Миляков Н.В. Финансы

Рассмотрение и утверждение бюджетов

Бюджетный кодекс детально регламентирует порядок внесения проекта закона о бюджете на рассмотрение законодательного органа. В соответствии с этим порядком орган исполнительной власти вносит проект закона о бюджете на очередной год на рассмотрение законодательного органа в срок, определенный для федерального бюджета – Бюджетным кодексом, бюджета субъекта РФ – законом субъекта РФ, местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления.

При возникновении разногласий между законодательными органами, органами федеральной судебной системы, Конституционным Судом РФ, Счетной палатой РФ, контрольными органами субъектов РФ, муниципальных образований и органами исполнительной власти, составляющими бюджет, в связи с составлением смет расходов соответствующих органов (ведомственных бюджетов) орган исполнительной власти одновременно с проектом бюджета представляет проекты смет бюджетов, предложенные указанными законодательными органами, судебными и контрольными органами.

Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Законы о внесении изменений в налоговое законодательство РФ вносятся субъектом права законодательной инициативы на рассмотрение и утверждение законодательным органом до принятия закона о бюджете на очередной год.

Если закон о бюджете не вступил в силу с начала года:

  • орган, исполняющий этот бюджет, правомочен осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней при условии, что из бюджета на предыдущий год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенадцатой – в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ;
  • орган, исполняющий этот бюджет, правомочен не финансировать расходы, не предусмотренные проектом закона о бюджете;
  • ставки зачисления (нормативы) регулирующих налогов в бюджеты других уровней, нормативы централизации доходов, зачисляемых в бюджеты других уровней для финансирования централизованных мероприятий, прочие тарифы и ставки, определяемые законом о бюджете, применяются в размерах и порядке, которые определены этим законом;
  • порядок распределения средств на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней сохраняется в виде, определенном законом о бюджете на предыдущий год.

Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, орган, исполняющий бюджет, правомочен осуществлять расходы, распределять доходы и осуществлять заимствования при соблюдении вышеопределенных условий.

При этом указанный орган не имеет права:

  1. предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
  2. предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
  3. предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
  4. осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего года в расчете на квартал;
  5. формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Если закон о бюджете вступает в силу после начала года и исполнение бюджета до вступления в силу указанного закона осуществляется в соответствии с только что приведенными принципами, в течение двух недель со дня вступления в силу указанного закона орган исполнительной власти представляет на рассмотрение и утверждение законодательного органа проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете, уточняющий показатели бюджета с учетом результатов исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

  • предварительными итогами социальноэкономического развития РФ за истекший период текущего года;
  • прогнозом социальноэкономического развития РФ на очередной год;
  • основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной год;
  • планом развития государственного и муниципального секторов экономики;
  • прогнозом Сводного финансового баланса по территории РФ на очередной год;
  • прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной год;
  • основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ в очередном году;
  • проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на очередной год;
  • проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год;
  • проектом государственной программы вооружения на очередной год (в рамках государственной программы вооружения, утверждаемой Президентом РФ на десятилетний период);
  • проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на очередной год;
  • расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной год;
  • международными договорами РФ, вступившими в силу для РФ и содержащими ее финансовые обязательства на очередной год, включая нератифицированные международные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
  • проектом программы государственных внешних заимствований РФ на очередной год;
  • проектом программы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам на очередной год;
  • проектом структуры государственного внешнего долга РФ по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном году;
  • проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной год;
  • предложениями по индексации минимальных размеров стипендий, пособий и других выплат, денежного содержания федеральных служащих, денежного довольствия военнослужащих, а также предложениями по порядку индексации (повышения) оплаты труда работников организаций бюджетной сферы;
  • перечнем законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что федеральным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию;
  • расчетами прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на начало и конец очередного финансового года, прогнозируемого объема поступлений в фонд и использования его средств в очередном году.

Одновременно с проектом закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о:

  • внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;
  • бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
  • внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Правительство РФ дополнительно представляет в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года:

  • оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и консолидированного бюджета РФ за отчетный год;
  • проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной год и отчет о предоставлении правительственных гарантий за истекший период текущего года;
  • проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств бюджета на возвратной основе за отчетный год и истекший период текущего года;
  • предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в том числе по расходам на содержание их военнослужащих и гражданского персонала с указанием их штатной численности на начало и конец очередного года.

Центральный банк РФ до 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежнокредитной политики на очередной год. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Проект закона о федеральном бюджете считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно законопроект представляется Президенту РФ.

В течение суток со дня внесения проекта в Государственную Думу ее Совет или в период парламентских каникул ее Председатель направляет его в Комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов определенным Бюджетным кодексом требованиям.

Совет Думы или в период каникул ее Председатель на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект закона принимается к рассмотрению Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку.

Доработанный законопроект должен быть представлен в Думу Правительством РФ в десятидневный срок и рассмотрен ее Советом или в период каникул ее Председателем в установленном порядке.

Проект закона, внесенный с соблюдением требований Бюджетного кодекса, в течение трех дней направляется Советом Думы или в период каникул ее Председателем в Совет Федерации, комитеты Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Совет Думы утверждает комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов федерального бюджета (профильные комитеты). При этом ответственными за рассмотрение основных характеристик бюджета, а также за рассмотрение каждого раздела (в отдельных случаях подраздела) функциональной классификации расходов бюджетов РФ должно быть назначено не менее двух профильных комитетов, одним из которых является Комитет по бюджету.

Совет Думы также назначает комитеты, ответственные за рассмотрение других документов и материалов, представленных одновременно с проектом закона.

Дума рассматривает проект закона о бюджете в четырех чтениях. При этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды должны быть приняты Думой до утверждения основных характеристик бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах внебюджетных фондов, о минимальном размере пенсии, о размере тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о минимальном размере оплаты труда должны быть приняты Думой до рассмотрения во втором чтении проекта закона о бюджете.

При отклонении (непринятии) Думой законов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, а также в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов во внебюджетные фонды до рассмотрения в первом чтении проекта закона о бюджете расчеты по всем показателям бюджета осуществляются на основе законодательства РФ.

Проекты федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счет средств бюджета, должны быть представлены в Думу одновременно с проектом закона о бюджете.

В проектах этих программ, утвержденных в составе бюджетов в предшествующие годы, финансирование которых было открыто в годы, предшествующие очередному году, указываются:

  • объем финансирования на очередной год согласно распределению средств федерального бюджета, принятому при утверждении каждой указанной программы;
  • объем финансирования на очередной год, предлагаемый Правительством РФ в составе проекта закона о бюджете;
  • объем финансирования за предшествующие годы, а также за текущий год согласно расписанию, принятому при утверждении каждой указанной программы;
  • объем фактического финансирования за предшествующие годы, а также ожидаемое финансирование в текущем году;
  • объем финансирования на финансовые годы, следующие за очередным годом, согласно расписанию, принятому при утверждении каждой указанной программы;
  • объем финансирования на финансовые годы, следующие за очередным годом.

В проектах федеральных целевых программ, впервые предлагаемых для утверждения и финансирования за счет средств федерального бюджета, указываются:

  • техникоэкономическое обоснование необходимости утверждения проектов программ и целесообразности их финансирования за счет средств бюджета;
  • ожидаемые социальноэкономические (экологические) результаты реализации программ;
  • объем финансирования на очередной год, предлагаемый Правительством РФ в составе проекта закона о бюджете;
  • расписание объемов финансирования на последующие годы.

    Предмет рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год в четырех чтениях представлен в виде следующей таблицы:
    Номер чтения и его продолжительность Предмет чтения
    Первое, 40 дней Обсуждаются:
    1. концепция федерального закона о федеральном бюджете;
    2. прогноз социально>экономического развития РФ на очередной год;
    3. основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной год;
    4. основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
    5. проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    6. основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
      1. доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
      2. распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
      3. дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
      4. общий объем расходов федерального бюджета на очередной год
    Второе, 20 дней Утверждаются:
    1. расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении;
    2. размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ
    Третье, 30 дней Утверждаются:
    1. расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации;
    2. распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ;
    3. основные показатели государственного оборонного заказа;
    4. расходы федерального бюджета на финансирование:
      1. федеральных целевых программ;
      2. Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год;
      3. государственной программы вооружения на очередной год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета;
      4. программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной год;
      5. программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
    5. Программа государственных внешних заимствований РФ на очередной год;
    6. Программа государственных внутренних заимствований РФ;
    7. Программа предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам на очередной год;
    8. перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию
    Четвертое, 10 дней Законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается

    Дума рассматривает проект закона о бюджете в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Думу Правительством РФ.

    В течение 15 дней со дня внесения в Думу проекта закона о бюджете ее комитеты готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

    Основываясь на заключениях комитетов Думы и субъектов права законодательной инициативы Комитет по бюджету готовит свое заключение по законопроекту, а также проект постановления Думы о принятии в первом чтении проекта закона и об основных характеристиках федерального бюджета и представляет их на рассмотрение Думы.

    При рассмотрении в первом чтении проекта закона о бюджете Дума заслушивает правительственный доклад, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении законопроекта. В случае принятия Думой за конопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

    При утверждении в первом чтении основных характеристик бюджета Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное за ключение Правительства РФ.

    Если проект отклоняется в первом чтении, Дума может:

    • передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета, состоящую из представителей Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;
    • вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
    • поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

    При отклонении в первом чтении проекта закона о бюджете и передаче его в согласительную комиссию в течение 10 дней комиссия разрабатывает вариант основных характеристик бюджета, согласовывая их с предложенными на рассмотрение Думы законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах и сборах и проектом программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита бюджета.

    Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием ее членов от Думы, от Совета Федерации и от Правительства РФ. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

    По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета, а также законопроекты, связанные с ними. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Думы.

    По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о бюджете принимается постановление Думы о принятии в первом чтении этого проекта и об основных характеристиках бюджета.

    Если Дума не принимает решения по основным характеристикам бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект закона считается повторно отклоненным в первом чтении.

    При повторном отклонении в первом чтении Дума не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. Повторное отклонение возможно лишь в случае, если Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.

    При утверждении основных характеристик бюджета в первом чтении Дума по итогам работы согласительной комиссии не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии.

    При отклонении Думой в первом чтении проекта закона о бюджете и возвращении его на доработку в Правительство РФ последнее в течение 20 дней дорабатывает законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и Комитета Думы по экономической политике, вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного за конопроекта Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.

    В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта закона вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта закона не позднее 30 дней после сформирования.

    Дума рассматривает во втором чтении законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

    Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ, в соответствии с указанными поправками Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Думы проект ее постановления о принятии во втором чтении проекта закона о бюджете и о распределении расходов бюджета на очередной год по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

    Если Дума отклоняет во втором чтении проект закона о бюджете, она передает законопроект в согласительную комиссию.

    Дума рассматривает в третьем чтении проект закона о бюджете в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

    В течение 10 дней Комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, рассматриваемым в третьем чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету и Правительстве РФ.

    Рассмотрение поправок по предмету третьего чтения параллельно проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете. При этом голосование поправок проводится Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования комитетов совпадают.

    В Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете рассматриваются поправки по распределению средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, предварительно рассмотренные Комитетом Совета Федерации по бюджету.

    Решения, по которым результаты голосования Комитета побюджету и профильного комитета совпадают, считаются согласованными.

    Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, в обязательном порядке выносятся на рассмотрение Думы.

    Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта закона о бюджете.

    При рассмотрении в третьем чтении проекта закона о бюджете поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие увеличение расходов на отдельные объекты Федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, отдельные бюджетные учреждения, а также поправки, предусматривающие включение расходов на отдельные объекты, не предусмотренные указанным законопроектом, внесенным Правительством РФ, не рассматриваются. При этом поправки, предусматривающие сокращение или исключение расходов, рассматриваются как по отдельным объектам, так и в целом по программам, разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.

    Варианты распределения расходов по разделам функциональной классификации, представляемые профильными комитетами, должны быть взаимоувязаны с перечнем законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

    Поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие предоставление средств бюджета негосударственным организациям любых организационноправовых форм, нерассматриваются.

    Дума рассматривает в четвертом чтении проект закона о бюджете в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

    При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

    Поскольку федеральный бюджет на следующий финансовый год с юридической точки зрения приобретает форму Федерального закона, процедура его принятия, одобрения, подписания и обнародования организована как и для любого Федерального закона (см. схему).


    Процедура принятия, одобрения, подписания и обнародования федерального закона о федеральном бюджете

    Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Материалы к секретным статьям бюджета рассматриваются исключительно председателями палат и специальными комиссиями палат.

    Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов бюджета осуществляется по представлению Президента РФ.

    Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ. Контроль за расходованием средств при их реализации осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом РФ. Итоги проверки расходования средств на эти программы представляются исключительно Президенту РФ, председателям палат Федерального Собрания и специальным комиссиям палат.

    При отклонении Президентом РФ закона указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в ее состав включается представитель Президента РФ.

    Дальнейшее рассмотрение указанного закона осуществляется в порядке, установленном ст. 208 Бюджетного кодекса.

    Закон о бюджете не вступает в силу до начала очередного года при непринятии Думой проекта закона до 15 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу закона о бюджете по другим причинам до 1 января очередного года.

    Дума может принять закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств бюджета в соответствии с указанным законом.

    Правительство РФ разрабатывает и представляет в Думу проекты законов о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования этого, в том числе в части, изменяющей основные характеристики федерального бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.

    Субъекты права законодательной инициативы в соответствии с Конституцией РФ могут вносить проекты законов о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в части, изменяющей основные характеристики бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы РФ, а также распределение расходов бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ в случаях:

    • превышения доходов над учтенными законом о бюджете более чем на 10%, что подтверждено итогами исполнения бюджета за первое полугодие текущего года, при условии, что Правительство РФ не внесло в Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения ею отчета об исполнении закона о бюджете за первое полугодие;
    • выявления нецелевого и неэффективного использования средств бюджета, подтвержденного проверками Счетной палаты РФ, контрольных органов Правительства РФ и Минфина РФ, и внесения предложений о сокращении либо о блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или нецелевого использования средств бюджета.

    Бюджетный кодекс предусматривает определенный порядок корректировки бюджета: в случае снижения (роста) ожидаемых поступлений в федеральный бюджет, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ вносит на рассмотрение Думы проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете вместе со следующими документами и материалами:

    • отчетом об исполнении бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
    • отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
    • отчетом об использовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;
    • отчетами Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
    • анализом причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в закон о бюджете.

    Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

    Первое чтение проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в Думе должно состояться не позднее чем через два дня со дня внесения указанного законопроекта. При рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении заслушиваются доклады Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в бюджет. При рассмотрении в первом чтении указанного законопроекта Дума принимает его за основу и утверждает новые основные характеристики бюджета.

    Второе чтение проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете должно состояться не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении. При рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.

    Третье чтение проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете должно состояться не позднее чем через три дня со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом.

    Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что законом о бюджете не предусмотрено иное.


    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС Бюджетная классификация Принципы бюджетной системы Российской Федерации Доходы бюджетов Налоговые доходы бюджетов Расходы бюджетов Дефицит бюджета Межбюджетные отношения Участники бюджетного процесса Составление проектов бюджета Рассмотрение и утверждение бюджетов Исполнение бюджетов Государственный и муниципальный финансовый контроль Отчет об исполнении бюджета Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
    ФИНАНСЫ И ИХ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ФОНДЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

    Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит