Более 200 лет существуют в России арбитражные суды. Долгое время функции судьи по торговым делам выполняли опытные лица, пользующиеся авторитетом. Их главной задачей было не осуждать и наказывать, а разрешать споры по закону, совести и справедливости в интересах конкретных людей и общества. Арбитражные судьи, функции которых обусловлены экономической деятельностью, взяли на вооружение дух предпринимательства и применяют специальные процедуры для разрешения коммерческих споров.
Предшественниками коммерческих судов на Западе были морские суды, консульские суды и т.п. Характер возникающих споров и характер вовлеченных в них людей требовали специальных знаний. В России торговое право и процедура развивались иначе, чем в Западной Европе. Купеческое состояние в России не пользовалось теми привилегиями и корпоративной обособленностью, которые были характерны для Западной Европы. Вот почему первые российские хозяйственные суды носили характер специализированных судей, регулирующих коммерческую деятельность от имени государства.
Экономические и социальные реформы начала 1990-х гг. потребовали кардинального изменения всей системы регулирования экономических отношений. В целом была создана система правового регулирования рыночной экономики. Рыночная экономика эффективна, если она основана на праве, т. е. становится правовой экономикой. Это также создает объективную потребность в коммерческой справедливости. Вновь созданная система арбитражных судов учитывала современный зарубежный опыт организации судов, характеризующийся наличием как судов общей юрисдикции, так и специализированных судов.
Деятельность арбитражных судов регулируется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 2002 года.
Поскольку к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение споров между субъектами хозяйственной деятельности, то есть споров между организациями jurist-arbitr, а также споров, которые они могут иметь с органами государственной власти и управления, арбитражные суды тем самым выполняют функцию как гражданского суда, так и административного суда. Это обстоятельство находит свое отражение во внутренней структуре арбитражных судов, предусмотренной упомянутым выше Федеральным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в состав каждой из которых входят две коллегии соответственно по рассмотрению гражданских и административных дел.
Арбитражные суды в России осуществляют правосудие по экономическим делам в соответствии с современными требованиями. В этой системе работают высококвалифицированные судьи, имеющие опыт разрешения сложных экономических споров.
Арбитражные суды также способствуют мирному разрешению споров и способствуют обращению к медиации с привлечением экспертов и медиаторов.
Специфика предпринимательской деятельности отражается в особенностях судопроизводства, применяемого арбитражными судами. Первый из них заключается в применении в случаях, предусмотренных законом или договором, процедуры разрешения конфликта до обращения к судье. Так, в правилах железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено обязательное предъявление транспортному предприятию жалоб на предъявленные к нему претензии до подачи соответствующей жалобы в суд. Незнание этого правила исключает обращение в арбитражный суд. Вторая особенность разрешения хозяйственных споров заключается в возможности обращения, довольно широко используемого в действительности, к альтернативным способам разрешения споров,
АПК РФ содержит специальную главу, предусматривающую возможность проведения примирительных процедур, причем любая из них допускается при отсутствии иной законодательной нормы. Наиболее распространенной и довольно подробно регламентированной кодексом процедурой является сделка, которая, будучи заключена и подписана сторонами, утверждается судом. Этот способ разрешения конфликтов также является традиционным в отношениях между компаниями.
Наиболее принципиальная особенность юрисдикционной деятельности в арбитражном процессе заключается в способах обжалования судебных решений. В отличие от судов по гражданским и уголовным делам, для арбитражных судов в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом предусмотрены три процедуры обжалования и пересмотра судебных решений: апелляционная, кассационная и вышестоящая (надзорная).
Судебное разбирательство по спорам, возникающим из гражданско-правовых отношений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, осуществляется по гражданско-процессуальным правилам. Споры, возникающие из правоотношений административного характера — между предпринимателями, с одной стороны, и государственными органами, с другой, — разрешаются по правилам административного судопроизводства.
Во многих странах судьи перегружены работой. В этом отношении Российская Федерация не является исключением. Сформировался ошибочный стереотип — и это стратегическая ошибка, — что разрешение споров должно начинаться с государственных судов и что судебный процесс разрешения споров должен быть если не уникальным, то, по крайней мере, максимально демократичным и безопасным, гарантирующим решение проблем в в соответствии с законом. Однако не случайно говорят: «Лучшая справедливость — это когда стороны стремятся к соглашению». Хотя все споры могут быть переданы в суд немедленно, ни одна судебная система не может их эффективно разрешить. Вот почему поиск путей оптимизации правосудия носит перманентный характер.