Когда и кому стоит сертифицировать вашу компанию по международно признанным стандартам? И каковы риски?
Современный мир полон правил и стандартов. Мы часто воспринимаем их как бюрократов и осуждаем бизнес, который сложился вокруг них. Тем не менее, они имеют свои явные плюсы.
Люди используют систему менеджмента качества уже почти 100 лет. В начале прошлого века этого потребовало массовое расширение производства, когда уже не было возможности следить за требуемым качеством всех изделий без их тестирования. Сертификация по определенному отраслевому стандарту стала гарантировать это. Со временем обязательные отраслевые правила были унифицированы на всех континентах. И помимо отраслевых стандартов стандарты стали настолько универсальными и сбалансированными, что их можно с успехом применять в различных отраслях, ориентированных на производство качественной продукции или услуг.
Одним из самых известных стандартов является ISO 9001, который устанавливает требования к системе менеджмента качества. Он основан на простом принципе, когда руководство компании устанавливает свои цели и планы по качеству своей продукции, которые затем постепенно реализуются с использованием заданных процессов. Эффективность этих процессов измеряется и контролируется, чтобы компания могла принять эффективные меры и изменения, если это необходимо. Стандарт также касается принципов управления документацией, человеческими ресурсами, инфраструктурой, вводит процессы общения с клиентами, оценку поставщиков, измерение эффективности процессов, а также внутренние аудиты для получения обратной связи.
Звучит довольно сложно и кажется, что такие правила нужны только в крупных компаниях, где есть целые специализированные отделы. Но верно и обратное. С ростом компании, конечно, растет потребность в определении процессов, ответственности и системного управления, но соблюдение стандарта ISO 9001 также целесообразно в небольших компаниях. Это больше не вопрос того, чтобы все было описано и строго определено, но, прежде всего, нужно знать, как максимально эффективно удовлетворить ожидания клиентов и других заинтересованных сторон. Это должно быть целью каждой компании. Многие фирмы стараются подтвердить соответствие СМК.
Зачем нужен ISO 9001?
Основное преимущество стандарта ISO 9001 заключается в том, что он должен предоставить заинтересованным сторонам, т. е. поставщикам, коллегам и клиентам, сертификат качества, подтверждающий, что компания поставляет продукт или услугу, которые соответствуют ожиданиям и соответствуют применимым законодательным требованиям. Таким образом, сертификация подходит для всех, кто хочет доказать, что они постоянно предоставляют продукты или услуги, соответствующие требованиям законов и правил. Сертификат качества технологических и других процедур окупается для компании любого размера. Внедрение системы ведет к повышению имиджа и узнаваемости компании среди конкурентов и, что не менее важно, позволяет легче и быстрее адаптировать компанию к изменяющимся требованиям клиентов.

Сертификация = управление качеством системы = более высокое качество перевода = более высокая удовлетворенность клиентов.
Это уравнение просто описывает основную цель, на которую направлена сертификация, а именно удовлетворенность клиентов.
Правила ISO также улучшают систему управления и инвестиций. Они помогают в определении требований к выбору нового оборудования, а также в корректировке и ускорении внутренних процессов за счет их оптимизации. Со временем стандарт превратился в комплексный подход к улучшению качества, охватывающий все процессы компании. Преимущество теперь заключается главным образом в управлении всеми процессами компании, определении и устранении рисков и стремлении к постоянному совершенствованию, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности процессов, снижению затрат и повышению производительности. Компания с функционально внедренной системой управления качеством может лучше определять и удовлетворять ожидания клиентов и повышать свою конкурентоспособность. Таким образом, другими преимуществами, связанными с созданием системы качества, являются лучшее разделение полномочий и ответственности, уточнение и упрощение структуры документации, снижение административных и производственных затрат компании или более эффективное управление развитием.
Установленные и сертифицированные системы управления качеством также часто требуются в цепочке поставок. Вполне вероятно, что если партнер имеет один и тот же сертификат, обеим компаниям будет легче идентифицироваться с процессами друг друга и добиться более быстрого и беспрепятственного сотрудничества. Клиенты, которые должны соответствовать критериям различных стандартов, пройти собственные аудиты и иметь сертификаты качества, могут сами судить, почему сертифицированная компания является более подходящим партнером, что компания более надежна для крупных клиентов.
В некоторых отраслях, например в автомобилестроении, налаженная система менеджмента качества является даже необходимым условием выбора поставщика. Сертификации ранее строго требовались при государственных закупках, но в некоторых случаях эти требования, к сожалению, намеренно нарушались. Теперь все зависит от закупающего органа. Требования сертификации должны быть частью требований только в том случае, если сертификация непосредственно связана с поставленным продуктом или услугой.
Сертификация ISO 9001 — это возможность независимой оценки процессов внешними экспертами. Благодаря этому удается выявить ряд недостатков и резервов.
Остерегайтесь ненужных расходов и бюрократии без эффекта
Сертификация и работа над процессами и их настройка стоит больших сил и денег. Это большая нагрузка, особенно для малого бизнеса. Поэтому им рекомендуется вкладывать энергию и финансы, особенно если они получают значительное преимущество. В частности, это возможность участвовать в публичном контракте или в тот момент, когда руководство действительно чувствует потребность в упорядочении управления компанией. Тогда ISO 9001 — один из способов добиться этого. Сертификат точно не нужен. Если компания использует технологические процедуры, которые гарантируют вам преимущество перед конкурентами или значительную экономию средств, не меняйте их. Ни одно требование стандарта не может революционизировать то, что хорошо работает.