Эффективное управление качеством требует определения и соблюдения общепринятых принципов на практике. Они должны просто и лаконично определять цели и задачи политики в области качества, проводимой руководством (правлением) предприятия. Они будут полезными и полезными при внедрении конкретной системы менеджмента качества, в то же время оказывая влияние на мотивацию сотрудников к совершению действий по совершенствованию и улучшению качества на данном предприятии. Эти принципы обычно не дают нам готовых решений или процедур (схем) поведения, но позволяют правильно направлять и мотивировать всю совокупность предпринимаемых действий. Обычно в практических решениях эти принципы трактуются как набор руководящих принципов, позволяющих формировать качество во всей организации..
Принципы управления качеством можно рассматривать как один из видов инструментов управления качеством. Отличительной особенностью этих инструментов является:
- долгосрочные воздействия определяют стратегию развития компании,
- выйти за рамки предприятия,
- они не предоставляют оперативных указаний,
- результаты применения этих принципов трудно оценить на постоянной основе.
Примеры таких правил включают:
- правила Деминга
- принцип «непрерывного улучшения процесса»,
- принцип «ноль дефектов»,
- принцип работы в команде.
Ниже мы охарактеризуем известные и знаменитые 14 тезисов Деминга. Это следующие императивы действия:
- создавать условия для постоянного улучшения работы, продукции и услуг;
- принять новую философию поведения: отказаться от существующих норм, касающихся проблем дефектов, задержек, рекламаций и т. д.;
- не полагаться на массовый контроль качества, использовать статистические методы;
- не совершать закупки исключительно по цене, а выбирать поставщиков (кооператоров) с учетом снижения общей себестоимости, а не только первоначальных затрат;
- постоянно поддерживать все мероприятия, направленные на повышение качества и производительности; таким образом вы сократите свои расходы;
- внедрить институциональный принцип непрерывного обучения и воспитания сотрудников, в том числе высшего руководства компании;
- используйте образцовые формы надзора, чтобы помочь вам добиться лучших результатов;
- отбросить страх; ввести принцип свободы вопросов и предложений, а также сообщения работников о сомнениях или предложениях и идеях;
- убрать барьеры между подразделениями компании; развивать свое сотрудничество, а также сотрудничество с поставщиками, соучредителями и заказчиками;
- не используйте пустые лозунги для повышения производительности и качества; показать сотрудникам, как решать проблемы;
- осторожно используйте рабочие стандарты, основанные на цифрах; поскольку они могут иметь пагубное влияние на качество и уровень производства;
- устранить препятствия и позволить сотрудникам оценить собственную работу;
- применять обучение новейшим методологиям и идеям;
- дать каждому сотруднику возможность участвовать в командной работе для организации и внесения изменений.
Методы и инструменты управления качеством дополняют принципы управления. Методы управления качеством как инструменты влияют на качество в среднесрочной перспективе. Они влияют на качество дизайна (выкройки изделия) и качество исполнения и основаны на общепринятых алгоритмах поведения. С другой стороны, инструменты управления качеством касаются использования оперативных инструментов для краткосрочного воздействия на качество. Результаты их использования видны практически сразу. Однако они требуют согласованной работы с другими методами. Примерами инструментов управления качеством могут быть: блок-схема, диаграмма Исикавы, диаграмма Парето, гистограмма, контрольные листы, диаграмма взаимосвязей, матричная диаграмма и т. д.