Как развить любознательность у детей?

Все люди рождаются любопытными, но ограничения окружающей среды подавляют их любопытство. Так какими же должны быть запреты, которые бы не подавляли природное любопытство человека, а поощряли стремление познавать окружающий мир?

Зачем нужно создавать такие условия образовательной среды для детей, где они не приобретают внутренних барьеров, мешающих им познавать окружающий мир? Только любознательный человек интересуется явлениями, происходящими вокруг него, задает вопросы, исследует, ищет ответы и хочет заниматься творчеством и исследованиями, всегда хочет знать больше и неизвестное. Ценности и нравственные установки помогают человеку выбрать соответствующие способы познания мира, направления и т. д. Люди, руководствующиеся общечеловеческими ценностями, открыты миру, новым знаниям и опыту. Эти люди активно и самостоятельно исследуют, экспериментируют, ищут новую информацию и опыт и способны делать это, не нанося вреда себе и другим.

Как только ребенок рождается, он подвергается воздействию окружающей среды, которая поощряет или подавляет любопытство. Основным фактором, определяющим создание среды, способствующей развитию детской любознательности, является отношение родителей или других воспитателей к ребенку, его развитию и поощрению любознательности. Одни родители способны распознать потребности ребенка и помочь ему их удовлетворить, а другим это не удается. Некоторым легко удается создать для детей безопасную и всеобъемлющую среду для познания мира, где они получают информацию через все пять рецепторов: зрение, обоняние, вкус, слух, кожу. И если родители с младенчества дают своим детям возможность испытывать различные переживания через пять рецепторов, в мозгу могут формироваться связи, которые впоследствии станут основой обработки информации. Работающие рецепторы с младенчества, то есть когда малышу разрешают трогать, пробовать на вкус все, что встречается на его пути, обоняние, слух, зрение, дающие возможность собирать информацию о новых вещах и людях с помощью переживаний, является средой, стимулирующей любопытство малыша к миру. Новые предметы, попадающие в поле зрения малыша, вызывают у него интерес, ему интересно все, пока оно не известно. Но как создать среду, в которой дети продолжали бы хотеть исследовать и учиться, как стимулировать их внутреннюю мотивацию к познанию мира?

Развитие любознательности детей 2-3 лет жизни

Именно здесь проявляется важность компетенций умелого отца, матери, бабушки, дедушки или другого воспитателя, помогающих создать среду, в которой развивается внутренняя мотивация детей к познанию мира. Дети 2-3 лет еще не способны прогнозировать последствия своего поведения, поэтому за создание безопасной среды, не перегруженной игрушками, в первую очередь несут ответственность воспитатели. Отношение родителей и других воспитателей также очень важно для того, чтобы не подавлять желание детей исследовать, а позволить им развиваться в своем собственном темпе, не пытаться сделать ребенка «комфортным ребенком», а позволить ему свободно двигаться, наблюдать, осязать, пробовать на вкус, слышать различные звуки, обонять разные запахи.

Для этого нужно систематически проводить время на природе, ведь в лесу не встречаются одинаковые звуки, разнообразие запахов велико, а формы предметов, к которым прикасаешься, разнообразны. Давайте сравним звуки в квартире: журчание воды из-под крана, бульканье воды в унитазе, работающий телевизор и т. д., и в природе — разнообразные птицы, журчание ручья и другие звуки. В природе существует бесконечное множество не только звуков, но и запахов, образов, вкусов и тактильных предметов, а это необходимо для развития детской любознательности. Одних четырех стен комнаты недостаточно, сколько бы игрушек ни было.

Развитие любознательности детей в 4-5 лет жизни

В 4-5 лет жизни человека сохраняется актуальность пребывания на природе, но появляется важность доверия родителей к своим детям. Родители должны доверять своим детям в принятии правильных решений и учиться брать на себя ответственность за собственное безопасное исследование мира. Дети не могут научиться этому сами, им нужны умелые родители и другие воспитатели, которые помогают детям закрепить эти навыки в структуре их личности. Детям нужна похвала от родителей за творческий поиск. Еще одним важным моментом является обеспечение естественных последствий для уместного и неуместного поведения.

Игра развивает у детей желание познавать окружающий мир (фото Сигиты Бурвите).

Только испытав на себе естественные последствия своего поведения, дети научатся безопасно исследовать окружающий мир. Дети часто становятся учителями интеллекта для своих родителей. Когда родители замечают, что их дети не заинтересованы в вещах, которым они должны научиться, например, в раскладывании игрушек, изучении букв и т. д., родителям необходимо создать среду, в которой ребенок может выбирать, как себя вести, но перед этим должны быть естественные последствия, если вы действуете неадекватно и надлежащим образом. Любознательные дети будут пытаться найти легкий путь и удовлетворить свои потребности, не прилагая никаких усилий, но в этом возрасте важно, чтобы они понимали, что они творцы своей судьбы и ее последствия. Этот опыт помогает безопасно познавать мир.

Развитие любознательности детей в 6-7 лет жизни

У детей 6-7 лет уже сформированы поведенческие привычки для удовлетворения своего любопытства. В этом возрасте можно наблюдать детей, успешно реализующих себя через творческую деятельность, и поведение детей с внутренними барьерами, которые останавливают себя из-за различных внутренних страхов: боязни ошибиться, не успеть, стремления сделать все именно так, как надо. первый раз и т.д. Для детей, успешно реализующих себя, необходимо продолжать создавать для этого подходящие условия, а детям с внутренними барьерами нужно помочь преодолеть их и найти сферу, где они могут реализовать себя.

Часто слышится от отцов и матерей или других воспитателей, что ребенок скучает и часто не знает, чем заняться. Важно распознать причины, по которым исчезла естественная любознательность ребенка, и как ее можно пробудить? Каждый случай уникален и нужно знать в целом, в каждой семье разная ситуация и нужно найти индивидуальный подход в каждом случае. Например, ребенок не хочет учиться узнавать буквы и читать. В этом возрасте важно пробудить в ребенке внутреннюю любознательность и внутреннюю мотивацию к изучению букв и удовольствию от чтения.

Поделюсь историей одного отца, как его сын, который все твердил «не хочу», заставил его быть умным папой. Отец пробовал разные методы: заставлял учиться, наказывал, ходил на консультации и нашел правильное решение. Вместе с сыном он пошел в книжный магазин, разрешил ему выбрать интересную книгу и пообещал читать ему по 5 страниц каждый вечер перед сном. После того, как их красивый ритуал продолжался пару месяцев, и они дошли до середины книги, отец однажды вечером сказал своему сыну, что читает ее в последний раз. Сын волновался, так как хотел узнать, как будет разворачиваться история, но отец сказал, что сын будет читать сам. Сын был недоволен, потому что не умеет читать и не может узнать, как все произошло дальше. Но что произошло потом? Сын подошел к отцу и спросил, что это за буквы и как их связать. Есть две разные вещи, когда нам нужно для детей, чтобы научиться читать, и мы заставляем это, становясь детской внешней мотивацией, не то, чтобы они нуждались в этом, и совсем другое, когда дети приходят к нам просить, потому что им нужно научиться читать. Исследование А. Дакворт (2017) показывает, что ребенок должен с раннего детства развивать настойчивость, то есть уметь добиваться цели усилиями своей воли.

Эти черты характера связаны с любознательностью ребенка и умением направить свою любознательность в сторону самореализации. Никогда не поздно возложить на детей ответственность за собственное обучение и создать возможности для разжигания их естественного любопытства. Как мы видим, вновь на первый план выходит интеллект и способность родителей или других воспитателей знать детей и направлять их саморазвитие в нужное русло.

Почему дети теряют свою естественную любознательность?

Что происходит или изменяется в окружающей детях среде, что они теряют свою естественную любознательность? Если любознательность — вещь естественная, то она должна естественным образом появиться в процессе развития ребенка, но мы замечаем, что необходимы определенные условия среды, чтобы ребенок мог направить свои внутренние ресурсы на познание окружающей среды и удовлетворение своей любознательности. Любознательность, желание исследовать окружающую среду и мир, открывать для себя что-то новое и пробовать разные виды деятельности — врожденная вещь. Дети могут терять интерес в разном возрасте. Решающими для этого являются строгие ограничения или немеренная или незаслуженная критика, подавляющая внутреннее стремление ребенка к познанию окружающего мира. И. Филлиоза (2019) подчеркивает, что необходимым условием саморазвития ребенка является положительное отношение родителей и других воспитателей к ребенку и поддержание позитивных взаимоотношений. понимает что иногда родители хотят «комфортного ребенка», который никуда не лезет, ничего не спрашивает, просто удобно сидит и не мешает разговаривать с друзьями или окружающими. А иногда родители преувеличивают свои опасения, что ребенок может пораниться при падении, и не дают ему бежать; может промокнуть, попав в лужу и мешая ему туда попасть; забравшись куда-нибудь повыше, говорят слезать, потому что боятся, что упадут; а если ребенок хочет заниматься боевыми искусствами, то не разрешают, потому что там можно пораниться и это небезопасно.

Когда ребенку 6 лет, ему следует дать возможность познать себя во время различных внеклассных занятий, ведь как иначе ребенок познает себя и свои внутренние ресурсы, если он не испытает это на собственном опыте. Плохо, когда родители идентифицируют себя со своими детьми и пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей, решая, какой неформальной образовательной деятельностью будет заниматься их ребенок. Вы, вероятно, не должны ожидать, что ребенок сломя голову бросится в занятие, которое ему не нравится, когда его желаниям сопротивляются. Это оставляет определенный оттенок в чертах характера ребенка: у одних ведет к замкнутости и дистанцированию от других, у других же выражает свое неудовольствие открытой агрессией по отношению к другим. Это может быть одной из причин, по которой дети теряют интерес к процессу обучения, а домашнее задание становится заботой родителей, а не учащихся. Это позиция родителей и воспитателей, когда любопытство ребенка подавляется, не позволяя ему отвечать, когда он хочет, ребенок может потерять интерес к определенным дисциплинам или определенным видам деятельности. Когда инициатива ребенка постоянно подавляется, это становится чертой характера и ребенок уже не хочет участвовать в деятельности, вовлекаться в деятельность сверстников, не отвечает на вопросы родителей и воспитателей и предпочитает оставаться просто пассивным наблюдателем за происходящим действием.

Поделюсь примером из своего опыта. Одна мать, дочери которой 16 лет, пришла на консультацию и спросила совета, что делать, потому что ее дочь ничем не интересуется, ничего не делает по дому, не помогает ей по хозяйству и даже не в состоянии ухаживать сама, а соседская дочка все делает по дому, помогает маме и довольна жизнью. Как оказалось, до тех пор мать не разрешала дочери ничего делать, потому что она сама быстрее и лучше может это сделать, но чудес не бывает и у нас нет волшебных палочек, чтобы однажды человек возьмется за это. и измениться — начать делать все так же хорошо и быстро, как ждет мать от дочери. Эти привычки формируются с раннего детства. Поэтому давайте детям экспериментировать и делать ошибки с раннего детства, чтобы потом не случилось так, что вы уже не знаете, что делать и как помочь «комфортному человеку».

Кто и как развивает любознательность ребенка?

Все определяет развитие любознательности ребенка. Д. Канеман (2016) подчеркивает различия между детьми и ситуациями, когда дети руководствуются быстрым мышлением, а родители должны помочь им научиться медленно анализировать информацию, опираясь на факты и исследуя окружающую среду. И родители, и учителя, и другие воспитатели должны поощрять удовлетворение потребности ребенка в любознательности.

Только заметив, что ребенок не проявляет интереса к какой-либо творческой деятельности, мы вынуждены прибегать к внешней мотивации для его возбуждения. До этого я приводил различные примеры того, как это можно сделать. Все нужно делать в хорошем настроении, с позитивным настроем во время разыгрываемых ситуаций или игр. Именно во время различных игр развиваются навыки, которые будут очень важны в дальнейшем при выполнении разных задач, как при обучении новому, так и в работе. И здесь одним из самых сильных и действенных инструментов является беседа с ребенком. Это должно происходить, когда отношения хорошие, позволяя ему задавать вопросы, на которые вы можете найти ответы вместе. Таким образом родители и другие воспитатели показывают, что проблема ребенка важна для них. Ребенок учится спрашивать важные для него вещи и сам формулировать вопросы. Наша цель чтобы ребенок проявлял любознательность самостоятельно, а мы можем ему только помочь, показав ему, как это сделать: самостоятельно искать информацию в книгах или в Интернете, как критически отбирать информацию, опираясь на факты и по тем критериям, какие информация, необходимая нам для достижения нашей цели. Это хорошая возможность помочь детям развить навыки самостоятельного сбора информации. Родители могут поощрять самостоятельное желание детей удовлетворить свое любопытство, разговаривая и обсуждая процесс желаемого результата, а воспитатели также должны способствовать этому, обсуждая усилия ребенка и ход процесса. Презентация достигнутого результата товарищам по группе также эффективна. Таким образом, необходимо создать условия для раскрытия любознательности ребенка и получения удовольствия от процесса и достигнутых результатов вместе с ним.

Разнообразный опыт стимулирует любопытство

Что касается многогранной среды, поощряющей любознательность ребенка, то она необходима ребенку для развития всесторонней личности: как физически сильной, так и способной распознавать и управлять своими чувствами и эмоциями, социальной и интеллектуальной. Следовательно, окружающая среда должна способствовать любознательности ребенка в этих четырех аспектах. Один из способов стимулировать любознательность ребенка — изменить окружение, другой — иметь поддерживающего и поддерживающего педагога в той же среде, когда ребенку задают вопросы или на вопрос ребенка отвечают вопросом — это стимулирует его любопытство, чтобы узнать больше. и многое другое по интересной теме или области. Если ребенок все время находится в одной комнате и его не поощряют к удовлетворению своего любопытства, не стоит ожидать от него любопытства в будущем. Обязанность взрослых – показать ребенку как можно больше различных занятий, и он обязательно поймет, что ему больше всего интересно в данный момент. Чем больше ребенок познает окружающий мир, тем больше у него будет вопросов. Нам необходимо знать основные способы воспитания детей. Это взрослый пример. Дети копируют и подражают взрослым. Мы можем наблюдать это в детских играх, когда они выбирают профессии своих родителей или подражают их поведению.

Конечно, дети также наследуют склонность интересоваться всем от своих родителей. Если родители постоянно смотрят телевизор после работы или занимаются одной и той же деятельностью каждый вечер, у ребенка развивается понимание того, что это нормально постоянно смотреть телевизор или заниматься одной и той же деятельностью, а не искать проблем. Пример взрослых в развитии детской любознательности является основным фактором, определяющим их потребность в любознательности. Обязанность родителей и других воспитателей — показать ребенку как можно больше возможностей для познания мира. Повторяя деятельность родителей и других взрослых, ребенок сможет выбрать то, что его больше всего интересует, и глубже погрузиться в выбранную сферу.

Любознательность воспитывается с рождения.

Поощряйте интерес ребенка к окружающему и не подавляйте это естественное желание. В дальнейшем это будет двигателем внутренней мотивации ребенка к познанию окружающего мира. Мы должны позволить ребенку заниматься тем, что ему нравится, и знать, что ему нравится, брать детей повсюду вместе и давать им как можно больше впечатлений, чтобы они могли выбрать ту область, которая им интересна, исходя из своего опыта. Поддерживайте и дайте детям возможность исследовать, обеспечьте безопасную среду для исследования. Приглашаем присоединиться к семейному лагерю и развивать детскую любознательность, исследуя и познавая мир вместе с нами.