Если ваш ребенок приносит еду к компьютеру, не может повторить прочитанный текст или беспокойно спит, вам следует беспокоиться. По словам медицинского психолога, психотерапевта, это могут быть признаки зависимости от информационных технологий. Хотя технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни, специалисты также говорят о растущей зависимости от компьютера, смартфона или планшета.
Насколько актуальна для нас зависимость от технологий — компьютеров, интернета, смартфонов? Что вы замечаете, работая с детьми?
К сожалению, это очень больная тема для родителей, воспитывающих детей. Все больше пациентов жалуются на расстройства, вызванные длительным интернет-серфингом, сидением перед телевизором, пялящимся в планшет или смартфон. Дети уже не умеют общаться, их творческие способности снижаются, они не в состоянии фантазировать, пересказывать прочитанный текст, сочинять рассказ. Начинаются сильное чувство одиночества, депрессивные симптомы, тревога, нарушения сна. Если техника продолжает использоваться в том же духе, появляются психосоматические расстройства, потому что весь организм реагирует на высокий стресс и негативные переживания. Психосоматика может включать нарушения дыхания, пищеварения и аллергии.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Какие симптомы указывают на то, что у ребенка может быть серьезное заболевание или даже зависимость?
Родителям следует обратить внимание на то, сколько времени ребенок проводит за компьютером, как долго держит телефон в руках, как долго сидит перед телевизором. Еще одним важным ориентиром является контент: если это телевизор – что ребенок смотрит, если это компьютер – в какие игры он играет, если это виртуальное социальное пространство – с кем и о чем он общается. Если все больше времени проводится за компьютером, а ребенок не хочет идти кушать или приносит еду к компьютеру, это уже важные сигналы.
Но дети не сами придумывают привычки — их формируют родители.
Да, детей формирует их ближайшее окружение, семья. То, что ваш ребенок любит и не любит, является зеркалом вашей собственной семьи. Если ребенку нужно проводить больше времени в Интернете и меньше времени с папой, мамой или братьями и сестрами, вам следует подумать об этом. В наше время довольно часто семья живет вместе так же красиво: мама — за одним компьютером, папа — за другим, ребенок — за третьим. Тогда возникает вопрос, где настоящее общение, родственные связи и как социализировать ребенка.
Каково влияние технологий на психологическое здоровье детей? Что должны знать об этом родители?
Родители довольно эгоистичны. Даря ребенку планшет или смартфон, удовлетворяются личные потребности родителей. Чтобы ребенок не попал в глаза, не мешал маме выпить кофе с подругой или папе посмотреть фильм. И у ребенка, и у родителей в это время все хорошо. Ребёнку всегда хочется игр. Из-за игр, в частности компьютерных игр, мы отвлекаемся от домашних дел, работы, даже от уроков.
Можем ли мы также найти что-то положительное в этом забавном виртуальном пространстве?
Технологии не зло. Без них мы сейчас не можем. Однако ребенок не понимает и не выбирает, когда техника ему полезна, а когда вредна, поэтому необходимо участие взрослых. Ответственность лежит на взрослых, а именно на родителях.
Сколько, когда и в каких случаях разрешать использование информационных технологий?
Были проведены разные исследования и результаты разные. Одно из мнений заключается в том, что планшет, компьютер или телевизор вообще не рекомендуются до двух лет. Дошкольникам отводится около получаса, подросткам – час, старше 11 лет – до полутора часов. Однако это спорно. Есть и сознательные, ответственные дети, способные выбирать, сколько сидеть в интернете, что там делать, во что играть.
Пришлось найти такие исследования, что литовские дети школьного возраста проводят по несколько часов в день перед компьютером или телевизором.
Это много, помимо просмотра телевизора и использования компьютера. Технологии отнимают время у общения с друзьями, занятий спортом и других подобных занятий. Если бы мы отказались от телевизора и провели это время за компьютером, это было бы меньшим злом. Но здесь остается только виртуальный мир, жизнь за экраном.
Как свободное время, проведенное не с настоящими друзьями в реальном дворе, а за компьютером, может повлиять на последующую социальную жизнь ребенка? Может быть, онлайн-общение сможет хотя бы частично заменить реальное общение?
Мы, взрослые, теперь тоже иногда заводим друзей в сети. Кто-то становится настоящим другом, кто-то нет. Детям вредно, что у них не вырабатываются настоящие, настоящие привычки общения. Не встречаясь с людьми напрямую, мы не можем видеть их эмоции, настоящие реакции, мы не можем заметить, чем они похожи на нас, чем они отличаются. В онлайн-пространстве все создается очень быстро, одним нажатием кнопки. В играх много жизней, действие быстрое, а потом идет неосознанный перенос виртуального пространства в реальность. Уже невозможно различить, происходит ли это на самом деле или просто на экране.
Псевдосценарий создан для того, чтобы можно было сделать то же самое, что и на экране. Но это больше так не работает. Появляется разочарование, затем тревожные расстройства и депрессивные симптомы, неуверенность в себе, и возможности справиться с ситуацией уже нет.
С какими самыми тяжелыми случаями зависимости детей и подростков от информационных технологий вы сталкивались? Каковы наиболее распространенные проблемы?
Наиболее распространенные проблемы с общением и уверенностью в себе. Родители надеются, что их дети перерастут эти проблемы. К сожалению, не растет.
Психолог работает с пятилетним ребенком, у которого психиатры не диагностировали компьютерную зависимость, но психологически он довольно зависим от компьютерных игр. Его самая важная работа по утрам — бежать к своему планшету и погружаться в любимые игры. Есть последствия: он не может спать один, он не может играть с игрушками, которыми обычно играют пятилетние дети, он не может связать два предложения вместе.
Единственная помощь — это общение. Я согласен, что можно всей семьей вместе посмотреть фильм, можно и посидеть за компьютером, но просмотр, обсуждение и выражение эмоций должны вызывать общий интерес. Это неплохо, но если мы разобьёмся на отдельные пространства и даже не будем разговаривать, через какое-то время вообще не о чём будет говорить.
Одни исследования связывают использование технологий с чувством одиночества и агрессивным поведением у детей и подростков, другие делают выводы, что технологии только поощряют общение с друзьями, уменьшают чувство одиночества и депрессии, связаны с большей положительной самооценкой. Как объяснить такие разные результаты?
Единого мнения никогда не будет. Все зависит от того, какова наша цель и что мы хотим доказать. Одна сторона может утверждать, что это полезно и хорошо, другая будет искать причины. Сторонники технологий говорят, что распространение компьютеров создало новую социальную проблему, потому что не все дети имеют к ним равный доступ, и тогда возникает неудовлетворенная потребность иметь что-то позитивное и важное. У некоторых детей может быть компьютер, у некоторых нет. Если назвать компьютер чем-то интересным, красивым и полезным, а у ребенка его нет, то будет казаться, что ему чего-то не хватает в жизни. Самая важная граница — это то, где мы видим пользу, а где — угрозу вреда.
Слушательница делится своим опытом, что ее внук, вернувшись из школы, заявляет, что собирается отдохнуть за компьютером. Он там очень увлекается, не реагирует на окружение, не хочет отступать, потому что боится потерять свою жизнь в игре.
Достаточно распространенная ситуация. Ребенок хорошо чувствует себя в виртуальном пространстве. Может быть, он играет в эту игру не один, а группой за отдельными компьютерами — играет вместе. Идет борьба за существование, цель – выжить. Страх потерять свою жизнь в игре после выхода из этого пространства уже является сильным сигналом того, что ребенок «попал» в виртуальное пространство. На это следует обратить внимание. Помогите — ищем альтернативы. Может быть, это спорт или какое-то другое занятие, которое его заинтересует.
Всегда помогает награда — для того, чтобы ребенок добился хороших результатов, нужны и поощрения. Таким образом, компьютер может стать наградой за хорошее поведение, хорошие оценки, другие достижения. Компьютер не может быть инструментом, который всегда и везде легко доступен, потому что тогда не остается никакой ценности.
Тогда, может быть, вместо детей следует воспитывать родителей?
Вопрос сложный. Родители хотят, чтобы их дети следовали за ними. Мы должны понимать, что родители должны следить за своими детьми, прислушиваться к малышам. Бывает, что родители даже не знают своего ребенка, не знают, что творится у него на душе. И там происходит много сложных процессов. Если ребенок не имеет поддержки, не доверяет, боится родителей, то он не делится своими мыслями и переживаниями, потому что боится критики, может быть, даже унижения. Поэтому ребенок ищет различные способы самовыражения и находит то один, то другой.
Однако, например, с пятилетним ребенком уже можно разговаривать, а как отучить двухлетнего от компьютера?
А что делает мама, когда ребенок за компьютером? Это тот этап, когда маме нужно пойти погулять, поиграть, почитать сказку. Ведь двухлетка еще не взял в руки компьютер, он еще не знает, что это за штука. Ребенок просто видит предмет, который мерцает, светится, движется, но не понимает его значения. Опять же, я бы посоветовал вам искать альтернативы. Мама должна быть рядом, может, посидим вместе за компьютером, посмотрим мультик.
Есть мнения, что слишком длительное погружение в компьютер может быть не причиной, а следствием отсутствия общения.
Человек существо социальное, ему нужна компания. Если мы не реализуем свои потребности традиционным способом – реальным общением – то ищем другие пути. Найти друзей в Интернете стало проще и быстрее. Этот метод часто выбирают дети школьного возраста.