Экономические споры сегодня в России и механизмы их урегулирования

Более          200 лет существуют в России арбитражные суды. Долгое время функции судьи по торговым делам выполняли опытные лица, пользующиеся авторитетом. Их главной задачей было не осуждать и наказывать, а разрешать споры по закону, совести и справедливости в интересах конкретных людей и общества. Арбитражные судьи, функции которых обусловлены экономической деятельностью, взяли на вооружение дух предпринимательства и применяют специальные процедуры для разрешения коммерческих споров.

Предшественниками коммерческих судов на Западе были морские суды, консульские суды и т.п. Характер возникающих споров и характер вовлеченных в них людей требовали специальных знаний. В России торговое право и процедура развивались иначе, чем в Западной Европе. Купеческое состояние в России не пользовалось теми привилегиями и корпоративной обособленностью, которые были характерны для Западной Европы. Вот почему первые российские хозяйственные суды носили характер специализированных судей, регулирующих коммерческую деятельность от имени государства.

Экономические и социальные реформы начала 1990-х гг. потребовали кардинального изменения всей системы регулирования экономических отношений. В целом была создана система правового регулирования рыночной экономики. Рыночная экономика эффективна, если она основана на праве, т. е. становится правовой экономикой. Это также создает объективную потребность в коммерческой справедливости. Вновь созданная система арбитражных судов учитывала современный зарубежный опыт организации судов, характеризующийся наличием как судов общей юрисдикции, так и специализированных судов.

Деятельность арбитражных судов регулируется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 2002 года.

Поскольку к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение споров между субъектами хозяйственной деятельности, то есть споров между организациями jurist-arbitr, а также споров, которые они могут иметь с органами государственной власти и управления, арбитражные суды тем самым выполняют функцию как гражданского суда, так и административного суда. Это обстоятельство находит свое отражение во внутренней структуре арбитражных судов, предусмотренной упомянутым выше Федеральным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в состав каждой из которых входят две коллегии соответственно по рассмотрению гражданских и административных дел.

Арбитражные суды в России осуществляют правосудие по экономическим делам в соответствии с современными требованиями. В этой системе работают высококвалифицированные судьи, имеющие опыт разрешения сложных экономических споров.

Арбитражные суды также способствуют мирному разрешению споров и способствуют обращению к медиации с привлечением экспертов и медиаторов.

Специфика предпринимательской деятельности отражается в особенностях судопроизводства, применяемого арбитражными судами. Первый из них заключается в применении в случаях, предусмотренных законом или договором, процедуры разрешения конфликта до обращения к судье. Так, в правилах железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено обязательное предъявление транспортному предприятию жалоб на предъявленные к нему претензии до подачи соответствующей жалобы в суд. Незнание этого правила исключает обращение в арбитражный суд. Вторая особенность разрешения хозяйственных споров заключается в возможности обращения, довольно широко используемого в действительности, к альтернативным способам разрешения споров,

АПК РФ содержит специальную главу, предусматривающую возможность проведения примирительных процедур, причем любая из них допускается при отсутствии иной законодательной нормы. Наиболее распространенной и довольно подробно регламентированной кодексом процедурой является сделка, которая, будучи заключена и подписана сторонами, утверждается судом. Этот способ разрешения конфликтов также является традиционным в отношениях между компаниями.

Наиболее принципиальная особенность юрисдикционной деятельности в арбитражном процессе заключается в способах обжалования судебных решений. В отличие от судов по гражданским и уголовным делам, для арбитражных судов в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом предусмотрены три процедуры обжалования и пересмотра судебных решений: апелляционная, кассационная и вышестоящая (надзорная).

Судебное разбирательство по спорам, возникающим из гражданско-правовых отношений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, осуществляется по гражданско-процессуальным правилам. Споры, возникающие из правоотношений административного характера — между предпринимателями, с одной стороны, и государственными органами, с другой, — разрешаются по правилам административного судопроизводства.

Во многих странах судьи перегружены работой. В этом отношении Российская Федерация не является исключением. Сформировался ошибочный стереотип — и это стратегическая ошибка, — что разрешение споров должно начинаться с государственных судов и что судебный процесс разрешения споров должен быть если не уникальным, то, по крайней мере, максимально демократичным и безопасным, гарантирующим решение проблем в в соответствии с законом. Однако не случайно говорят: «Лучшая справедливость — это когда стороны стремятся к соглашению». Хотя все споры могут быть переданы в суд немедленно, ни одна судебная система не может их эффективно разрешить. Вот почему поиск путей оптимизации правосудия носит перманентный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *