Деятельность компании связана с постоянными несущими затратами. Затраты являются внутренней категорией, что важно для их рационального формирования и анализа. Затраты возникают на предприятии как в результате существования самого экономического субъекта (потенциала предприятия), так и в результате различных процессов, происходящих в нем. Для иллюстрации этого утверждения можно привести несколько характерных примеров.
Таблица 12.1. Примеры затрат как последствий экономических явлений
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ | СТОИМОСТЬ КАК ЭФФЕКТ ЯВЛЕНИЯ |
Фиксированное свойство | Амортизация активов |
Аренда земли | Арендная плата |
Использование человеческого труда | Стоимость рабочей силы |
Расход материалов | Стоимость материалов |
Электроснабжение | Стоимость энергии |
Покупка товаров для перепродажи | Стоимость приобретения товара |
Использование стороннего транспорта | Стоимость услуг аутсорсинга |
Администрация предприятия | Расходы на управление |
Организация и стимулирование продаж | Торговые издержки |
Использование кредита | Интерес |
Источник: собственная разработка.
Понятие затрат не является однозначным. В экономической литературе и законодательстве существуют различные определения издержек. Приведем несколько из них.
В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности «…затраты – это уменьшение экономических выгод в течение финансового года в форме выплаты или уменьшения стоимости активов или создания обязательств, приводящее к уменьшению собственного капитала, за исключением распределение капитала между собственниками»1.
Аналогичным, но более точным образом определил затраты А. Яруга. По ее словам, расходы составляют «..денежные ресурсы (товары и услуги), используемые (израсходованные) для достижения текущих и будущих выгод. В финансовом учете эти расходы понимаются как преднамеренное уменьшение активов за счет увеличения обязательств, необходимых для производства и реализации продукции или оказания услуг в рамках обычной деятельности предприятия..
Закон о бухгалтерском учете определяет затраты как «. вероятное уменьшение экономической выгоды в отчетном периоде (.) в виде уменьшения стоимости активов или увеличения стоимости обязательств и резервов, что приведет к уменьшению собственного капитала или увеличению его дефицита кроме вывод средств акционерами или собственниками».
Во всех трех приведенных терминах есть общая нить, придающая затратам атрибут категории, уменьшающей экономические выгоды (неявно — доходы).
В просторечном смысле под расходами понимаются расходы, производимые предприятием на текущей основе, выраженные в денежных единицах в процессе операционной деятельности. Однако следует предостеречь от чрезмерного упрощения понятия затрат и указать примеры различий между понятиями, сходными с категорией затрат, но означающими другое.
Понятие себестоимости следует отличать от расхода, который относится к сфере денежного обращения, возникает в денежной форме и означает отток наличных денег. Другими словами, расход — это категория, связанная с погашением обязательств или оплатой товаров, проявляющаяся в оттоке денежных средств без изменения собственного капитала. Стоит отметить следующие зависимости:
- стоимость, но еще не расход — например, начисленные, но не выплаченные проценты по кредитам;
- стоимость, которая не будет расходом – например, амортизация;
- расход, но еще не стоимость — например, покупка наличными материалов, которые еще не были израсходованы;
- расходы, которые не будут расходами, например, погашение кредита в рассрочку, уплата подоходного налога или покупка основных средств.
Затраты предприятия представляют собой сложную экономическую категорию. Возникая по самым разным причинам (названиям), они составляют чрезвычайно разнообразный набор групп и предметов. Выраженные в единых денежных единицах, они могут быть, конечно, агрегированы, однако в целях их формирования, контроля и анализа целесообразно рассматривать не только совокупность затрат предприятия, но прежде всего их составляющие. В зависимости от принятого критерия разделения затрат может быть создано множество разделов классификации.
Разделение всех затрат на составляющие и объединение этих составляющих в соответствующие группы называется классификацией затрат. Он осуществляется по определенным критериям, определяющим принципы деления и группировки затрат. Принятый классификационный критерий определяет желаемое сечение затрат.
Существует множество критериев классификации, позволяющих разделить различные структуры затрат. Выбор этих критериев зависит от информационных, аналитических и контрольных потребностей предприятия5.
Таблица 12.2. Классификация затрат
Критерий классификации | Разделение затрат |
Тип активности | Операционные затраты
Затраты на финансовую деятельность Затраты на инвестиционную деятельность Расходы, связанные со специальными фондами |
Сфера деятельности(цель) | Затраты на покупку
Затраты на производство Расходы на управление Расходы на продажу |
Экономическая деятельность | Обычные операционные расходы Прочие операционные расходы
Финансовые затраты |
Внутренняя структура затрат | Простые затраты
Суммарные затраты |
Виды затрат | Расход материалов и энергии
Зарубежные службы Заработная плата Страховка и другие преимущества Налоги и опиаты Амортизация Общие расходы останутся |
Центры затрат | Стоимость базовых отделений
Расходы вспомогательных отделов Расходы на управление Затраты на покупку Расходы на продажу |
5К. Савицкий, Анализ затрат компании, PWE, Варшава, 2000 г., стр. 75.
Как распределить затраты на продукты | Прямые затраты Косвенные затраты |
Способ признания в финансовой отчетности | Затраты на продукцию Затраты периода |
Степень зависимости от объема производства | Фиксированные расходы
Различные цены |
Режим калькуляции | Фиксированные расходыex ante(заранее, авансом)
Фиксированные расходыво время(В данный момент) Фиксированные расходыпостфактум(после их переноски) |
Преднамеренность и управляемость | Контролируемые расходы
Неконтролируемые расходы |
Связь затрат с продуктами труда | Индивидуальные расходы Общие расходы |
Связь с достигнутыми доходами | Расходы, подлежащие вычету из налогооблагаемой базы
Расходы, не подлежащие налогообложению |
Важность затрат при принятии решений | Стоимость решения
Затраты на непринятие решения |
Степень использования производственных мощностей | Постоянно полезные затраты Постоянно бесполезные затраты |
Другие цели принятия решений | Альтернативные издержки Обремененные затраты (необратимые) Дискреционные затраты |
Источник: Э. Новак,Учет затрат предприятия,Издательство «ЭКСПЕРТ», Вроцлав, 2003, стр. 37.
В дальнейших рассмотрениях будет использоваться классификация по критериям «Сфера деятельности» и «Экономическая деятельность».
Затраты предприятия группируются таким образом, чтобы их можно было сопоставить с выручкой и определить результаты от отдельных видов его деятельности.
Можно выделить несколько групп затрат, признаваемых в счете финансовых результатов:
- эксплуатационные расходы (основные — вытекающие из профиля продукта) — показаны по типу или расчетным путем;
- прочие операционные расходы (затраты на прочую операционную деятельность);
- финансовые затраты.
Операционные расходы связаны с осуществлением основной, уставной деятельности, для которой было создано предприятие. Эта деятельность может носить производственный, сервисный или коммерческий характер. Операционные расходы состоят из затрат на основную операционную деятельность и прочих операционных затрат..
Таблица 12.3. Схема основных групп затрат, признаваемых в отчете о прибылях и убытках
ОСНОВНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||
Общее расположение | Система расчета | |||
Расходы по видам | * Прямые затраты | Стоимость производства | из кармана | |
* Косвенные затраты | — производство | |||
— расходы на управление | ||||
— расходы на продажу | ||||
ПРОЧИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ | ||||
ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ | ||||
Источник: собственная разработка.
Затраты на основную операционную деятельность можно классифицировать по различным признакам. В учетной практике по отношению к данной группе затрат используются две системы затрат: родовая и расчетная.
Исторически первым и в настоящее время в принципе является деление по видам.
В общем порядкевыделяют следующие затраты:
- амортизация — затраты на использование основных средств и нематериальных активов;
- расход материалов и энергии — затраты на потребление основных материалов и сырья, канцелярских принадлежностей, запасных частей машин и оборудования, тары, электроэнергии, газа, воды, пара и других видов энергии;
- внешние услуги — транспорт, оборудование, ремонт и техническое обслуживание, телекоммуникационные и почтовые услуги, надзор за имуществом, аренда, лизинг, оперативный лизинг, банковские услуги;
- налоги и сборы — налоги и сборы, например, налог на недвижимость, налог, нотариальные, судебные сборы и другие сборы в пользу гмины и т. д.;
- вознаграждение — общее вознаграждение в денежной и натуральной форме — за работу;
- социальное страхование и другие выплаты — взносы социального страхования, взимаемые с работодателя, отчисления в Фонд труда, Фонд гарантированного вознаграждения работникам, отпускные, расходы, связанные с охраной труда и техникой безопасности, обучением работников и т.д.;
- прочие расходы по видам – расходы на командировки, представительские и рекламные расходы, страхование имущества и др.
Преимущество общей структуры затратявляется его универсальным характером. Она едина на всех предприятиях, независимо от их вида и формы собственности. Система учета затрат по видам является единственной системой учета затрат, обязательной для всех предприятий, ведущих хозяйственный учет. По этой причине его используют для составления финансовой отчетности, а также для планирования затрат. Универсальный характер структуры затрат по видам также позволяет сравнивать затраты по видам между различными предприятиями.
С другой стороны, недостатком структуры затрат по видам является то, что она информирует лишь о глобальной сумме понесенных затрат на потребление отдельных факторов производства в данный момент времени и не уточняет ни место возникновения затрат, ни место их возникновения. продукции, на которую были понесены затраты. Этот дефект снижает полезность типовой системы в управлении предприятием.
Второй классификационный раздел (по основным эксплуатационным расходам) – это система калькуляции. В этой системе затраты бывают прямыми и косвенными.
Прямые затраты — это те, отнесение которых непосредственно к продукции (продукции и услугам), материалам или товарам на основании исходной документации возможно, актуально и выгодно. К прямым затратам относятся:
- прямые материалы,
- прямое вознаграждение с льготами,
- прочие прямые затраты, например, наружная механическая обработка, затраты на подготовку нового производства, специальные инструменты и приспособления, командировки, связанные со сборкой изделий.
К косвенным затратам относятся те статьи затрат, отнесение которых к продукции (товарам и услугам), материалам или товарам на основании первичных документов невозможно, неактуально и нецелесообразно. Косвенные затраты первоначально признаются по месту их возникновения, а затем – в соответствии с применимым балансовым законодательством или необходимостью принятия решений – рассчитываются по продукции или влияют на финансовый результат того отчетного периода, в котором они были понесены..
Косвенные затраты включают (см. таблицу 12.3.):
- косвенные затраты на продукцию,
- общие управленческие расходы,
- расходы на продажу.
Система калькуляции себестоимости позволяет определить себестоимость изготовления продукции, когда прямые затраты увеличиваются на косвенные затраты на продукцию.
Общие административные расходы, это косвенные затраты, понесенные для функционирования хозяйствующего субъекта в целом. Они включают две группы затрат: административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием административно-хозяйственной части подразделения, и общехозяйственные расходы, направляемые на содержание объектов, обеспечивающих функционирование всего подразделения. Это затраты того отчетного периода, в котором они были понесены..
Расходы на продажукосвенные расходы, понесенные в связи с реализацией продукции, товаров и материалов. В принципе, они возникают после выпуска запасов с собственных складов или непосредственно с производства. К ним относятся: расходы на транспортировку, погрузку, разгрузку, упаковку, расходы на постпроизводственное обслуживание (расходы на гарантийный ремонт), а также расходы на обеспечение сбыта продукции, например реклама и участие в ярмарках. Эти затраты отражаются в отчете о прибылях и убытках в том периоде, в котором они были понесены.
Затраты на производство проданной продукции, затраты на управление и затраты на продажу составляют себестоимость реализованной продукции. Это затраты, соизмеримые с выручкой от продажи продукции. К затратам на основную операционную деятельность относятся также затраты на приобретение материалов и товаров, т. е. закупочные расходы.
Прочие эксплуатационные расходыкоторые не имеют прямого отношения к основной деятельности компании, в первую очередь:
- убыток от выбытия нефинансовых основных средств,
- Переоценка нефинансовых активов,
- другие операционные расходы (например, списание просроченной дебиторской задолженности, создание резервов, возмещение убытков, безвозмездная передача активов, в том числе путем дарения).
Следующая группа затрат, т.е. финансовые затраты, это в первую очередь:
- убыток от выбытия (финансовых) инвестиций,
- проценты и комиссии по взятым займам и кредитам,
- переоценка инвестиций,
- прочее (например, проценты по финансовой аренде, проценты по выпущенным облигациям, резервы, созданные на случай определенных или вероятных убытков в связи с незавершенными финансовыми операциями).
В отчете о прибылях и убытках есть еще один вид потока, который можно трактовать так же, как и расходы. Это чрезвычайные убытки, возникающие в результате труднопредсказуемых событий, не связанных с операционной деятельностью субъекта и не связанных с общим риском его поведения. Таковы негативные последствия этих событий. К ним относится прежде всего стоимость активов, утраченных в результате случайных событий (пожар, наводнение, кража).
* * *
Ссылаясь на ранее упомянутые концептуальные различия затрат и расходов, стоит отметить, что расходы за данный период (т. е. отток денежных средств) образуют отток и являются компонентом отчета о движении денежных средств (а не отчета о прибылях и убытках).