ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА КОМПАНИИ

В большом упрощении наиболее общую схему создания финансового результата можно представить в виде формулы:

ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ = ВЫРУЧКА — ЗАТРАТЫ.

Одной из основных функций предприятия является коммерческая функция. Предприятие выполняет эту функцию, направляя свое товарное предложение на рынок. Если предложение фирмы находит покупателей на рынке, происходит коммерческая сделка, т.е. акт обмена между продавцом-предприятием и покупателем-покупателем. В результате этой сделки покупатель получает товар, а предприятие получает эквивалент в виде финансовых ресурсов. Так формируется доход компании. Таким образом, можно сказать, что двумя основными факторами, которые непосредственно генерируют доходы компании, являются количество товаров, приобретенных покупателем, и их цена.

Как следует из описанного процесса, коммерческая функция является завершающей фазой в последовательности операционной деятельности компании. Для того, чтобы иметь возможность его реализовать, необходимо выполнить ряд функций, предшествующих самой транзакции. Итак, производственная компания (производитель) должна сама подготовить производственный процесс, т.е. приобрести и организовать факторы производства, а затем произвести товар, который станет предметом обмена. Торговое предприятие (посредник в обмене) должно получить товары от других производителей, а затем организовать распределение и продажу товаров.

Вообще говоря, вся деятельность, предшествующая коммерческой функции, требует определенных затрат, связанных как с использованием факторов производства, так и с выполнением многих организационных задач. Эти расходы, вообще говоря, порождают издержки компании. Поэтому можно с некоторым упрощением сказать, что уровень глобальных затрат предприятия зависит от количества используемых производственных факторов, масштаба организационных задач (мероприятий) и их удельных затрат.

Поэтому хронология описываемых явлений такова, что сначала формируются затраты, а затем доходы. Оба этих явления (затраты и доходы) могут быть отнесены к определенному периоду времени (месяц, квартал, год). Поскольку оба явления носят числовой характер и выражаются в одних и тех же единицах (в денежном выражении), их можно противопоставить — сравнить (как разность) и констатировать, преобладали ли в данном периоде доходы над расходами, или наоборот. Результатом такого сопоставления доходов с расходами является финансовый результат предприятия за данный период: прибыль (когда доходы превышают расходы) или убыток (когда расходы превышают доходы).

Таким образом, можно сказать, что создание финансового результата предприятия является результатом противостояния двух противоположных направлений финансовых потоков — понесенных затрат и полученных доходов. Чтобы получить прибыль, компания должна сначала понести расходы. Затраты, в отличие от доходов, остаются внутри компании, а доходы формируются вовне, т. е. на рынке.