Миляков Н.В. Финансы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление финансами. Система финансового планирования деятельности организацииОрганизации требуется современная система управления финансами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии – бизнес-плана. В бизнес-плане отражаются те виды деятельности, которыми организация планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом необходимо учесть влияние внешних факторов, на которые организация не может воздействовать (экономические факторы: инфляция, уровень безработицы, покупательская способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.; политические, природные, научно-технический факторы и т.д.). Кроме того, бизнес-план должен содержать раздел основных показател й финансово-экономического состояния организации; раздел, содержащий информацию о целях деятельности организации, определенных количественно, и их достижение по времени. Приводятся данные о продукции, потребности в ней, показатели качества, экономические показатели продукции, характеристики дизайна и результаты его сравнения с другими аналогичными товарами, патентные права, показатели экспорта и его возможности, основные направления совершенствования как потребительских качеств выпускаемой организацией продукции, так и ее ассортиментного состава. Важным разделом бизнес-плана является раздел, характеризующий рынок сбыта продукции организации, который должен содержать анализ исследования рынка, потребителей и их сегментацию, уровня спроса, мотивации потребителей, положения организации на рынке, основных показателей рынка и объема продаж. Кроме того, необходим анализ конкурентоспособности организации – исследование деятельности конкурентов, оценка продукции конкурентов, сравнительная оценка. Необходимы также маркетинговые исследования, которые включают в себя определение стратегии маркетинга сроком от 1 до 5 лет, товарной политики (ассортимент, создание и запуск новых товаров, упаковка, использование товарного знака, сервисное обслуживание и т.д.), ценовой политики, условий и порядка организации сбыта продукции, формирования спроса и стимулирования сбыта, а также затрат на маркетинг. Необходим и раздел, характеризующий производственно-технологическую и инновационную политику организации и содержащий информацию:
Составной частью бизнес-плана является раздел, посвященный кадровой политике и управлению персоналом, содержащий информацию об организационной структуре организации, которая должна соответствовать целям и задачам, стоящим перед организацией; об организации управления; о численности и отборе кадров; об оплате труда и мотивации трудовой деятельности, а также об организации труда, обучении работников и социальной инфраструктуре. При разработке бизнес-плана организации должны быть учтены оценка риска и страхование. Функционирование организации в условиях рыночной экономики неизбежно связано с риском, вызванным ошибочными решениями. Так как вопросы, связанные с риском в деятельности организации, интересуют всех работников организации, акционеров, инвесторов, поставщиков, потребителей, необходим анализ возможных рисков. Это могут быть вопросы сущности риска, причины риска, факторов риска, методов компенсации и снижения риска. Они подразделяются на внешние и внутренние. Существующая система страхования рисков предусматривает договоры о страховании, страховании имущества, страховании транспортных средств, страховании невозвратных кредитов. На основе принятого бизнес-плана, сформированного с учетом анализа финансово-экономического состояния организации, вырабатываются и принимаются решения в системе управления его финансовыми ресурсами. Примерная схема принятия решений в системе управления финансами показана на рисунке. Разработку финансового плана целесообразно начинать с прогноза прибыли и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и трудовые затраты. Аналогично определяются и другие составные затраты на производство. Далее разрабатывается прогноз движения (потока) наличных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения наличных средств учитывает приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета. Необходима разработка прогноза баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета), который и является хорошей проверкой прогноза прибылей, убытков и движения наличных средств. При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных фондов, изменение стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д. Следует учесть в данных расчетах обеспечение инвестиционной привлекательности организации. На этой основе в целях обеспечения платежеспособного состояния организации просчитывается его финансовое положение, финансовая стабильность, устойчивость. Результаты анализа относительных показателей и коэффициентов могут вызвать необходимость разработки нового варианта финансового плана, который должен начинаться с выбора заданных значений. Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов организации. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:
Эти системы включают процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов. Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всей организации необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования). Преимущества внедрения принципов бюджетного планирования:
В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений организации целесообразно создать следующую сквозную систему бюджетов в организации, состоящую из следующих функциональных бюджетов:
Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов организации. Примерная система бюджетов организации приведена в таблице.
При разработке бюджетов структурных подразделений и служб организаций необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются «вложенными» в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет. Ежемесячно для каждого структурного подразделения целесообразно разрабатывать сводный бюджет структурного подразделения по форме:
В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим статьям затрат. Бюджет фонда оплаты труда предлагается составлять по форме:
Аналогично составляются и другие частные бюджеты. В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета рекомендуется использовать в качестве исходных данных:
Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельные веса поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение 1–3 месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств. Рекомендуемая структура сводного бюджета, обобщающего работы по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рисунке. В целях организации системы бюджетирования на предприятии рекомендуется выделять четыре центра ответственности (центра принятия управленческих решений):
Четкое определение состава ЦО позволяет более эффективно внедрить сквозную систему финансового планирования в организации. Составляющими сводного бюджета являются:
Сводный бюджет организации состоит из доходной и расходной частей, основные статьи которого представлены в таблице:
Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной части. Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах организации. На основе всех этих данных рекомендуется составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год). Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать расходную часть бюджета организации на контрольный период (месяц, квартал, год). Расходы сводного бюджета планируются на основании:
На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета. Рекомендуется использовать подход к пересмотру расходов бюджета, который будет основан на выработанной системе приоритетов финансирования (оплаты) текущих расходов организации. В качестве приоритетных рекомендуются следующие затраты бюджета:
Рассмотрение этих вопросов (в части корректировки бюджета организации) рекомендуется осуществлять не реже одного раза в неделю, поскольку поступление средств на счета бюджета организации происходит неравномерно. При принятии оперативных решений по управлению финансами целесообразно использовать в схеме сводного бюджета организации промежуточный вариант модификации учетной политики, позволяющий создать необходимую и постоянно пополняемую информационную базу для формирования сводного бюджета. Для этого предлагается движение денежных средств, с которым связано большинство оперативных решений, отображать с помощью динамических регистров, служащих для оперативного учета и, соответственно, текущего управления финансами компании. Состав показателей и общее количество указанных регистров могут меняться в зависимости от возникновения новых задач оперативного управления финансами. В настоящее время целесообразно помимо обобщающего регистра движения денежных средств иметь регистры по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, а также банковскими кредитами. Составление сводного бюджета организации, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения собственной платежеспособности. В качестве источника данных для реализации указанных мероприятий рекомендуется использовать информационные носители (динамические регистры) по движению денежных средств. В динамический регистр целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств организации:
Таким образом, оперативное управление финансами организации рекомендуется строить на сочетании сводного бюджета с набором динамических регистров, используемых для каждой задачи оперативного управления финансами. В рамках формирования сводных бюджетов составляются бюджеты по отдельным статьям затрат, процесс формирования которых представлен в таблице.
В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля. Нижний уровень – контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений организации, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты. Верхний уровень – контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово-экономической службой организации и его бухгалтерией. Основные элементы системы контроля:
Контроль за соблюдением расходной части комплексного бюджета является важной задачей, от решения которой во многом зависит эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации. Для обеспечения качественного решения этой задачи необходимо установить четкий порядок управленческих процедур, который позволит обеспечить:
Предлагаемая система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета организации представлена в следующей таблице:
Рекомендуется создать и внедрить комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования деятельности организации (на базе компьютерной локальной сети), что позволит максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами организации. Хотя система управления финансами ориентирована на решение краткосрочных и текущих задач, решаемых организацией, разработка стратегии ее развития позволяет не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач работниками различных служб организации, устранить ограничения на взаимодействие между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, стимулировать информационный обмен между структурными подразделениями организации. При сужении внутреннего рынка, недостатке инвестиций собственных средств и высоком риске долгосрочных банковских кредитов организации стоят перед необходимостью:
Создание надежной и гибкой системы управления финансами, направленной на решение вопросов бюджетной, кредитной, инвестиционной политики, позволит существенно ускорить реорганизацию деятельности организации. Функционирование такой системы требует тесного взаимодействия маркетинговых, сбытовых, производственных и других служб организации. Система финансового планирования должна быть нацелена на:
С переходом на качественно иной уровень текущего планирования организация расширяет внутренние возможности накоплений для модернизации производства, становится более привлекательной для сторонних инвесторов. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает организацию информационно «прозрачной» для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации в предоставлении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента. ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ Особенности финансов организаций разных форм собственности Механизмы приватизации и национализации Государственное регулирование оценочной деятельности Влияние организационно-правовых форм на построение финансов экономических субъектов Финансовая политика организации и ее задачи Основные направления разработки финансовой политики организации Управление финансами. Система финансового планирования деятельности организации Влияние цены товара и тарифа на услуги на организацию финансов Инвестиционная политика организации Особенности финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности (учреждения, фонды, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения) и т.п.) Структура и источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций. Денежные фонды целевого назначения. Направления использования финансовых ресурсов. Смета доходов и расходов Особенности организации финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица Налогообложение индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица ФИНАНСЫ И ИХ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ФОНДЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит |