Бюджетная классификация
Важнейшим методом разработки данных государственного бюджета является систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Проведение таких группировок обеспечивается наличием бюджетных классификаций, отражающих социальноэкономическое содержание доходов и расходов бюджета. Бюджетные классификации устанавливаются Минфином РФ в целях единообразного построения и учета, а также необходимого анализа исполнения государственного бюджета. Они имеют важное значение, так как позволяют объединить отдельные виды бюджетов в общие своды, сопоставлять бюджеты одних республик, краев, областей и регионов с другими, составлять динамические ряды и анализировать их структуру, динамику и ход исполнения бюджета, дают возможность характеризовать доходы бюджета по отдельным их видам и источникам поступлений, а расходы – по их направлениям. Кроме того, бюджетная классификация играет главную роль для кодирования показателей бюджетов и отчетов в связи с внедрением в практику финансовой работы вычислительной техники и автоматизированной системы финансовых расчетов (АСФР). Такая организация планирования и учета требует стабильности в бюджетной классификации.
До 1992 г. в РФ применялись две бюджетные классификации:
- для отражения доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик;
- для доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.96 Минфин приказом от 25.05.99 № 38н утвердил Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ.
Являясь основным документом по формированию доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования дефицитов этих бюджетов, бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и позволяет принимать решения при формировании бюджетов всех уровней на следующий год путем анализа их исполнения за предыдущий год.
Таким образом, в настоящее время в РФ применяется единая бюджетная классификация, в которой объектам классификации присвоены группировочные коды.
Бюджетная классификация РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Классификация доходов предусматривает следующие группы статей, в состав которых входят конкретные виды доходов:
№ п/п | Группы доходов | Подгруппы | Наименование |
1 | 1000000 | | Налоговые доходы |
1010000 | налоги на прибыль |
1020000 | налоги на товары и услуги; лицензионные и регистрационныесборы |
1030000 | налоги на совокупный доход |
1040000 | налоги на имущество |
1050000 | платежи за пользование природными ресурсами |
1060000 | налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
1400000 | прочие налоги, пошлины и сборы |
2 | 2000000 | | Неналоговые доходы |
2010000 | доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности государственных или муниципальных организаций |
2040000 | доходы от продажи нематериальных активов |
2050000 | поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников |
2060000 | административные платежи и сборы |
2070000 | штрафные санкции, возмещение ущерба |
2080000 | доходы от внешнеэкономической деятельности |
2090000 | прочие неналоговые доходы |
3 | 3000000 | | Безвозмездные перечисления |
3010000 | от нерезидентов |
3020000 | от других бюджетов бюджетной системы |
3030000 | от государственных внебюджетных фондов |
3040000 | от государственных организаций |
3050000 | от наднациональных организаций |
3060000 | средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды |
3070000 | прочие безвозмездные перечисления |
4 | 4000000 | | Доходы целевых бюджетных фондов |
4080000 | Фонд Министерства РФ по атомной энергии |
5 | 5000000 | | Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
5010000 | доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
5020000 | рыночные продажи товаров и услуг |
5030000 | безвозмездные поступления по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Эта классификация состоит из четырех уровней – разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов:
Уровни ФКР | Наименование |
Первый | разделы: определяется расходование бюджетных средств на выполнение функций государства |
Второй | подразделы: конкретизируются направления средств на выполнение функций государства в пределах разделов |
Третий | целевые статьи расходов федерального бюджета: отражается финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджета в пределах подразделов |
Четвертый | виды расходов бюджета: детализируются направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям |
В качестве примера приведем фрагмент функциональной клас сификации расходов на уровне двух разделов и их подразделов:
Код | Наименование разделов и подразделов |
0100 | Государственное управление и местное самоуправление |
0101 | Функционирование главы государства – Президента РФ |
0102 | Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти |
0103 | Функционирование исполнительных органов государственной власти |
0104 | Деятельность финансовых и налоговых органов |
0105 | Прочие расходы на общегосударственное управление |
0106 | Функционирование органов местного самоуправления |
0107 | Функционирование президента республики в составе РФ и главы администрации субъекта РФ |
0108 | Функционирование органов государственных внебюджетных фондов |
0200 | Судебная власть |
0201 | Федеральная судебная система |
0202 | Судебная система субъектов РФ |
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Эта классификация состоит из следующих категорий – групп расходов, предметных статей, подстатей и элементов расходов:
Категории | Группы | Подгруппы | Наименование |
100000 | текущие расходы |
110000 | закупки товаров и оплата услуг |
110100 | оплата труда |
110200 | начисления в фонд оплаты труда (единый социальный налог), включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
110300 | приобретение предметов снабжения и расходных материалов |
110400 | командировки и служебные разъезды |
110500 | транспортные услуги |
110600 | оплата услуг связи |
110700 | оплата коммунальных услуг |
110800 | оплата геологоразведочных работ |
110900 | оплата услуг по типовому проектированию |
111000 | прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг |
120000 | выплата процентов по государственному долгу РФ и субъектов РФ, долгу муниципальных образований |
120200 | выплата процентов по займам РФ, полученным внутри страны |
120210 | выплата процентов по ГКО |
120220 | выплата процентов по облигациям федеральных займов |
120221 | выплата процентов по ОФЗ>ПК |
120222 | выплата процентов по ОФЗ>ПД |
120223 | выплата процентов по ОФЗ>ФК |
120224 | выплата процентов по ОФЗ>АД |
121000 | выплата процентов по государственному внешнему долгу РФ |
121010 | платежи в погашение процентов по кредитам, полученным РФ от правительств иностранных государств (включая платежи в погашение процентов по внешнему долгу бывшего СССР) |
121020 | платежи в погашение процентов по кредитам, полученным РФ от иностранных коммерческих банков и фирм |
130000 | субсидии, субвенции и текущие трансферты |
130100 | субсидии и субвенции |
130200 | текущие трансферты |
130300 | трансферты населению |
140000 | оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом |
200000 | капитальные расходы |
240000 | капитальные вложения в основные фонды |
240100 | приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования |
240200 | капитальное строительство |
240300 | капитальный ремонт |
250000 | создание государственных запасов и резервов |
250100 | приобретение товарно-материальных ценностей для государственных запасов и резервов |
260000 | приобретение земли и нематериальных активов |
260100 | приобретение земли |
260200 | приобретение нематериальных активов |
270000 | капитальные трансферты |
270100 | капитальные трансферты внутри страны |
270200 | капитальные трансферты за границу |
300000 | предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения |
380000 | предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) |
380100 | предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны |
380200 | возврат бюджетных кредитов (бюджетных ссуд), предоставленных внутри страны |
380300 | предоставление РФ государственных кредитов правительствам иностранных государств, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории РФ |
380400 | возврат государственных кредитов правительствами иностранных государств, их юридическими лицами, а также поступления от инвестиций за пределами территории РФ |
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Источники финансирования дефицитов бюджетов РФ объединены в следующие группы:
Группы | Наименование |
Внутренние источники финансирования |
01000 | государственные и муниципальные ценные бумаги |
02000 | прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов |
03000 | кредитные соглашения и договоры |
04000 | поступления от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности |
04200 | поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, а также от продажи права на заключение договоров аренды этих земельных участков |
04300 | приобретение акций в государственную или муниципальную собственность |
05000 | поступления от продажи акций, находящихся в государственной |
06000 | исполнение государственных или муниципальных гарантий в валюте РФ, если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта должнику, не исполнившему обязательство |
07000 | бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов |
08000 | бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней |
09000 | государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней |
10000 | изменение остатков средств бюджета |
11000 | изменение остатков средств ПФ РФ |
12000 | изменение остатков средств ФСС РФ |
13000 | изменение остатков средств Федерального ФОМС |
14000 | изменение остатков средств территориальных ФОМС |
Внешние источники финансирования |
0100 | кредиты международных финансовых организаций |
0200 | кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ |
0300 | кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ, субъектам РФ |
0500 | прочее внешнее финансирование |
Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ включает следующие виды внутренних заимствований:
Код | Наименование |
001 | целевой заем 1990 г. |
002 | целевые вклады и чеки на автомобили |
003 | государственный внутренний заем РФ 1991 г. |
005 | российский внутренний выигрышный заем 1992 г. |
007 | казначейские обязательства (КО) |
009 | задолженность по АПК, переоформленная в вексель Минфина РФ |
010 | государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) |
012 | задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Минфина РФ |
013 | государственные гарантии |
014 | задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель Минфина РФ |
015 | задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ |
016 | облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) |
017 | государственный сберегательный заем |
018 | государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств |
019 | облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) |
020 | индексация вкладов населения |
023 | облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) |
024 | задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО «Чиркейгэсстрой», переоформленная в вексель Минфина РФ |
027 | облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) |
028 | кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ |
029 | кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта РФ |
030 | государственные ценные бумаги субъектов РФ |
031 | государственные гарантии, предоставленные субъектами РФ |
032 | задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта РФ |
033 | кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования |
034 | муниципальные ценные бумаги |
035 | муниципальные гарантии |
036 | задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг |
038 | прочие государственные ценные бумаги РФ |
039 | государственные сберегательные облигации (ГСО) |
040 | облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) |
Классификация видов государственного внешнего долга РФ включает следующие группы:
Код | Наименование |
100000 | государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) |
111000 | по кредитам правительств иностранных государств, в том числе: |
111001 | задолженность официальным кредиторам Парижского клуба |
111002 | задолженность кредиторам – нечленам Парижского клуба |
111003 | задолженность бывшим странам СЭВ |
112000 | по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, в том числе: |
112001 | задолженность кредиторам Лондонского клуба |
112002 | коммерческая задолженность |
113000 | по кредитам международных финансовых организаций |
114000 | государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте, в том числе: |
114001 | еврооблигационные займы |
114002 | ОВГВЗ |
115000 | по кредитам Центрального банка РФ |
Долговые обязательства РФ оформляются в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредитов на срок от одного года до 30 лет.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. При этом перечень главных распорядителей утверждается федеральным законом.
Расходы федерального бюджета по главным распорядителям по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ утверждаются законом о бюджете на очередной год.
Ведомственная классификация утверждается соответственно по:
- федеральному бюджету – законодательными (представительными) органами РФ;
- бюджетам субъектов РФ – законодательными (представительными) органами субъектов РФ;
- местным бюджетам – решениями соответствующих органовместного самоуправления.
Главный распорядитель средств федерального бюджета – руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям этих средств.
Ведомственная структура бюджетов субъектов РФ необходима для обеспечения адресного выделения финансовых ресурсов. Она указывает на распределение средств по их конкретным распорядителям – прямым получателям средств из бюджетов субъектов РФ, реализующим принятые функциональные разделы и подразделы бюджетной классификации расходов. При этом общая сумма денежных средств расписывается по получателям бюджетных средств, конкретизируется по видам деятельности со степенью детализации, позволяющей органам законодательной власти при нимать обоснованные решения о необходимости данного вида деятельности и размерах его финансирования, а затем и контролировать его осуществление.
Главные распорядители средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов – это соответственно руководители органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по распорядителям и получателям средств бюджетов субъекта РФ, средств местных бюджетов, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Бюджетная классификация едина в части классификации доходов и расходов бюджетов РФ, целевых статей расходов бюджетов РФ, видов расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Правительство РФ вправе в ходе исполнения Федерального закона о бюджете на 2004 г. по представлению главных распорядителей средств бюджета вносить изменения в:
- ведомственную структуру расходов федерального бюджета – в случае передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов;
- ведомственную структуру расходов федерального бюджета, функциональную и экономическую структуры расходов бюджетов РФ путем уменьшения ассигнований на сумму, израсходованную получателями бюджетных средств незаконно или не по целевому назначению, по предписаниям контрольных органов Минфина РФ и Счетной палаты РФ;
- экономическую структуру расходов федерального бюджета – в случае образования в ходе исполнения федерального бюджета на 2004 г. экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов;
- ведомственную структуру расходов федерального бюджета, функциональную и экономическую структуры расходов бюджетов РФ на суммы средств, выделяемых федеральным органам и бюджетам субъектов РФ за счет средств резервных фондов;
- ведомственную структуру расходов федерального бюджета, функциональную и экономическую структуры расходов бюджетов субъектов РФ на суммы остатков средств федерального бюджета на 1 января 2004 г. на счетах Федерального казначейства, образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетными учреждениями объемов финансирования, доведенных до них в пределах ассигнований, утвержденных Федеральным законом о бюджете на 2003 г.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС Бюджетная классификация Принципы бюджетной системы Российской Федерации Доходы бюджетов Налоговые доходы бюджетов Расходы бюджетов Дефицит бюджета Межбюджетные отношения Участники бюджетного процесса Составление проектов бюджета Рассмотрение и утверждение бюджетов Исполнение бюджетов Государственный и муниципальный финансовый контроль Отчет об исполнении бюджета Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
ФИНАНСЫ И ИХ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ФОНДЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит
|