Миляков Н.В. Финансы |
Особенности финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности (учреждения, фонды, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения) и т.п.)Все юридические лица делятся на два вида – коммерческие и некоммерческие организации, в зависимости от цели осуществляемой деятельности. Коммерческие организации имеют своей основной целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения образовательных, научных, благотворительных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ; они не преследуют цели извлечения прибыли и ее распределения между участниками. В отличие от коммерческих организаций, которые существуют за счет получаемой ими прибыли, некоммерческие организации развиваются за счет целевого финансирования или за счет добровольных пожертвований. Некоммерческим организациям разрешается заниматься предпринимательством, но при условии, что эта деятельность носит вспомогательный характер, служит достижению целей, поставленных перед организацией, и по своему характеру соответствует этим целям. Юридические лица могут быть созданы только в какой-либо из предусмотренных законодательством организационно-правовой форме. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусматривается только ГК РФ и является исчерпывающим. К числу коммерческих юридических лиц относятся:
Обладая в соответствии с ГК РФ общей правоспособностью (за исключением унитарных предприятий), коммерческие организации могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, даже если они прямо не перечислены в их учредительных документах. В то же время к деятельности такого юридического лица предъявляются повышенные требования (например, с точки зрения имущественной ответственности ГК РФ предусматривает возможность возложения на эти организации ответственности без вины). К числу некоммерческих юридических лиц ГК РФ и иные федеральные законы относят:
Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью: они могут приобретать только такие гражданские права и нести только такие гражданские обязанности, которые соответствуют целям их деятельности, предусмотренным в учредительных документах. В ГК РФ выделены три группы юридических лиц в зависимости от прав учредителей (участников) на имущество:
Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Создаются кооперативы двух видов: производственные и потребительские. Различие между ними заключается в том, что производственный кооператив является коммерческой организацией и его деятельность направлена на получение прибыли, а потребительский – является некоммерческой организацией и целью его деятельности выступает удовлетворение определенных потребностей его членов. Потребительский кооператив стоит особняком в ряду некоммерческих организаций, действующих на территории РФ. Особый статус ему придает то, что он создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов (примером может служить жилищно-строительный кооператив, гаражно-строительный кооператив, дачный кооператив и др.), в то время как другие некоммерческие организации создаются для достижения общественных (нематериальных) благ. В этой связи потребительскому кооперативу не только разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность, но и предоставлено право распределять полученные от такой деятельности доходы между членами. Именно в силу этих особенностей на потребительские кооперативы не распространяется закон о некоммерческих организациях. Деятельность потребительских кооперативов регулируется нормами ГК РФ, Законом РФ от 19.06.92 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», Федеральным законом от 08.12.95 «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральным законом от 07.08.01 «О кредитных потребительских кооперативах граждан», другими законами и правовыми актами. Потребительский кооператив может быть создан как гражданами, так и юридическими лицами, в отличие от производственных кооперативов, в которых не допускается по общему правилу участие юридических лиц. Законодательство не устанавливает никаких минимальных или максимальных количественных ограничений членов кооператива и не ограничивает одновременное участие членов кооператива в других потребительских кооперативах (даже в однородных). Учредительным документом потребительского кооператива является его устав. Имущество потребительского кооператива складывается из паевых взносов членов. Их размер и порядок внесения определяются в уставе. Имущество кооператива, складывающееся из паевых взносов членов и приобретенное по иным законным основаниям, принадлежит ему на праве собственности. В отношении потребительского кооператива его члены имеют только обязательственные права. Исключение установлено законом лишь для членов жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и некоторых других видов кооперативов. Эти члены, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. Основой имущественной обособленности потребительского кооператива является наличие паевого фонда, который образуется за счет взносов членов кооператива. Внесение взносов в паевой фонд является основной обязанностью членов кооператива, и за неисполнение данной обязанности уставом кооператива должна быть установлена ответственность. Размер взносов, как и размер самого паевого фонда, определяется уставом, поскольку законодательство не устанавливает никаких ограничений на минимальный или максимальный размер паевого фонда. Внесение взносов не является единственной обязанностью члена потребительского кооператива. Каждый член обязан вносить дополнительные взносы в случае возникновения убытков кооператива. Если по окончании финансового года (утверждения баланса) будут выявлены убытки кооператива, то вся сумма убытков должна быть распределена между членами кооператива. Все они обязаны в течение трех месяцев покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Кредиторы общества могут потребовать от каждого члена кооператива внести указанные дополнительные взносы, обратив при этом взыскание на их личное имущество. В случае невыполнения обязанностей по внесению дополнительных взносов кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию его кредиторов. Обязанностью внесения имущественных взносов практически исчерпываются обязанности члена кооператива в отношении потребительского кооператива. В отличие от производственных кооперативов законодательство не требует личного участия члена потребительского кооператива в деятельности кооператива даже при осуществлении им предпринимательской деятельности. Порядок управления кооперативом определяется его уставом и иными внутренними документами. Как правило, структура управления потребительским кооперативом строится по аналогии с производственным кооперативом и включает общее собрание кооператива, правление кооператива, председателя правления. Компетенция органов управления законодательно не определена и должна быть урегулирована в уставе. Кооператив имеет право заниматься предпринимательством. При этом, в отличие от общепринятого для некоммерческих организаций правила, доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, распределяются между его членами. Но распределение полученной прибыли является правом, а не обязанностью кооператива, а основания и порядок распределения прибыли определяются только уставом кооператива или его внутренними документами. Таким образом, потребительский кооператив занимает как бы промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями, поскольку в нем объединены черты и тех, и других. Кроме того, потребительский кооператив, в отличие от большинства других некоммерческих организаций, может быть в судебном порядке признан банкротом, если не сможет удовлетворить требования кредиторов и будет отвечать признакам несостоятельности. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, созданные в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК РФ). Деятельность общественных организаций регламентируется федеральными законами «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др., религиозных объединений – Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Различий между общественными организациями и объединениями законодательством не установлено. Однако эти понятия разграничиваются в Законе «Об общественных объединениях», в котором общественная организация признается одной из форм общественного объединения наряду с общественным движением, общественным фондом, общественным учреждением и органом общественной самодеятельности. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом религиозная группа не обладает правами юридического лица. Общим признаком общественных и религиозных организаций (объединений) является единство интересов лиц, объединившихся в эти организации: они создаются для удовлетворения духовных потребностей объединившихся лиц. Однако это не исключает возможности оказывать материальную поддержку своим членам или отдельным группам граждан. Например, союзы художников, архитекторов предоставляют своим членам помещения для мастерских, устраивают выставки и т.п. Законодательство разрешает общественным и религиозным организациям (объединениям) заниматься предпринимательством, но лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующих этим целям. Так, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» общественные и религиозные организации (объединения) вправе участвовать в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчиков, приобретать ценные бумаги и реализовывать их, осуществлять иную деятельность, приносящую прибыль. Федеральными законами для отдельных видов организаций могут быть установлены ограничения на осуществление предпринимательства. Например, Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» запрещает благотворительным организациям создавать хозяйственные общества совместно с другими лицами. В рамках общественных и религиозных организаций объединяются, как правило, граждане РФ. Однако положения специальных федеральных законов значительно расширяют это правило. Так, Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» распространяет право на объединение по религиозному признаку на иностранных граждан, а также лиц без гражданства, законно находящихся на территории РФ. Кроме того, федеральный закон допускает участие в общественных объединениях и юридических лиц, но только тех, которые действуют в форме общественного объединения. Учредительным документом общественных и религиозных организаций служит устав. Общественные и религиозные объединения могут существовать в форме юридических лиц или осуществлять свою деятельность без государственной регистрации (например, религиозные группы). В последнем случае они не приобретают статуса юридического лица. При создании общественной или религиозной организации (объединения) формируется ее имущественная база. В собственности общественной и религиозной организации (объединения) может находиться имущество, приобретенное или созданное за счет собственных средств, вступительных и членских взносов членов, пожертвованное гражданами или юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям. В соответствии с Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Законом не допускается обращение взыскания по претензиям кредиторов религиозной организации на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения. Участники общественных и религиозных организаций не обладают какими-либо имущественными правами по отношению к созданным ими организациям. В связи с этим имущество, переданное в собственность организаций, включая членские взносы, учредителям и участникам не возвращается. Участники общественных и религиозных организаций не несут ответственности по обязательствам организации, равно как и организации не отвечают по долгам своих учредителей и участников. После ликвидации общественных и религиозных организаций оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество между участниками (членами) этих организаций не распределяется, а передается другим организациям, созданным для достижения таких же целей, что и ликвидированные. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд – некоммерческая организация, но в отличие от прочих некоммерческих организаций является не объединением граждан или юридических лиц, а объединением их имущества для достижения общеполезных целей. Фонд не основан на членстве, следовательно, участие учредителей в деятельности фонда и в управлении им не предполагается. В зависимости от целей деятельности возможно создание фондов различных видов, которые могут иметь определенные особенности в правовом статусе. Например, допускается учреждение благотворительных фондов, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 11.08.95 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Законодательство не предъявляет каких-либо особых требований к субъектному составу участников фонда. Учредить фонд может как физическое, так и юридическое лицо (как коммерческая, так и некоммерческая организация). Однако специальными законами могут устанавливаться определенные ограничения в отношении возможных учредителей. Так, Федеральный закон от 19.05.95 «Об общественных объединениях» допускает учреждение общественного фонда физическими лицами, а юридическими лицами – только в том случае, если они созданы в форме общественных объединений. Закон прямо запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. Как и любая некоммерческая организация, фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет свою деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Федеральный закон от 12.01.96 «О некоммерческих организациях» в значительной степени ограничивает формы предпринимательской деятельности фонда. Например, фонд не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Благотворительные фонды не вправе участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами, они не могут использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Учредительный документ фонда – устав. В уставе должны определяться порядок формирования органов фонда и их компетенция. В фондах в обязательном порядке предусмотрено создание особого органа – попечительского совета, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Допускается изменение устава фонда его органами, если уставом предусмотрена такая возможность. В противном случае изменения могут быть внесены по решению суда. С таким требованием вправе обратиться в суд любой орган фонда, а также государственные органы, осуществляющие надзор за деятельностью фонда. Учредители фонда после его создания утрачивают возможность расширить свой состав, так как учредительным документом фонда является устав. Кроме того, они утрачивают возможность влиять на деятельность фонда, если только они не участвуют в работе его высшего органа. Имущество, переданное учредителями при создании фонда, а также приобретенное фондом впоследствии, становится собственностью фонда. При этом учредители утрачивают всякие права в отношении этого имущества. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Закон допускает ликвидацию фонда исключительно в судебном порядке. Фонд ликвидируется, если не обладает имуществом, достаточным для выполнения уставной деятельности; если цели создания фонда не могут быть достигнуты; если фонд осуществляет внеуставную деятельность. Фонд может быть признан банкротом. При ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, определенные в уставе фонда. Если использование имущества в соответствии с уставом фонда невозможно, то оно обращается в доход государства. Учреждение – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Оно может быть создано любым собственником – государством, муниципальным образованием, хозяйственным товариществом или обществом и т.п. Многообразие существующих учреждений не поддается описанию. Учреждениями являются органы государственного и муниципального управления, организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие (например, школы, больницы, библиотеки) и др. Законодательство не устанавливает единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие – на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые – в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем). В учредительных документах закрепляется организационная структура учреждения, фиксируются права и обязанности руководителей и прочего персонала учреждения и др. Отметим, что учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества. Собственник передает имущество учреждению лишь в оперативное управление. При этом собственник ограничен в возможностях распоряжаться имуществом учреждения. Он вправе лишь изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Других оснований для изъятия имущества собственником закон не предусматривает. Кроме того, собственник имеет право контролировать использование переданного имущества, поскольку предоставляет его для определенных целей. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им, во-первых, в пределах, установленных законом, во-вторых, в соответствии с целями своей деятельности, в-третьих, в соответствии с заданиями собственника, в-четвертых, в соответствии с назначением имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, не являются собственностью учреждения, а поступают только в оперативное управление учреждения. Основным источником имущества учреждения являются средства, полученные им от собственника по смете. Смета и характеризует их имущественную обособленность. Собственник может финансировать свое учреждение и частично, предоставив ему возможность получать дополнительные доходы от предпринимательства. Если учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доход, то доходы, полученные от этой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника. Учреждение несет ограниченную имущественную ответственность: оно отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности собственник соответствующего имущества несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения. Законодательство не предусматривает случаев принудительной ликвидации учреждений по требованию его кредиторов, в том числе путем банкротства. При недостаточности денежных средств учреждения его кредиторы предъявляют соответствующие требования к его собственнику, который полностью и всем своим имуществом отвечает по долгам созданного им учреждения. Ассоциации и союзы – это объединения юридических лиц, созданные с целью координации деятельности объединившихся организаций, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Законодательство предусматривает две возможны формы объединений: ассоциация или союз. Данный перечень является исчерпывающим, и создание иных форм объединений не допускается. Законодательство не делает различий между двумя указанными формами, но на практике, как правило, ассоциации создаются по отраслевому (производственному) признаку, а союзы – по территориальному. Однако бывает и наоборот. Участниками объединений, в отличие от всех других некоммерческих организаций, могут быть только юридические лица; участие физических лиц в ассоциациях и союзах не допускается. Члены ассоциации (союза), создавшие объединение, сохраняют свою самостоятельность, имущественную обособленность и права юридического лица. Самостоятельным юридическим лицом с момента государственной регистрации становится и объединение. Имущество объединения, сформированное в том числе за счет взносов участников, является собственностью объединения. Участники объединения не сохраняют никаких прав (ни вещных, ни обязательственных) на переданное ими объединению имущество. Поскольку объединение создается для представления и защиты общих имущественных интересов участников и существует на их взносы, оказание объединением услуг своим участникам производится безвозмездно. Состав участников объединения не является постоянным. Изменение состава участников происходит путем выхода, исключения, принятия новых участников. Принятие новых членов в состав объединения допускается только с согласия всех членов объединения. Члены объединений имеют право по собственной инициативе выйти из объединения, но выход допускается только по окончании финансового года. Кроме этого, в некоторых случаях участник объединения может быть исключен из него по решению остающихся участников. Основания и порядок исключения членов объединений определяются исключительно нормами, установленными в его учредительных документах. Правовой статус объединения определяется в его учредительных документах, которыми являются учредительный договор, подписанный его членами, и утвержденный ими устав. Особенность объединения – своеобразная ответственность участников по обязательствам объединения. Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а члены несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами. Ответственность по обязательствам объединения несут не только его действительные участники, но и лица, вышедшие или исключенные из объединения, а также лица, принятые в объединение. Вышедший (исключенный) участник объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода (это правило не может быть изменено учредительными документами объединения). Вступивший в объединение участник несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения, возникшим до его вступления (это правило может быть изменено учредительными документами). Поскольку объединения являются некоммерческими организациями, они не могут непосредственно осуществлять предпринимательство. Для получения дохода от предпринимательской деятельности объединение имеет право создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Полученная таким образом прибыль должна направляться на уставные цели объединения и не может быть распределена между его участниками. В случае если участниками на объединение возлагается ведение предпринимательской деятельности, то подобное объединение в соответствии с законодательством подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество. Некоммерческое партнерство – это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных для некоммерческих организаций. Законом может быть предусмотрено создание некоммерческого партнерства в качестве обязательной организационно-правовой формы некоммерческой организации. Так, Федеральным законом от 22.04.96 «О рынке ценных бумаг» установлено, что фондовые биржи учреждаются в форме некоммерческого партнерства, а членами этого партнерства могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Существуют и многие другие виды некоммерческих партнерств. Например, согласно Федеральному закону от 15.04.98 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение этими участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут использовать различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в том числе садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства. Имущество, которое вносится членами партнерства, состоит, как правило, из двух частей: членские взносы и прочие имущественные вклады. Членские взносы передаются в состав имущества партнерства безвозвратно. Все остальное имущество, внесенное в партнерство, используется в его деятельности до выхода члена партнерства. Вышедшему члену партнерства законом предоставлено право обратно получить свое имущество или его денежный эквивалент. Но воспользоваться этим правом можно только в том случае, если законом или учредительными документами партнерства это право не ограничено. Некоммерческое партнерство является собственником своего имущества, в том числе имущества, переданного его членами, и самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Оно не отвечает по обязательствам своих членов, которые также не несут ответственности по долгам партнерства. Члены партнерства имеют широкий круг прав, который по своему объему сравним, пожалуй, с правами участника коммерческой организации. В частности, члены партнерства имеют право:
Учредительными документами могут быть предусмотрены и другие права членов партнерства, причем как имущественного, так и неимущественного характера, например право на получение безвозмездной материальной помощи из средств партнерства. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов. Исключенный член имеет право на получение части имущества партнерства, так же как и выходящий участник. Некоммерческое партнерство, как и другие некоммерческие организации, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Предпринимательская деятельность осуществляется либо непосредственно от имени партнерства, либо через создание или участие в хозяйственном обществе. При ликвидации партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами партнерства. Имущество некоммерческого партнерства, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, в соответствии с учредительными документами направляется на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если указанную часть имущества использовать в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, то эта часть имущества обращается в доход государства. Государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Корпорация учреждается на основе федерального закона. Поэтому для создания каждой отдельной государственной корпорации необходимо издание специального закона (см., например, Федеральный закон от 08.07.99 «О реструктуризации кредитных организаций», которым учреждено Агентство по реструктуризации кредитных организаций). Учредителем корпорации является РФ в лице Федерального Собрания, принимающего закон о создании государственной корпорации. Несмотря на то что корпорация является государственной, право собственности на имущество, переданное ей РФ, закрепляется именно за корпорацией. Поэтому корпорация несет самостоятельную имущественную ответственность. Она не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное. Так же как и другие некоммерческие организации, государственная корпорация вправе использовать свое имущество лишь для достижения целей, предусмотренных законом о создании корпорации. Предпринимательская деятельность может осуществляться корпорацией постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых была создана корпорация. При этом корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Особенностью такой некоммерческой организации является также то, что особенности правового положения государственной корпорации, в отличие от других юридических лиц, определяются не уставом или учредительным договором, а самим законом, на основании которого корпорация создается. Иными словами, закон о создании корпорации фактически выступает в роли ее учредительного документа. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Цели, которые может ставить перед собой автономная некоммерческая организация, ограничены сферой услуг, оказываемых в некоторых отраслях. Автономная некоммерческая организация также может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляется ее учредителями в порядке, предусмотренном учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Это означает, что установление каких-либо льготных ставок или тарифов для учредителей подобных организаций недопустимо. Финансы общественных объединений: общественных движений, политических партий и профессиональных союзов. Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридических лиц – общественные объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Организационно-правовые формы политических общественных объединений – общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения). Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Ее членами могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующим руководящим органом – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Общественное движение – это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание; постоянно действующим руководящим органом – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Общественный фонд – это один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законодательством поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать вышеуказанное имущество в собственных интересах. Общественное учреждение – это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих его уставным целям. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Этот орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). Орган общественной самодеятельности – это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении вышеуказанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления согласно уставу, принятому на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Политическое общественное объединение – это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. При этом политическим общественным объединением не может быть признано:
Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия этих решений объединение считается созданным. После создания оно может осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права, за исключением прав юридического лица, и принимать на себя обязанности, предусмотренные законодательством. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено законодательством. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами РФ могут быть учредителями, членами и участниками объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 14 лет, детских общественных объединений – 8 лет. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица. Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке. Государственная регистрация производится:
ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ Особенности финансов организаций разных форм собственности Механизмы приватизации и национализации Государственное регулирование оценочной деятельности Влияние организационно-правовых форм на построение финансов экономических субъектов Финансовая политика организации и ее задачи Основные направления разработки финансовой политики организации Управление финансами. Система финансового планирования деятельности организации Влияние цены товара и тарифа на услуги на организацию финансов Инвестиционная политика организации Особенности финансов в различных организационно-правовых формах некоммерческой деятельности (учреждения, фонды, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения) и т.п.) Структура и источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций. Денежные фонды целевого назначения. Направления использования финансовых ресурсов. Смета доходов и расходов Особенности организации финансов субъектов хозяйствования без образования юридического лица Налогообложение индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица ФИНАНСЫ И ИХ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ФОНДЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит |