Общим признаком всех рассматриваемых в этой главе хозяйствующих субъектов является то, что они осуществляют экономическую деятельность. Каждая экономическая деятельность характеризуется тем, что она осуществляется организованно и непрерывно и направлена на получение прибыли. Однако сам вид, сфера или организационно-правовая форма предпринимательской деятельности специфичны для каждого субъекта и отличают его от других. Как следствие, совокупность хозяйствующих субъектов может быть разделена по-разному, каждый раз принимая другой классификационный критерий. К наиболее часто используемым классификационным признакам относятся:
• форма собственности,
• вид проводимой деятельности,
• размер объекта,
• территориальный охват осуществляемой деятельности,
• организационно-правовая форма юридического лица.
Форма собственности
Каждый хозяйствующий субъект в силу формы собственности может быть отнесен к одному из двух секторов — государственному или частному. Государственный сектор включает государственные и муниципальные (самоуправление) юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность. К государственным юридическим лицам относятся, прежде всего, государственные предприятия и индивидуальные предприятия Государственного казначейства, а к коммунальным юридическим лицам, в частности, относятся индивидуальные предприятия гмин, осуществляющие хозяйственную деятельность. Другие хозяйствующие субъекты включены в частный сектор, который состоит как из отечественных, так и из иностранных субъектов. С развитием и либерализацией экономики значение государственного сектора уменьшается в пользу частного. В параллели, по мере открытия экономики доля иностранного капитала увеличивается.
Вид деятельности
Хозяйствующие субъекты принято делить на производственные (промышленные) и обслуживающие. Производственная деятельность включает добычу полезных ископаемых и переработку. С другой стороны, услуги включают торговля (оптовая и розничная) и ремонт, связь и транспорт, финансовое посредничество (банки, страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и другие финансовые учреждения), снабжение (обеспечение электричеством, водой, газом и т. д.), гостиничные услуги — гастрономия и туризм, ремесленные услуги, строительные услуги, образовательные и консультационные услуги.
Размер
Обычно используемым подразделением хозяйствующих субъектов является разделение, которое относится к размеру осуществляемой деятельности. При измерении этого размера учитываются три параметра, а именно: среднегодовая занятость, пересчитанная в эквиваленты полной занятости, годовой нетто-оборот, т. стоимость активов предприятия. Принимая во внимание вышеуказанные критерии, обычно выделяют три типа субъектов: малые, средние и крупные. Однако все чаще встречаются так называемые микропредприятия, подчеркивая важную роль, которую они играют в условиях современной рыночной экономики. Микропредприятия в России составляют 96,3% всех субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность нефинансового характера (т. е. исключая банки, страховые компании и т. д.)..
Территориальный охват осуществляемой деятельности
Зачастую с размером предприятия напрямую связан территориальный охват его хозяйственной деятельности. Как правило, чем крупнее сущность, тем шире область применения. Начиная с самого узкого территориального охвата и заканчивая самым широким, деятельность компании может быть локальной, региональной, международной или глобальной. Наиболее распространены малые предприятия, удовлетворяющие потребности местного сообщества. Примером может служить местный «продуктовый магазин» или сапожная мастерская. Другая, менее многочисленная группа — это предприятия, действующие регионально, т. е. в районе данного региона, а иногда и на территории всей страны. Однако на экспорт они не производят, ограничиваясь собственной страной. Многонациональные компании работают в нескольких странах, но обычно только в пределах одного континента. Сильнейшие из них в результате своего расширения становятся глобальными образованиями. Существует негласное правило, что компания может считаться глобальной, если она работает как минимум на трех континентах, среди которых: Америка (без деления на Север и Юг), Европа и Азия.