Доходы бюджетов
Под бюджетными доходами понимается централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения и перераспределения части национального дохода для выполнения государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций. Экономическим содержанием доходов являются отношения государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования этого фонда. При этом средства в фонд изымаются в безвозмездном и безвозвратном порядке.
Бюджеты образуются за счет трех видов доходов:
- налоговых доходов;
- неналоговых доходов;
- безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. (Налоги будут подробно рассмотрены ниже.)
Неналоговые доходы складываются из:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
- средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иных сумм принудительного изъятия;
- доходов в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иных неналоговых доходов.
Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ.
В составе доходов от использования государственного или муниципального имущества учитываются:
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в банках;
- средства, получаемые от передачи имущества под залог, в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Если какоелибо бюджетное учреждение получает доходы от предпринимательской деятельности, они (после уплаты налогов и сборов) полностью учитываются в смете этого учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования государственного или муниципального имущества либо как доходы от оказания платных услуг.
Доходы от продажи государственной и муниципальной собственности подлежат в полном объеме зачислению в соответствующие бюджеты. При этом порядок перечисления в бюджеты средств, получаемых в процессе приватизации имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а так же размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством о приватизации.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем.
Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов могут зачисляться от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления повзаимным расчетам. При этом под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней, связанные с:
- изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве;
- передачей полномочий по финансированию расходов;
- передачей доходов, полученных после утверждения закона о бюджете и не учтенных в нем.
Штрафы зачисляются в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.
Суммы штрафов за налоговые правонарушения зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, установленным законом о федеральном бюджете на текущий год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Если же суммы штрафов невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, они зачисляются в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов РФ, местные бюджеты в порядке, определяемом законом о федеральном бюджете на очередной год.
По порядку и условиям зачисления в бюджет доходы подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов законодательно закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
- налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;
- неналоговые доходы:
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год на срок не менее трех лет и Законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Срок дей ствия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство.
К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений Бюджетным кодексом РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы или распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Налоги, сборы и платежи в 2004 г. распределяются следующим образом:
Наименование дохода от уплаты налога (сбора), платежа | В федеральный бюджет | В консолидированный бюджет субъекта РФ или бюджет ЗАТО |
Федеральные налоги и сборы |
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет | 100 | |
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) | | 100 |
Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 100 | |
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 100 | |
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в местные бюджеты (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) | | 100 |
Налог на доходы физических лиц | 100 | |
Налог на игорный бизнес, зачисляемый в федеральный бюджет (в части сумм по расчетам за 2003 г. и погашения задолженности прошлых лет) | 100 | |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (в том числе задолженность, образовавшаяся на 1 января 2002 г. по ЕСН, пеням и штрафам за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачисляемой в бюджет ПФ РФ) | 100 | |
НДС на товары, производимые на территории РФ | 100 | |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ |
Этиловый спирт из пищевого сырья, в том числе этиловый спирт-сырец из пищевого сырья | 50 | 50 |
Этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, за исключением пищевого | 100 | |
Спиртосодержащая продукция | 50 | 50 |
Табачные изделия | 100 | |
Бензин автомобильный, дизельное топливо, а также масло для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, в том числе: |
в федеральный бюджет | 40 | |
в консолидированный бюджет субъекта РФ | | 10 |
доходы от уплаты акцизов на указанные ПАТ, производимые на территории РФ, подлежащие распределению в консолидированные бюджеты субъектов РФ и бюджеты ЗАТО, направляемые на финансирование дорожного хозяйства | | 50 |
Легковые автомобили и мотоциклы | 100 | |
Вина | | 100 |
Пиво | | 100 |
Алкогольная продукция (за исключением вин) | | 100 |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин) в части сумм по расчетам за 2003 г. |
Лицензионный сбор за право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, зачисляемый: |
в федеральный бюджет | 100 | |
в бюджеты субъектов РФ | | 100 |
в местные бюджеты | | 100 |
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения | | 100 |
Налог на операции с ценными бумагами | 100 | |
Платежи за проведение поисковых и разведочных работ | | 100 |
Платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых | | 100 |
Платежи за добычу углеводородного сырья: |
на территории автономного округа, входящего в состав края или области, в том числе: | 20 | |
в бюджет округа | | 60 |
в бюджет края или области | | 20 |
на остальных территориях | 40 | 60 |
Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых | | 100 |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
Нефть: |
на территории автономного округа, входящего в состав края или области, в том числе: | 81,6 | |
в бюджет округа | | 13,4 |
в бюджет края или области | | 5 |
на остальных территориях | 85,6 | 14,4 |
Природный газ |
Газовый конденсат: |
на территории автономного округа, входящего в состав края или области, в том числе: | 81,6 | |
в бюджет округа | | 13,4 |
в бюджет края или области | | 5 |
на остальных территориях | 85,6 | 14,4 |
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых | | 100 |
Налог на добычу прочих полезных ископаемых | 40 | 60 |
Лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, зачисляемые в федеральный бюджет | 100 | |
Арендная плата за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, зачисляемые в федеральный бюджет | 100 | |
Водный налог (плата за пользование водными объектами) | | 100 |
Сбор за пользование объектами животного мира | | 100 |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) | 70 | |
в бюджеты субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, из них: | | 30 (в сумме по всем таким субъектам) |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) | 100 | |
Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в арбитражные суды, Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ | 100 | |
Государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции | | 100 |
Государственная пошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или с выходом из гражданства РФ | | 100 |
Государственная пошлина за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | 100 | |
Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний | 100 | |
Специальные налоговые режимы |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, распределяемый по уровням бюджетной системы РФ: |
в бюджеты городов Москвы, Санкт-Петербурга, ЗАТО | | 90 |
на остальных территориях: |
в бюджет субъекта РФ | | 45 |
в местный бюджет | | 45 |
Единый сельскохозяйственный налог | 30 | |
в бюджеты городов Москвы, Санкт-Петербурга, ЗАТО | | 60 |
на остальных территориях: |
в бюджет субъекта РФ | | 30 |
в местный бюджет | | 30 |
Региональные налоги и сборы |
Налог на игорный бизнес, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ | | 100 |
Налог на имущество организаций | | 100 |
Транспортный налог | | 100 |
Местные налоги |
Налог на имущество физических лиц | | 100 |
Земельный налог за земли городов и поселков: |
в бюджеты городов Москвы, Санкт-Петербурга, ЗАТО | | 100 |
на остальных территориях: |
в бюджет субъекта РФ | | 50 |
в бюджеты городов, поселков, иных муниципальных образований | | 50 |
Налог на рекламу | | 100 |
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ (впрочем, эта норма приостановлена с 1 января 2001 г.).
Из всего сказанного следует, что в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.
В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Федеральный бюджет на 2004 г. формируют поступления доходов по основным источникам в следующих суммах:
Виды доходов | млн. руб. |
Налоговые доходы | 2071384,5 |
Налог на прибыль организаций | 164587,4 |
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы | 1088389,6 |
Налог на добавленную стоимость | 988368,2 |
НДС на товары, производимые в РФ | 709472,9 |
в том числе возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции | 258000,0 |
НДС на товары, ввозимые в РФ | 278895,3 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым в РФ | 94357,7 |
Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым в РФ | 4159,1 |
Лицензионные и регистрационные сборы | 1504,6 |
Налоги на совокупный доход | |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | |
Платежи за пользование природными ресурсами | 279381,1 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 267910,4 |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции | 532538,2 |
Ввозные таможенные пошлины | 180613,5 |
Вывозные таможенные пошлины | 351924,7 |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 5335,2 |
Неналоговые доходы | 219194,4 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций | 165612,1 |
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства | 62032,2 |
Плата за услуги, предоставляемые органами МВД по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги по обеспечению охраны и безопасности граждан | 38583,2 |
Перечисление прибыли ЦБ РФ | 32000,0 |
Платежи от государственных и муниципальных организаций | 18612,2 |
Доходы от продажи нематериальных активов | 10,9 |
Административные платежи и сборы | 1381,2 |
Штрафные санкции, возмещение ущерба | 1157,8 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 45205,2 |
Таможенные сборы | 37131,5 |
Прочие неналоговые доходы | 5827,2 |
Всего доходов (без доходов целевых бюджетных фондов) | 2290578,9 |
Доходы целевых бюджетных фондов | 14061,5 |
Итого доходов | 2304640,4 |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет | 438210,0 |
Всего доходов | 2742850,4 |
Для формирования бюджетов важное значение имеет определение момента зачисление доходов в бюджет и в бюджет государственного внебюджетного фонда. Налоговые доходы считаются уплаченными с момента, определяемого налоговым законодательством РФ; неналоговые доходы и иные поступления – с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
Средства считаются зачисленными в доход бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет внебюджетного фонда.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС Бюджетная классификация Принципы бюджетной системы Российской Федерации Доходы бюджетов Налоговые доходы бюджетов Расходы бюджетов Дефицит бюджета Межбюджетные отношения Участники бюджетного процесса Составление проектов бюджета Рассмотрение и утверждение бюджетов Исполнение бюджетов Государственный и муниципальный финансовый контроль Отчет об исполнении бюджета Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
ФИНАНСЫ И ИХ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ФОНДЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ
Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит
|