалтерской отчетностиСогласно ПБУ 10/99 расходы организации должны раскрываться в бухгалтерской отчетности. В отчете о прибылях и убытках расходы по обычным видам деятельности организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы. Поэтому в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности должен раскрываться порядок признания управленческих и коммерческих расходов. В бухгалтерской отчетности обязательно представляется информация о расходах по обычным видам деятельности в разрезе экономических элементов; об изменении величины расходов, не имеющих отношения к расчету себестоимости проданной продукции (работ, услуг) в отчетном году; о расходах, равных величине отчислений (по правилам бухгалтерского учета) в связи с образованием резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов и пр. Эта информация отражается в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Кроме того, если в отчете о прибылях и убытках отдельно выделяются виды доходов, каждый из которых составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, то в этом отчете показываются и соответствующие каждому виду расходы. Как и расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы организации должны раскрываться в бухгалтерской отчетности. Согласно п. 21 ПБУ 10/99 в отчете о прибылях и убытках все расходы организации должны отражаться с обособленным выделением операционных и внереализационных расходов, а в случае возникновения — чрезвычайных расходов. Это делается в том случае, если эти расходы являются существенными для характеристики финансового положения организации. В противном случае — они могут не показываться развернуто в отчете о прибылях и убытках. Кроме того, прочие расходы организации за отчетный год, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета не зачисляются в отчетном году на счет прибылей и убытков, раскрываются в бухгалтерской отчетности обособленно. Контрольные вопросы
Возникновение бухгалтерского учета Сущность и содержание бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования Предмет и метод бухгалтерского учета Бухгалтерское обобщение, система счетов и двойная запись Основные принципы и правила организации бухгалтерского учета Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации Образование и назначение уставного капитала Учет долгосрочных инвестиций Учет основных средств Учет нематериальных активов Учет финансовых вложений Учет труда и расчетов с персоналом Учет материально-производственных запасов Учет расходов организации Учет готовой продукции, товаров и их продажи Учет денежных средств Учет текущих расчетов Учет капитала и резервов Учет финансовых результатов Особенности бухгалтерского учета в процедурах банкротства Бухгалтерская отчетность организации Основные направления анализа финансовой отчетности Сертификация бухгалтеров Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет | Дараева Ю.А. Теория бухгалтерского учета | Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет | Кабкова Е. Бухгалтерский учет | Красова О.С. Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации | Красова О.С. Бухгалтерский учет в страховании | Крюков А.В. Бухгалтерский учет с нуля | Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет | Мельников И. Бухгалтерский учет | Соснаускене О.И. Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве | Фадеева Е.А. 1C: Бухгалтерия 8.0 | Шерстнева Г.С. Бухгалтерский учет | Шредер Е.Г. Бухгалтерский учет в торговле | Коллектив авторов. Бухгалтерский финансовый учет | Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) | План счетов бухгалтерского учета |