3. Организационные принципы системы экономической разведки предприятия
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1618 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 62
Вопрос о месте системы экономической разведки в организационной иерархии предприятия сильно зависит от требований, предъявляемых к ней руководством.
Но в любом случае данное подразделение должно так построить свою работу, чтобы не оказаться постепенно оттесненным на предприятии на «третьи роли», подальше от его руководства. Система сбора информации будет эффективно работать только при постоянном контакте с внешней средой и с руководством предприятия, принимающим управленческие решения.
Положение системы экономической разведки на конкретном предприятии определяется рядом факторов: позицией, которую занимают владельцы и руководство предприятия, их компетентностью и практическим управленческим опытом, личными и деловыми интересами, деловыми качествами личного состава подразделения экономической разведки.
По оценке Ю.И. Титова, российская действительность дает возможность говорить о том, что важнейшим фактором, определяющим состояние системы управления хозяйствующим субъектом (одним из важнейших компонентов которого является экономическая разведка), является личная позиция его первого лица. Основными факторами, формирующими эту позицию, являются: внешние факторы (состояние рынка, политика государства, действия конкурентов и т.д.), субъективные факторы (состояние здоровья, уровень агрессивности внешней среды по отношению к нему лично, имеющиеся возможности по смене сферы деятельности и др.), принятая личная стратегия (как долго находится на этом посту, развивать ли данную организацию в целом, по отдельным направлениям или вообще готовить к банкротству, в какие сферы вкладывать свою энергию и т.п.), психологическая готовность и деловые способности первого лица по организации эффективного оперативного функционирования и стратегического развития предприятия.
Надо сразу оговориться, что в данном подразделении нет места людям, не имеющим потребности в усвоении новых знаний, не умеющим устанавливать контакты, склонным к конфликтному поведению.
Вообще для всех спецслужб, и государственных, и негосударственных, весьма характерны внутренние распри, соперничество, недостаточный контроль со стороны руководства, желание расширить свои права за пределы разумного, слабая координация с другими подразделениями фирмы, а иногда и ненужное дублирование.
С этими болезнями можно справиться только путем повышения качества управления, большей подотчетностью, улучшением координации, более тщательным подходом к подбору кадров и проведению оперативных мероприятий.
В этом плане очень важно создание работоспособного имиджа СБ. Процесс это трудный и достаточно длительный. Имидж службы безопасности особенно важен при формировании морального духа сотрудников службы безопасности, который в свою очередь очень сильно зависит от того, как их воспринимают друзья и оппоненты.
Кратко девиз СБ должен звучать следующим образом: «честная, профессиональная и непобедимая». Как показывает практика, именно имидж службы безопасности серьезно влияет на готовность коллег и информаторов сотрудничать с ее представителями: на волне успеха значительно проще находить способные кадры и привлекать источники к доверительному сотрудничеству, это и понятно, каждому хочется быть в стане победителей. И соответственно никто не хочет быть на стороне проигравших или тех, кто не может защитить даже своих собственных сотрудников.
В штатном расписании подразделение экономической разведки может быть залегендировано под отдел по связям с общественностью, экономического анализа или маркетинговых исследований. Возможно также трудоустройство сотрудников подразделения экономической разведки, работающих под официальным прикрытием и выполняющих как разведывательные, так и контрразведывательные функции, в различные отделы (отдел сбыта, юридический отдел, отдел снабжения и т.п.), имеющие ежедневные рабочие контакты с внешним окружением предприятия.
Встречаются и такие изощренные ходы, как выделение разведывательного подразделения в коммерческую информационную (юридическую) фирму, учрежденную через подставных лиц и юридически никак не связанную со своим работодателем.
Вопрос о месте системы экономической разведки в организационной иерархии предприятия сильно зависит от требований, предъявляемых к ней руководством.
Но в любом случае данное подразделение должно так построить свою работу, чтобы не оказаться постепенно оттесненным на предприятии на «третьи роли», подальше от его руководства. Система сбора информации будет эффективно работать только при постоянном контакте с внешней средой и с руководством предприятия, принимающим управленческие решения.
Положение системы экономической разведки на конкретном предприятии определяется рядом факторов: позицией, которую занимают владельцы и руководство предприятия, их компетентностью и практическим управленческим опытом, личными и деловыми интересами, деловыми качествами личного состава подразделения экономической разведки.
По оценке Ю.И. Титова, российская действительность дает возможность говорить о том, что важнейшим фактором, определяющим состояние системы управления хозяйствующим субъектом (одним из важнейших компонентов которого является экономическая разведка), является личная позиция его первого лица. Основными факторами, формирующими эту позицию, являются: внешние факторы (состояние рынка, политика государства, действия конкурентов и т.д.), субъективные факторы (состояние здоровья, уровень агрессивности внешней среды по отношению к нему лично, имеющиеся возможности по смене сферы деятельности и др.), принятая личная стратегия (как долго находится на этом посту, развивать ли данную организацию в целом, по отдельным направлениям или вообще готовить к банкротству, в какие сферы вкладывать свою энергию и т.п.), психологическая готовность и деловые способности первого лица по организации эффективного оперативного функционирования и стратегического развития предприятия.
Надо сразу оговориться, что в данном подразделении нет места людям, не имеющим потребности в усвоении новых знаний, не умеющим устанавливать контакты, склонным к конфликтному поведению.
Вообще для всех спецслужб, и государственных, и негосударственных, весьма характерны внутренние распри, соперничество, недостаточный контроль со стороны руководства, желание расширить свои права за пределы разумного, слабая координация с другими подразделениями фирмы, а иногда и ненужное дублирование.
С этими болезнями можно справиться только путем повышения качества управления, большей подотчетностью, улучшением координации, более тщательным подходом к подбору кадров и проведению оперативных мероприятий.
В этом плане очень важно создание работоспособного имиджа СБ. Процесс это трудный и достаточно длительный. Имидж службы безопасности особенно важен при формировании морального духа сотрудников службы безопасности, который в свою очередь очень сильно зависит от того, как их воспринимают друзья и оппоненты.
Кратко девиз СБ должен звучать следующим образом: «честная, профессиональная и непобедимая». Как показывает практика, именно имидж службы безопасности серьезно влияет на готовность коллег и информаторов сотрудничать с ее представителями: на волне успеха значительно проще находить способные кадры и привлекать источники к доверительному сотрудничеству, это и понятно, каждому хочется быть в стане победителей. И соответственно никто не хочет быть на стороне проигравших или тех, кто не может защитить даже своих собственных сотрудников.
В штатном расписании подразделение экономической разведки может быть залегендировано под отдел по связям с общественностью, экономического анализа или маркетинговых исследований. Возможно также трудоустройство сотрудников подразделения экономической разведки, работающих под официальным прикрытием и выполняющих как разведывательные, так и контрразведывательные функции, в различные отделы (отдел сбыта, юридический отдел, отдел снабжения и т.п.), имеющие ежедневные рабочие контакты с внешним окружением предприятия.
Встречаются и такие изощренные ходы, как выделение разведывательного подразделения в коммерческую информационную (юридическую) фирму, учрежденную через подставных лиц и юридически никак не связанную со своим работодателем.