| Доходы бюджетовПод бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Экономическим содержанием доходов являются отношения государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования этого фонда. При этом средства в фонд изымаются в безвозмездном и безвозвратном порядке.
 Бюджеты образуются за счет трех видов доходов:
 
налоговых доходов;
неналоговых доходов;
безвозмездных перечислений.
 К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. (Налоги будут подробно рассмотрены ниже.)
 Неналоговые доходы складываются из:
 
доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия;
доходов в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
иных неналоговых доходов.
 Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ.
 В составе доходов от использования государственного или муниципального имущества учитываются:
 
средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в банках;
средства, получаемые от передачи имущества под залог, в доверительное управление;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
 Если какоелибо бюджетное учреждение получает доходы от предпринимательской деятельности, они (после уплаты налогов и сборов) полностью учитываются в смете этого учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования государственного или муниципального имущества либо как доходы от оказания платных услуг.
 Доходы от продажи государственной и муниципальной собственности подлежат в полном объеме зачислению в соответствующие бюджеты. При этом порядок перечисления в бюджеты средств, получаемых в процессе приватизации имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а так же размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством о приватизации.
 Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем.
 Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов могут зачисляться от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления повзаимным расчетам. При этом под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней, связанные с:
 
изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве;
передачей полномочий по финансированию расходов;
передачей доходов, полученных после утверждения закона о бюджете и не учтенных в нем.
 Штрафы зачисляются в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.
 Суммы штрафов за налоговые правонарушения зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, установленным законом о федеральном бюджете на текущий год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Если же суммы штрафов невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, они зачисляются в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов РФ, местные бюджеты в порядке, определяемом законом о федеральном бюджете на очередной год.
 По порядку и условиям зачисления в бюджет доходы подразделяются на собственные и регулирующие.
 Собственные доходы бюджетов законодательно закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
 
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;
неналоговые доходы:
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
 Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
 Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год на срок не менее трех лет и Законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Срок дей ствия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство.
 К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
 Нормативы отчислений Бюджетным кодексом РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы или распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
 Налоги, сборы и платежи в 2004 г. распределяются следующим образом:
 
| Наименование дохода от уплаты налога (сбора), платежа | В федеральный бюджет | В консолидированный бюджет субъекта РФ или бюджет ЗАТО | 
|---|
 | Федеральные налоги и сборы | 
|---|
 | Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет | 100 |  |  | Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) |  | 100 |  | Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 100 |  |  | Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 100 |  |  | Налог на прибыль организаций, зачисляемый в местные бюджеты (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) |  | 100 |  | Налог на доходы физических лиц | 100 |  |  | Налог на игорный бизнес, зачисляемый в федеральный бюджет (в части сумм по расчетам за 2003 г. и погашения задолженности прошлых лет) | 100 |  |  | Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (в том числе задолженность, образовавшаяся на 1 января 2002 г. по ЕСН, пеням и штрафам за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачисляемой в бюджет ПФ РФ) | 100 |  |  | НДС на товары, производимые на территории РФ | 100 |  |  | Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ |  | Этиловый спирт из пищевого сырья, в том числе этиловый спирт-сырец из пищевого сырья | 50 | 50 |  | Этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, за исключением пищевого | 100 |  |  | Спиртосодержащая продукция | 50 | 50 |  | Табачные изделия | 100 |  |  | Бензин автомобильный, дизельное топливо, а также масло для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, в том числе: |  | в федеральный бюджет | 40 |  |  | в консолидированный бюджет субъекта РФ |  | 10 |  | доходы от уплаты акцизов на указанные ПАТ, производимые на территории РФ, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов РФ и бюджеты ЗАТО, направляемые на финансирование дорожного хозяйства |  | 50 |  | Легковые автомобили и мотоциклы | 100 |  |  | Вина |  | 100 |  | Пиво |  | 100 |  | Алкогольная продукция (за исключением вин) |  | 100 |  | Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 г. |  | Лицензионный сбор за право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, зачисляемый: |  | в федеральный бюджет | 100 |  |  | в бюджеты субъектов РФ |  | 100 |  | в местные бюджеты |  | 100 |  | Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения |  | 100 |  | Налог на операции с ценными бумагами | 100 |  |  | Платежи за проведение поисковых и разведочных работ |  | 100 |  | Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых |  | 100 |  | Платежи за добычу углеводородного сырья: |  | на территории автономного округа, входящего в состав края или области, в том числе: | 20 |  |  | в бюджет округа |  | 60 |  | в бюджет края или области |  | 20 |  | на остальных территориях | 40 | 60 |  | Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых |  | 100 |  | Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |  | Нефть: |  | на территории автономного округа, входящего в состав края или области, в том числе: | 81,6 |  |  | в бюджет округа |  | 13,4 |  | в бюджет края или области |  | 5 |  | на остальных территориях | 85,6 | 14,4 |  | Природный газ |  | Газовый конденсат: |  | на территории автономного округа, входящего в состав края или области, в том числе: | 81,6 |  |  | в бюджет округа |  | 13,4 |  | в бюджет края или области |  | 5 |  | на остальных территориях | 85,6 | 14,4 |  | Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых |  | 100 |  | Налог на добычу прочих полезных ископаемых | 40 | 60 |  | Лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, зачисляемые в федеральный бюджет | 100 |  |  | Арендная плата за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, зачисляемые в федеральный бюджет | 100 |  |  | Водный налог (плата за пользование водными объектами) |  | 100 |  | Сбор за пользование объектами животного мира |  | 100 |  | Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) | 70 |  |  | в бюджеты субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, из них: |  | 30 (в сумме по всем таким субъектам) |  | Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) | 100 |  |  | Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в арбитражные суды, Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ | 100 |  |  | Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции |  | 100 |  | Государственная пошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или с выходом из гражданства РФ |  | 100 |  | Государственная пошлина за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | 100 |  |  | Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний | 100 |  |  | Специальные налоговые режимы | 
|---|
 | Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, распределяемый по уровням бюджетной системы РФ: |  | в бюджеты городов Москвы, Санкт-Петербурга, ЗАТО |  | 90 |  | на остальных территориях: |  | в бюджет субъекта РФ |  | 45 |  | в местный бюджет |  | 45 |  | Единый сельскохозяйственный налог | 30 |  |  | в бюджеты городов Москвы, Санкт-Петербурга, ЗАТО |  | 60 |  | на остальных территориях: |  | в бюджет субъекта РФ |  | 30 |  | в местный бюджет |  | 30 |  | Региональные налоги и сборы | 
|---|
 | Налог на игорный бизнес, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ |  | 100 |  | Налог на имущество организаций |  | 100 |  | Транспортный налог |  | 100 |  | Местные налоги | 
|---|
 | Налог на имущество физических лиц |  | 100 |  | Земельный налог за земли городов и поселков: |  | в бюджеты городов Москвы, Санкт-Петербурга, ЗАТО |  | 100 |  | на остальных территориях: |  | в бюджет субъекта РФ |  | 50 |  | в бюджеты городов, поселков, иных муниципальных образований |  | 50 |  | Налог на рекламу |  | 100 |  При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ (впрочем, эта норма приостановлена с 1 января 2001 г.).
 Из всего сказанного следует, что в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.
 В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
 Федеральный бюджет на 2004 г. формируют поступления доходов по основным источникам в следующих суммах:
 
| Виды доходов | млн. руб. | 
|---|
 | Налоговые доходы | 2071384,5 | 
|---|
 | Налог на прибыль организаций | 164587,4 |  | Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы | 1088389,6 |  | Налог на добавленную стоимость | 988368,2 |  | НДС на товары, производимые в РФ | 709472,9 |  | в том числе возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции | 258000,0 |  | НДС на товары, ввозимые в РФ | 278895,3 |  | Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым в РФ | 94357,7 |  | Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым в РФ | 4159,1 |  | Лицензионные и регистрационные сборы | 1504,6 |  | Налоги на совокупный доход |  |  | Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |  |  | Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |  |  | Платежи за пользование природными ресурсами | 279381,1 |  | Налог на добычу полезных ископаемых | 267910,4 |  | Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 532538,2 |  | Ввозные таможенные пошлины | 180613,5 |  | Вывозные таможенные пошлины | 351924,7 |  | Прочие налоги, пошлины и сборы | 5335,2 |  | Неналоговые доходы | 219194,4 | 
|---|
 | Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций | 165612,1 |  | Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства | 62032,2 |  | Плата за услуги, предоставляемые органами МВД по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги по обеспечению охраны и безопасности граждан | 38583,2 |  | Перечисление прибыли ЦБ РФ | 32000,0 |  | Платежи от государственных и муниципальных организаций | 18612,2 |  | Доходы от продажи нематериальных активов | 10,9 |  | Административные платежи и сборы | 1381,2 |  | Штрафные санкции, возмещение ущерба | 1157,8 |  | Доходы от внешнеэкономической деятельности | 45205,2 |  | Таможенные сборы | 37131,5 |  | Прочие неналоговые доходы | 5827,2 |  | Всего доходов (без доходов целевых бюджетных фондов) | 2290578,9 |  | Доходы целевых бюджетных фондов | 14061,5 |  | Итого доходов | 2304640,4 |  | Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет | 438210,0 |  | Всего доходов | 2742850,4 |  Для формирования бюджетов важное значение имеет определение момента зачисление доходов в бюджет и в бюджет государственного внебюджетного фонда. Налоговые доходы считаются уплаченными с момента, определяемого налоговым законодательством РФ; неналоговые доходы и иные поступления – с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
 Средства считаются зачисленными в доход бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет внебюджетного фонда.
 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС Бюджетная классификация Принципы бюджетной системы Российской Федерации Доходы бюджетов Налоговые доходы бюджетов Расходы бюджетов Дефицит бюджета Межбюджетные отношения Участники бюджетного процесса Составление проектов бюджета Рассмотрение и утверждение бюджетов Исполнение бюджетов Государственный и муниципальный финансовый контроль Отчет об исполнении бюджета Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
 ФИНАНСЫ И ИХ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ФОНДЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
 Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит
 |