В настоящее время собственники и правление предприятий придают большое значение уровню качества продукции. Получатели все чаще заинтересованы в продуктах высокого качества, которые лучше удовлетворяют их потребности. С другой стороны, сами производители за счет производства и продажи высококачественной продукции по более высоким ценам, более высоким продажам и более низкому уровню рекламаций могут добиться лучших финансовых результатов. Кроме того, в условиях глобализации рынков сбыта легче выходить на новые рынки с более качественной продукцией и расширять продажи на существующих. В настоящее время качество продукции является важным и зачастую весьма эффективным инструментом формирования конкурентной позиции в отрасли.
Само качество определяется по-разному специалистами в разных областях.
Качество — сущность и характеристики
В настоящее время в задачах управления компанией качество вырастает до основных целей, которые являются предметом дискуссий и стратегических анализов. В настоящее время можно выделить следующие аспекты определения качества.: • экономический, • технический, • юридический, • философский, • социологический, • психологический.
Различные концепции в подходе к феномену качества, встречающиеся сегодня, уходят своими корнями в философские системы, восходящие к древности.. И вот Платон указывал, что «качество можно понять через опыт, который можно интерпретировать как субъективный подход, определяющий качество через призму требований потребителя. Аристотель, с другой стороны, определяет качество через полезные свойства объекта, а значит, и через субъективную оценку получателя — пользователя. Лао-Цу, с другой стороны, интерпретирует качество как нечто, что можно улучшить. Этот термин в настоящее время используется в Японии, где к качеству относятся как к чему-то, что можно улучшать и улучшать. Этот подход вместе с маркетингом, представленным американской школой, привел к формулировке концепции всеобщего управления качеством (TQM).. В настоящее время наиболее часто интерпретируемые и используемые определения качества включают:
- определение согласно Европейской организации качества,
- определение по стандарту PN-ISO 8402:1996,
- определение согласно стандарту PN-EN ISO 9000:2001.
Европейская организация по качеству определяет качество как степень соответствия требованиям получателя. Однако в случае промышленной продукции качество рассматривается как сочетание типового качества и качества изготовления. Таким образом, интерпретация качества как проблемы соответствия параметров предполагается параметрам, полученным в процессе создания (изготовления) продукта. Типовое качество понимается здесь также как проектное качество проекта (конструкции) и относится к модели изделия с определенным запланированным набором признаков, которое должно быть изготовлено и согласно ранее выполненным анализам должно удовлетворять требованиям получатели пользователей этих продуктов. С другой стороны, под качеством изготовления понимается качество, получаемое в процессе изготовления изделия. Любые отрицательные отклонения качества исполнения от качества вида (модели) снижают эксплуатационные качества изделия, поэтому они не в полной мере соответствуют ожиданиям потенциальных покупателей (потребителей). К этому моменту следует добавить, что отсутствие должной (профессиональной) подготовки получателя продукта иногда не позволяет в полной мере использовать эксплуатационные параметры продукта в процессе использования. В таких ситуациях даже самая лучшая модель не способна оправдать потенциальные ожидания получателя. В свою очередь, согласно стандарту PN-ISI 8402 1996 г., под качеством понимаются общие свойства объекта, связанные с его способностью удовлетворять выявленные и ожидаемые потребности. В таких ситуациях даже самая лучшая модель не способна оправдать потенциальные ожидания получателя. В свою очередь, согласно стандарту PN-ISI 8402 1996 г., под качеством понимаются общие свойства объекта, связанные с его способностью удовлетворять выявленные и ожидаемые потребности. В таких ситуациях даже самая лучшая модель не способна оправдать потенциальные ожидания получателя. В свою очередь, согласно стандарту PN-ISI 8402 1996 г., под качеством понимаются общие свойства объекта, связанные с его способностью удовлетворять выявленные и ожидаемые потребности..
В этом смысле «объект» трактуется как деятельность, процесс, продукт, организация, система или человек. Поэтому это очень широкое толкование понятия «качество», выходящее далеко за рамки традиционных подходов. С другой стороны, по отношению к объекту, понимаемому как промышленный продукт, качество трактуется как результат действий или процессов, которые могут принимать форму материального, нематериального или их сочетания.
Есть 4 категории товаров:
- материальные объекты (например, детали, узлы и подузлы),
- интеллектуальные продукты (например, компьютерные программы, процедуры, записи, данные, информация и т. д.),
- материалы, произведенные в непрерывных процессах (электричество, вода, газ, бензин, пар, масло и т. д.),
- услуги (например, образовательные, страховые, банковские, транспортные).
В приведенном контексте определения само понятие качества относится к различным объектам: продуктам, системам, процессам и целым организациям (предприятиям, университетам, больницам, воеводским управлениям, маршальским управлениям, полицейским управлениям, налоговым управлениям и т. д.).
В последние годы в компаниях, внедряющих системы менеджмента качества на основе стандартов серии ISO 9000, обычно используется определение, включенное в стандарт: 9000:2000. Это определение еще более универсального характера, чем определения, рассмотренные ранее. Согласно этому стандарту, качество – это степень, в которой совокупность неотъемлемых свойств соответствует требованиям.. К самому термину «качество» можно отнести такие прилагательные, как низкое, хорошее, превосходное. В этой интерпретации «присущее» трактуется как противоположное «назначенному» и означает существующее в себе как постоянное свойство. Например, неотъемлемыми свойствами двигателя автомобиля будут: расход топлива, расход масла, максимальная мощность или скорость, максимальный крутящий момент и т. д. Это качественные свойства. Противоположностью врожденным свойствам являются так называемые свойства, присвоенные продукту, процессу или системе (например, цена двигателя, его владелец). Напротив, термин «требование» понимается как потребность или ожидание, которое было заявлено, обычное или обязательное.
Обычные требования – это те, которые клиент (получатель) обычно не может выполнить.он приглушается, потому что поставщик обычно явно его соблюдает. Например, покупатель в российском автосалоне не потребует, чтобы руль был с левой стороны, потому что это очевидно. Точно так же, отправляясь в ресторан, он не будет предъявлять требований к типу столовых приборов или тарелок, ведь очевидно, что заказанное блюдо он не получит на картонном подносе с пластмассовыми столовыми приборами.
С другой стороны, обязательные требования – это те, которым должен соответствовать поставщик независимо от того, формулирует их получатель (заказчик) или нет. Они вытекают из обязанности соблюдать соответствующие правила, например, в области безопасности, охраны здоровья, противопожарной защиты и санитарной защиты, а также в высших учебных заведениях, например.
Восприятие качества также меняется со временем. Продукт, получивший высокую оценку несколько десятилетий назад, сегодня может получить гораздо более низкую оценку. Поэтому по этим и другим причинам некоторые специалисты считают, что само понятие качества еще долго будет оставаться неопределенным и трудно поддающимся определению..
Рассмотренные выше стандарты качества основаны на научных достижениях, основанных на теоретических и экспериментальных анализах таких специалистов, как классиков предмета, таких как В. Шевард, З. В. Денинг, Дж. М. Джуран, П. Б. Кросби, К. Исикава, Дж. Дж. Ако и др.11.
Потребительское качество продукта формируется различными группами факторов и условий. На уровень качества продукта влияют как внутренние, так и внешние условия компании. Они напрямую формируют полезные свойства продукта. К основным признакам, формирующим качество продукта, относятся:: • долговечность, • надежность, • прочность, • функциональность,
- экологический,
- эргономика,
- экономика,
- эффективность,
- безопасность,
- внешность,
- цвета,
- спектакль,
- вкус,
- структура и т. д.
Каждый продукт или процесс, а также организация имеют соответствующий характерный набор признаков качества. Это разные параметры качества. Каждый раз мы можем иметь дело с различным, в определенных пределах, набором параметров в зависимости от того, является ли это промышленным продуктом (потребителем, производством), процессом или организацией. В группе товаров промышленного назначения можно выделить ряд общих для всех товаров признаков, а также специфические признаки, зависящие от характера и цели использования. То же самое относится к процессам и организациям, где вариация может быть еще больше.