Миляков Н.В. Финансы

Механизмы приватизации и национализации

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственности физических и юридических лиц.

Приватизация основывается на следующих принципах:

  1. равенстве покупателей государственного и муниципального имущества;
  2. открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  3. возмездности (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);
  4. самостоятельности органов местного самоуправления при приватизации муниципального имущества (в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

В особом порядке отчуждаются следующие виды имущества:

  • земля, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  • природные ресурсы;
  • государственный и муниципальный жилищный фонд;
  • государственный резерв;
  • государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории РФ;
  • государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
  • культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;
  • государственное и муниципальное имущество отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  • имущество, закрепленное за государственными и муниципальными УП и учреждениями в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;
  • акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Отчуждение указанных видов имущества регулируется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Покупателями приватизируемого имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:

  1. государственных и муниципальных УП и учреждений;
  2. юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%, кроме предусмотренных случаев внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации.

Законом определена компетенция Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере приватизации. Так, для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ:

  1. представляет Президенту РФ для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего:
    • федеральные государственные УП, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
    • открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
  2. представляет Президенту РФ предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:
    • состава федеральных государственных УП из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в открытые акционерные общества);
    • необходимости и степени участия РФ в открытых акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;
  3. ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  4. представляет в Государственную Думу отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;
  5. издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
  6. руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  7. принимает решения об условиях приватизации этого имущества;
  8. осуществляет контроль за приватизацией;
  9. осуществляет иные полномочия.

По специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять одно или несколько специализированных государственных учреждений. Распоряжением Правительства РФ от 26.04.2002 № 605-р Российскому фонду федерального имущества поручено осуществлять от имени Правительства РФ функции по продаже приватизируемого федерального имущества.

Ежегодный прогнозный план (программа) содержит перечень федеральных государственных УП, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в план приватизации после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия РФ в управлении стратегическими АО или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

Акции ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении МПС федеральные государственные УП включаются в план приватизации на основании федерального закона.

Разработка проекта прогнозного плана приватизации на очередной год осуществляется в соответствии с основными направлениями внутренней политики РФ, определенными Президентом РФ, а также в соответствии с принятыми Правительством РФ программами социально-экономического развития РФ.

Федеральные органы исполнительной власти не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного года направляют в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных УП, а также находящихся в федеральной собственности акций ОАО, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества.

Утвержденный Правительством РФ план направляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете в составе прилагаемых к нему документов и материалов.

Правительство РФ ежегодно, не позднее 1 мая, представляет в Государственную Думу отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации УП, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных УП, и о правах на них.

В передаточном акте указываются:

  • все виды подлежащего приватизации имущества УП (здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция);
  • права требования;
  • долги (в том числе обязательства предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью);
  • права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания);
  • другие исключительные права;
  • сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса УП;
  • расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов предприятия, а в случае создания ОАО путем преобразования УП – сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов УП производится на основе данных промежуточного баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества предприятия, на дату составления акта инвентаризации. Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов предприятия определяется как сумма стоимости его чистых активов, исчисленных по данным промежуточного баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации.

Стоимость земельных участков принимается равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади в поселениях с численностью населения свыше 500 тыс. человек или трехкратному размеру ставки земельного налога в остальных случаях.

При приватизации имущественного комплекса УП имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов, изымается собственником.

Правительством РФ могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору.

Нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества – это минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества. Начальная цена устанавливается на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Государственное и муниципальное имущество приватизируется следующими способами:

  1. преобразованием УП в ОАО;
  2. продажей имущества на аукционе;
  3. продажей акций ОАО на специализированном аукционе;
  4. продажей имущества на конкурсе;
  5. продажей за пределами РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;
  6. продажей акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажей имущества посредством публичного предложения;
  8. продажей имущества без объявления цены;
  9. внесением имущества в уставные капиталы ОАО;
  10. продажей акций ОАО по результатам доверительного управления.

Приватизация имущественного комплекса УП в случае, если размер уставного капитала превышает минимальный размер уставного капитала ОАО, установленный законодательством РФ, может осуществляться только путем преобразования УП в ОАО.

Приватизация имущественных комплексов федеральных УП и находящихся в федеральной собственности акций ОАО, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн МРОТ, может осуществляться:

  • путем преобразования УП в ОАО;
  • на аукционе;
  • на специализированном аукционе;
  • посредством продажи за пределами РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО;
  • посредством внесения федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического АО.

Приватизация имущества, не соответствующего указанному выше критерию, может осуществляться:

  1. путем преобразования УП в ОАО;
  2. на аукционе;
  3. на специализированном аукционе;
  4. на конкурсе;
  5. посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал ОАО.

Если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим способом.

Решение об условиях приватизации принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. В решении должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения.

В случае приватизации имущественного комплекса УП решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается:

  1. состав подлежащего приватизации имущественного комплекса УП;
  2. перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.

Со дня утверждения прогнозного плана и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса или момента государственной регистрации созданного ОАО предприятие не вправе без согласия собственника:

  • сокращать численность работников;
  • совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тыс. раз превышает МРОТ, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тыс. раз превышает МРОТ;
  • получать кредиты;
  • осуществлять выпуск ценных бумаг;
  • выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Прогнозный план приватизации, отчет о выполнении плана за прошедший год, а также решения об условиях приватизации публикуются в официальных изданиях. Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в СМИ не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи. В сообщении публикуются следующие сведения:

  • наименование органа, принявшего решение об условиях приватизации, реквизиты указанного решения;
  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации;
  • начальная цена;
  • форма подачи предложений о цене;
  • условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
  • порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок;
  • исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов и требования к их оформлению;
  • срок заключения договора купли-продажи;
  • порядок ознакомления покупателей с иной информацией, в том числе с актом инвентаризации, условиями договора купли-продажи;
  • ограничения участия отдельных категорий физических и юридических лиц в приватизации.

При продаже имущества на аукционе, специализированном аукционе или конкурсе также указываются:

  1. порядок определения победителей;
  2. размер, срок и порядок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов;
  3. место и срок подведения итогов;
  4. условия конкурса (при продаже имущества на конкурсе);
  5. форма бланка заявки (при продаже акций на специализированном аукционе).

При продаже акций ОАО, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязательному включению в информационное сообщение подлежат также следующие сведения:

  • полное наименование, почтовый адрес и место нахождения ОАО;
  • размер его уставного капитала, общее число и категории выпущенных акций, их номинальная стоимость;
  • площадь земельного участка, на котором расположено его недвижимое имущество;
  • его обязательства, в том числе перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, государственными внебюджетными фондами;
  • его балансовый отчет на последнюю отчетную дату перед опубликованием информационного сообщения;
  • перечень основной продукции (работ, услуг), производство которой им осуществляется;
  • численность работников;
  • сведения о доле продукции (работ, услуг) ОАО, включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.

Обязанность доказать свое право на приобретение имущества возлагается на претендента. Если впоследствии будет установлено, что покупатель не имел права на его приобретение, сделка признается ничтожной.

Последовательно охарактеризуем перечисленные выше десять способов приватизации государственного или муниципального имущества.

Преобразование УП в ОАО

ОАО, созданное путем преобразования УП, становится его правопреемником в соответствии с передаточным актом со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях его приватизации.

До первого собрания акционеров руководитель УП, преобразованного в ОАО, назначается директором ОАО.

В целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно РФ и субъектов РФ в управлении ОАО (специальное право – «золотая акция»). Решение об использовании «золотой акции» может быть принято при приватизации имущественных комплексов УП или при принятии решения об исключении ОАО из перечня стратегических АО независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

РФ и субъекты РФ не могут одновременно использовать в отношении одного и того же ОАО специальное право («золотую акцию»). Субъекты РФ также не могут использовать специальное право («золотую акцию») в отношении ОАО, созданного путем преобразования федерального государственного УП, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности.

Правительство РФ или органы власти субъектов РФ, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно своего представителя в совет директоров и представителя в ревизионную комиссию.

Представителем может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ, органами власти субъектов РФ. Эти представители могут быть в любое время заменены.

Представители РФ, субъектов РФ имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Представители, назначенные в совет директоров, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием решений:

  • о внесении изменений и дополнений в устав ОАО или об утверждении устава в новой редакции;
  • о реорганизации общества;
  • о ликвидации ОАО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  • об изменении уставного капитала;
  • о совершении обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций ОАО.

Решение о прекращении действия специального права («золотой акции») принимается соответственно Правительством РФ, органами власти субъектов РФ, принявшими решение об использовании специального права. Специальное право действует до принятия решения о его прекращении. Специальное право не подлежит замене на акции ОАО, в отношении которого принято решение об использовании указанного права.

Права акционера ОАО, акции которых находятся в собственности РФ, от имени РФ осуществляют Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения. Права акционера ОАО, акции которых находятся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, от имени субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют соответственно органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Порядок управления находящимися в государственной или муниципальной собственности акциями ОАО, созданных в процессе приватизации, определяется Правительством РФ, органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Если в государственной или муниципальной собственности находится 100% акций ОАО, полномочия общего собрания акционеров осуществляются от имени соответствующего собственника акции в порядке, определенном соответственно Правительством РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах» процедуры подготовки и проведения общего собрания не применяются.

Единоличный исполнительный орган ОАО, включенного в перечень стратегических АО, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Правительства РФ в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.

При наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации ОАО, предоставляющих более 25% голосов на общем собрании, увеличение уставного капитала путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования и обеспечивается внесением в уставный капитал общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительно выпускаемых акций. Тем самым обеспечивается сохранение доли государства или муниципального образования в уставных капиталах ОАО.

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

На аукционе продается государственное или муниципальное имущество, если покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит наиболее высокую цену. Аукцион является открытым по составу участников.

Предложения о цене подаются участниками в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе торгов (открытая форма подачи предложений). Форма подачи предложений определяется решением об условиях приватизации.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

При равенстве двух и более предложений о цене на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается участник, чья заявка была подана раньше других.

При проведении аукциона, если используется открытая форма подачи предложений о цене, в информационном сообщении указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»).

Задаток для участия в аукционе устанавливается в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации, но не более чем 4,5 млн МРОТ.

При закрытой форме подачи предложений о цене они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене может быть подан при подаче заявки.

Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

  1. представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством;
  2. представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству;
  3. заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом;
  4. не подтверждено поступление в установленный срок задатка.

Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене только одно предложение о цене продаваемого имущества.

При уклонении или отказе победителя от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение договора.

Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение 5 дней с даты подведения итогов.

В течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона с победителем заключается договор купли-продажи.

Продажа акций ОАО на специализированном аукционе

Таким аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции ОАО по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

  1. представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством;
  2. заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом;
  3. представлены не все документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона, или они оформлены не в соответствии с законодательством;
  4. денежные средства поступили на счета, указанные в информационном сообщении, не в полном объеме, указанном в заявке, или позднее установленного срока;
  5. поступившие денежные средства меньше начальной цены акции ОАО;
  6. внесение претендентом денежных средств осуществлено с нарушением условий, опубликованных в информационном сообщении.

При расчете единой цены за одну акцию учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе.

Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 15 субъектов РФ. Аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 25 субъектов РФ.

Межрегиональный (всероссийский) аукцион может проводиться в случае продажи акций ОАО, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций, составляют от 500 тыс. до 3 млн (соответственно свыше 3 млн) МРОТ на момент принятия указанного решения.

Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе

На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50% уставного капитала общества, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Конкурс является открытым по составу участников. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При равенстве двух и более предложений о цене победителем признается участник, чья заявка была подана раньше других.

Задаток для участия в конкурсе устанавливается в размере 20% начальной цены, указанной в информационном сообщении о проведении конкурса, но не более чем 4,5 млн МРОТ.

Претендент не допускается к участию в конкурсе по следующим основаниям:

  • представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством;
  • представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении о проведении конкурса (за исключением предложения о цене продаваемого на конкурсе имущества), или они оформлены не в соответствии с законодательством;
  • заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом;
  • не подтверждено поступление задатка в установленный срок.

Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а также только одно предложение о цене.

При уклонении или отказе победителя конкурса от заключения договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается. Суммы задатков, внесенные участниками конкурса, за исключением победителя, возвращаются участникам конкурса в течение 5 дней с даты подведения итогов.

В течение 10 дней с даты подведения итогов с победителем заключается договор купли-продажи. Договор включает в себя порядок выполнения победителем условий конкурса. Договор должен устанавливать порядок подтверждения победителем выполнения принимаемых обязательств.

Договор купли-продажи имущества должен содержать:

  • условия конкурса, формы и сроки их выполнения;
  • порядок подтверждения победителем выполнения условий конкурса;
  • порядок осуществления контроля за выполнением победителем условий конкурса;
  • ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору купли-продажи в виде неустойки за невыполнение победителем условий, а также ненадлежащее их выполнение, в том числе нарушение промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объема их выполнения, в размере цены государственного или муниципального имущества;
  • иные определяемые по соглашению сторон условия.

Победитель конкурса вправе до перехода к нему права собственности на имущество осуществлять установленные полномочия.

Если объектом продажи на конкурсе являются акции ОАО, победитель конкурса до перехода к нему права собственности на них осуществляет голосование в органах управления этого общества по указанным акциям по своему усмотрению, за исключением голосования по следующим вопросам:

  • внесение изменений и дополнений в учредительные документы ОАО;
  • отчуждение, залог, сдача в аренду, совершение иных способных привести к отчуждению имущества ОАО действий, если стоимость такого имущества превышает 5% уставного капитала или более чем в 50 тыс. раз превышает МРОТ;
  • залог и отчуждение недвижимого имущества ОАО;
  • получение кредита в размере более чем 5% стоимости чистых активов общества;
  • учреждение товариществ и хозяйственных обществ;
  • эмиссия ценных бумаг, не конвертируемых в акции ОАО;
  • утверждение годового отчета, баланса, счетов прибыли и убытков ОАО, а также распределение его прибыли и убытков.

Победитель конкурса не вправе осуществлять голосование по вопросу реорганизации или ликвидации ОАО.

Общество, акции которого были проданы на конкурсе, до момента выполнения победителем его условий не вправе принимать решение об изменении уставного капитала, о проведении эмиссии дополнительных акций и иных конвертируемых в акции указанного общества ценных бумаг.

В случае продажи имущественного комплекса УП до перехода к победителю конкурса права собственности указанное предприятие не вправе без согласования с победителем конкурса и собственником совершать сделки и иные действия. Порядок согласования определяется соответственно Правительством РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Условия конкурса могут предусматривать:

  1. сохранение определенного числа рабочих мест;
  2. переподготовку и повышение квалификации работников;
  3. ограничение изменения профиля деятельности УП или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;
  4. проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению. Перечень условий конкурса является исчерпывающим.

При неисполнении победителем конкурса условий, а также ненадлежащем их исполнении, в том числе нарушении промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.

Продажа за пределами РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО

Продажа за пределами РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО, созданных в России, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже принимается соответственно Правительством РФ, органами власти субъектов РФ и должно содержать следующие сведения:
  • количество находящихся в государственной собственности и используемых для обеспечения выпуска ценных бумаг иностранным эмитентом акций ОАО;
  • наименование иностранного эмитента;
  • вид ценных бумаг иностранного эмитента;
  • максимальный размер вознаграждения иностранного эмитента и осуществляющих продажу ценных бумаг иностранного эмитента организаций, а также расходов, связанных с выпуском и продажей таких ценных бумаг и подлежащих возмещению за счет средств, полученных от продажи находящихся в государственной собственности акций ОАО;
  • период и способ ограничения распоряжения остающимися в государственной собственности акциями ОАО, акции которого продаются.

Отношения, возникающие в процессе продажи акций ОАО посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, в том числе порядок их оплаты, определяются договором. Сведения, указанные в решении о такой продаже акций, являются существенными условиями договора.

Продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг

Такая продажа осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором. Для продажи могут привлекаться по договору брокеры. Условия договоров должны предусматривать продажу акций по цене, которая не может быть ниже начальной цены.

Информация о продаже акций должна быть опубликована по правилам, установленным организатором торговли. Информация о результатах сделок купли-продажи акций подлежит ежемесячной публикации в официальных информационных бюллетенях или других СМИ.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения

Такая продажа осуществляется, если аукцион по продаже имущества был признан несостоявшимся. Публичное предложение о продаже имущества является публичной офертой.

В информационном сообщении о предложении помимо общеустановленных сведений указываются:

  • величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения);
  • период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения;
  • минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).

При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся. При продаже имущества посредством публичного предложения нормативная цена составляет 50% начальной цены несостоявшегося аукциона.

Право приобретения принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по этой цене.

При отсутствии в установленный срок заявки на покупку имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении. В этом случае удовлетворяется первая заявка на покупку указанного имущества по цене предложения. Снижение цены предложения может осуществляться до цены отсечения.

Заявка подается заявителем по месту, указанному в информационном сообщении. Прием заявок на приобретение имущества по цене первоначального предложения начинается с даты, объявленной в информационном сообщении. После регистрации первой заявки их прием прекращается.

Зарегистрированная заявка является принятием предложения (акцептом) о заключении договора купли-продажи имущества по цене предложения. Договор купли-продажи заключается в день регистрации заявки.

В течение 10 дней после регистрации заявки покупатель должен произвести оплату в размере цены предложения. Передача имущества и оформление права собственности на него осуществляются не позднее чем через 30 дней после полной оплаты имущества. При уклонении или отказе покупателя от оплаты на него налагаются пени в размере 5% суммы платежа за каждый день просрочки.

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены

Такая продажа осуществляется, если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась.

Информационное сообщение о продаже имущества без объявления цены должно соответствовать общим требованиям за исключением начальной цены: нормативная цена не определяется.

В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену. При поступлении нескольких одинаковых предложений о цене покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других.

Подведение итогов продажи и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органом власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО

Такое внесение осуществляется по решению соответственно Правительства РФ, органа власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. При этом доля акций ОАО, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого общества не может составлять менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических АО.

Такое внесение может осуществляться:

  • при учреждении ОАО;
  • в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов обществ.

В последнем случае должны соблюдаться следующие условия:

  • ОАО в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе государственным или муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих прав);
  • дополнительные акции, в оплату которых вносятся государственное и муниципальное имущество и исключительные права, являются обыкновенными акциями;
  • оценка имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Количество акций, приобретаемых в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций ОАО и стоимость вносимого имущества (цена приобретения указанных акций), определяются в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и законодательством об оценочной деятельности.

Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления

Такая продажа осуществляется лицу, ранее осуществлявшему по результатам конкурса доверительное управление акциями ОАО и исполнившему условия договора доверительного управления. Договор купли-продажи акций заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления.

Сведения о количестве (доле в уставном капитале) и цене продажи акций публикуются в информационном сообщении о проведении конкурса по передаче акций общества в доверительное управление. Сообщение о проведении конкурса публикуется не менее чем за 30 дней до его проведения. В сообщении публикуются сведения:

  • об ОАО;
  • о количестве передаваемых в доверительное управление акций;
  • об их доле в уставном капитале общества;
  • об условиях доверительного управления;
  • о сроке, на который заключается договор доверительного управления (не более чем на три года).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке такого договора и договора купли-продажи акций. Исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего.

Законодательно определены особенности приватизации отдельных видов имущества:

  1. имущественного комплекса УП;
  2. земельных участков;
  3. объектов культурного наследия;
  4. объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Особенности сделок, связанных с продажей имущественного комплекса УП. Имущественный комплекс УП может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Опубликование прогнозного плана (программы) приватизации является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса. Заявленные кредиторами требования рассматриваются при определении состава подлежащего продаже имущественного комплекса УП, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя.

После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса с покупателем подписывается передаточный акт. Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса после опубликования информационного сообщения о продаже комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи.

Право собственности на имущественный комплекс УП переходит к покупателю после полной его оплаты со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества. При этом должна быть погашена задолженность (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей.

С момента перехода к покупателю права собственности на имущественный комплекс УП прекращается право хозяйственного ведения УП, имущественный комплекс которого продан.

Таким образом, основанием государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс УП к покупателю является:

  • договор купли-продажи имущественного комплекса;
  • передаточный акт;
  • документ, подтверждающий погашение задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей.

С переходом права собственности на имущественный комплекс УП к покупателю прекращается предприятие, имущественный комплекс которого продан.

Отчуждение земельных участков. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.

Приватизация имущественных комплексов УП осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

  • находящихся у предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;
  • занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса, и необходимых для использования указанных объектов.

Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести эти земельные участки. Договор аренды не служит препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе участка или предоставлении его в аренду не допускается.

При приватизации расположенных на неделимом участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды участка со множественностью лиц на стороне арендатора.

Собственники указанных объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом участке. Размер доли в праве собственности на участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

При отчуждении участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на этих участках.

Отчуждению не подлежат участки в составе земель:

  • сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
  • зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
  • водоохранного и санитарно-защитного назначения;
  • общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие);
  • транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития;
  • предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования;
  • не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством РФ.

Особенности приватизации объектов культурного наследия. Эти объекты могут приватизироваться при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.

Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.

Охранное обязательство оформляется одновременно с заключением сделки приватизации. Оно должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.

Особенности приватизации объектов социальнокультурного и коммунальнобытового назначения. Эти объекты могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса УП, за исключением используемых по назначению:

  • объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения (детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых);
  • объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
  • детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
  • жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
  • объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Объекты, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс УП по указанным основаниям подлежат передаче в муниципальную собственность. Объекты разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс УП, могут приватизироваться отдельно.

Обязательным условием приватизации объектов социальнокультурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем 5 лет с момента приватизации.

При приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями законом и публичным сервитутом.

Ограничениями могут служить:

  1. обязанность использовать при приватизации имущество по определенному назначению;
  2. обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса УП и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом (объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения);
  3. иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.

Публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного имущества (земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно:

  • обеспечивать беспрепятственный доступ, проход, проезд;
  • обеспечивать возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков;
  • обеспечивать возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.

Решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации. Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации.

Переход прав на обремененное публичным сервитутом имущество не влечет за собой прекращение публичного сервитута.

Предусмотренные ограничения прав собственника приватизированного имущества сохраняются при всех сделках с этим имуществом, вплоть до их отмены (прекращения публичного сервитута).

При нарушении собственником установленного обременения на основании решения суда:

  • собственник может быть обязан исполнить в натуре условия обременения, в том числе публичного сервитута;
  • с него могут быть взысканы убытки, причиненные нарушением условий обременения, в доход государства или муниципального образования, а при отсутствии последнего – в доход субъекта РФ.

Обременение может быть прекращено или их условия могут быть изменены в случае:

  • отсутствия или изменения государственного либо общественного интереса в обременении;
  • невозможности или существенного затруднения использования имущества по прямому назначению.

Прекращение обременения или изменение условий допускаются на основании решения органа, принявшего решение об условиях приватизации, или иного уполномоченного органа либо на основании решения суда, принятого по иску собственника имущества.

Обязательные условия договора купли-продажи имущества:

  • сведения о сторонах договора; наименование государственного или муниципального имущества; место его нахождения; его состав и цена; количество акций ОАО, их категория и стоимость; порядок и срок передачи имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа; условия, в соответствии с которыми имущество было приобретено покупателем;
  • порядок осуществления покупателем полномочий в отношении имущества до перехода к нему права собственности на него;
  • сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения, сохраняемого при переходе прав на указанные объекты.

ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ Особенности финансов организаций разных форм собственности Механизмы приватизации и национализации Государственное регулирование оценочной деятельности Влияние организационно-правовых форм на построение финансов экономических субъектов Финансовая политика организации и ее задачи Основные направления разработки финансовой политики организации Управление финансами. Система финансового планирования деятельности организации Влияние цены товара и тарифа на услуги на организацию финансов Инвестиционная политика организации Особенности финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности (учреждения, фонды, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения) и т.п.) Структура и источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций. Денежные фонды целевого назначения. Направления использования финансовых ресурсов. Смета доходов и расходов Особенности организации финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица Налогообложение индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
ФИНАНСЫ И ИХ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ФОНДЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ

Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит