4. Теория и практика оперативных игр в работе подразделения экономической контрразведки

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60  62 

Как уже говорилось выше, одной из самых эффективных методик выявления нелояльных сотрудников предприятия, агентуры конкурентов и криминальных сообществ являются оперативные игры и комбинации{Применительно к деятельности службы безопасности предприятия «оперативная игра» – агентурно-оперативное мероприятие с использованием подстав, легендированных организаций, перевербованной агентуры оппонентов, средств оперативной техники для выявления нелояльности персонала предприятия, дезинформирования и срыва преступных замыслов конкурентов, криминальных сообществ и отдельных лиц, вынашивающих противоправные намерения.}.

В качестве достойного подражания примера можно привести секретную операцию ФБР под кодовым названием «Abscam» (сокращение от Abdul Enterprises Scam, т.е. «Жульничество Abdul Enterprises», в советской и российской печати она более известна под названием операция «Шейх»), проводившуюся в конце 70-х годов. Первоначально эти мероприятия планировались в целях поиска объектов искусства и ценных бумаг в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси. Но в дальнейшем цели операции кардинально изменились, и основное внимание было уделено расследованию нарушений в игорном бизнесе Атлантик-Сити и коррупции в конгрессе США.

Механизм проведения данных мероприятий выглядел следующим образом: работающие под прикрытием секретные агенты ФБР под видом представителей несуществующего шейха Камбира Абдул Рахмана и его компании Abdul Enterprises обращались к некоторым членам палаты представителей и сената с просьбой внести на рассмотрение конгресса законопроекты, облегчающие получение просителями гражданства США, а также разрешающие самому шейху владеть казино в Атлантик-Сити. Все переговоры конгрессменов с агентами ФБР, а также сам факт передачи денег фиксировала видеосъемка.

В 1980 году детали операции просочились в печать, а оперативную видеозапись показали несколько крупных телекомпаний. Скорее всего, это была контролируемая утечка информации из самого ФБР для нейтрализации возможного давления на следствие со стороны законодателей. В результате были вынесены обвинительные вердикты в отношении одного сенатора, шести конгрессменов и нескольких десятков выборных чиновников рангом пониже. Как и следовало ожидать, действия ФБР вызвали громкие протесты со стороны «прогрессивной общественности». Но несмотря на это, ФБР и в дальнейшем проводило аналогичные мероприятия под кодовыми названиями «Greylord», «Azscam», «Bobtrot», «Lost Trust» и др.

Из отечественной практики можно привести ставшую достоянием гласности операцию «Вирус». В 1994 году сотрудник Управления по борьбе с организованной преступностью под прикрытием афганской ветеранской организации был внедрен в окружение мэра Владивостока Виктора Черепкова. Операция закончилась неудачно: в результате ответных действий Черепкова организаторы операции были осуждены к различным срокам лишения свободы за должностной подлог. Этот горький опыт еще раз показывает, насколько четко должны быть просчитаны не только планы самих мероприятий, но и их возможные последствия.

Читатели, возможно, захотят напомнить мне о существовании ст. 304 УК РФ, которая гласит:

«Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Еще раз повторюсь, что все эти тонкости должны быть заранее оговорены в контракте о приеме на работу. Когда человек устраивается на работу, он накладывает на себя определенные ограничения, и, как мне кажется, в этом случае лозунг «не нравятся условия – увольняйся» достаточно справедлив.

Кстати, по информации журнала «Власть», в комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией готовится законопроект под рабочим названием «О предупреждении коррупционных проявлений в Российской Федерации», и вполне возможно, данная статья Уголовного кодекса уже совсем скоро будет звучать в другой редакции.

В качестве еще одного примера оперативной игры по выявлению агентуры противника можно привести отрывок из статьи «Тайные операции „Моссад"» А. Керженцева, опубликованной в газете «Новости разведки и контрразведки» № 3-4 (№ 36-37) за 1995 год.

«В „Моссад" полагали, что кто-то из сотрудников центрального аппарата этой службы работает на советский КГБ, но не могли определить, кто именно. Решение этой задачи было поручено Виктору Островскому.

По указанию Эфраима (псевдоним одного из руководителей израильской разведки) 23 апреля 1986 года Виктор посетил посольство СССР в Вашингтоне. В беседе с одним из ответственных работников посольства Островский, предъявив документы, представился сотрудником „Моссад" и изъявил желание сотрудничать с КГБ. По расчетам Эфраима, после этого должна была последовать проверка „доброжелателя" с привлечением агента КГБ в аппарате израильской спецслужбы, что и дало бы возможность его выявления.

События развивались примерно по запланированной схеме. Уже через некоторое время из канцелярии премьер-министра Израиля в „Моссад" поступило распоряжение представить личные дела сотрудников этой спецслужбы, уволенных за последние годы. В число таких дел Эфраим включил и досье на Островского. После возвращения дел было установлено, что вскрывалось именно досье Виктора. Поскольку их просмотром занимался Шимон Левинзон, ведавший вопросами безопасности в аппарате премьер-министра, то не представляло труда его вычислить».

Как уже говорилось выше, одной из самых эффективных методик выявления нелояльных сотрудников предприятия, агентуры конкурентов и криминальных сообществ являются оперативные игры и комбинации{Применительно к деятельности службы безопасности предприятия «оперативная игра» – агентурно-оперативное мероприятие с использованием подстав, легендированных организаций, перевербованной агентуры оппонентов, средств оперативной техники для выявления нелояльности персонала предприятия, дезинформирования и срыва преступных замыслов конкурентов, криминальных сообществ и отдельных лиц, вынашивающих противоправные намерения.}.

В качестве достойного подражания примера можно привести секретную операцию ФБР под кодовым названием «Abscam» (сокращение от Abdul Enterprises Scam, т.е. «Жульничество Abdul Enterprises», в советской и российской печати она более известна под названием операция «Шейх»), проводившуюся в конце 70-х годов. Первоначально эти мероприятия планировались в целях поиска объектов искусства и ценных бумаг в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси. Но в дальнейшем цели операции кардинально изменились, и основное внимание было уделено расследованию нарушений в игорном бизнесе Атлантик-Сити и коррупции в конгрессе США.

Механизм проведения данных мероприятий выглядел следующим образом: работающие под прикрытием секретные агенты ФБР под видом представителей несуществующего шейха Камбира Абдул Рахмана и его компании Abdul Enterprises обращались к некоторым членам палаты представителей и сената с просьбой внести на рассмотрение конгресса законопроекты, облегчающие получение просителями гражданства США, а также разрешающие самому шейху владеть казино в Атлантик-Сити. Все переговоры конгрессменов с агентами ФБР, а также сам факт передачи денег фиксировала видеосъемка.

В 1980 году детали операции просочились в печать, а оперативную видеозапись показали несколько крупных телекомпаний. Скорее всего, это была контролируемая утечка информации из самого ФБР для нейтрализации возможного давления на следствие со стороны законодателей. В результате были вынесены обвинительные вердикты в отношении одного сенатора, шести конгрессменов и нескольких десятков выборных чиновников рангом пониже. Как и следовало ожидать, действия ФБР вызвали громкие протесты со стороны «прогрессивной общественности». Но несмотря на это, ФБР и в дальнейшем проводило аналогичные мероприятия под кодовыми названиями «Greylord», «Azscam», «Bobtrot», «Lost Trust» и др.

Из отечественной практики можно привести ставшую достоянием гласности операцию «Вирус». В 1994 году сотрудник Управления по борьбе с организованной преступностью под прикрытием афганской ветеранской организации был внедрен в окружение мэра Владивостока Виктора Черепкова. Операция закончилась неудачно: в результате ответных действий Черепкова организаторы операции были осуждены к различным срокам лишения свободы за должностной подлог. Этот горький опыт еще раз показывает, насколько четко должны быть просчитаны не только планы самих мероприятий, но и их возможные последствия.

Читатели, возможно, захотят напомнить мне о существовании ст. 304 УК РФ, которая гласит:

«Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа – наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Еще раз повторюсь, что все эти тонкости должны быть заранее оговорены в контракте о приеме на работу. Когда человек устраивается на работу, он накладывает на себя определенные ограничения, и, как мне кажется, в этом случае лозунг «не нравятся условия – увольняйся» достаточно справедлив.

Кстати, по информации журнала «Власть», в комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией готовится законопроект под рабочим названием «О предупреждении коррупционных проявлений в Российской Федерации», и вполне возможно, данная статья Уголовного кодекса уже совсем скоро будет звучать в другой редакции.

В качестве еще одного примера оперативной игры по выявлению агентуры противника можно привести отрывок из статьи «Тайные операции „Моссад"» А. Керженцева, опубликованной в газете «Новости разведки и контрразведки» № 3-4 (№ 36-37) за 1995 год.

«В „Моссад" полагали, что кто-то из сотрудников центрального аппарата этой службы работает на советский КГБ, но не могли определить, кто именно. Решение этой задачи было поручено Виктору Островскому.

По указанию Эфраима (псевдоним одного из руководителей израильской разведки) 23 апреля 1986 года Виктор посетил посольство СССР в Вашингтоне. В беседе с одним из ответственных работников посольства Островский, предъявив документы, представился сотрудником „Моссад" и изъявил желание сотрудничать с КГБ. По расчетам Эфраима, после этого должна была последовать проверка „доброжелателя" с привлечением агента КГБ в аппарате израильской спецслужбы, что и дало бы возможность его выявления.

События развивались примерно по запланированной схеме. Уже через некоторое время из канцелярии премьер-министра Израиля в „Моссад" поступило распоряжение представить личные дела сотрудников этой спецслужбы, уволенных за последние годы. В число таких дел Эфраим включил и досье на Островского. После возвращения дел было установлено, что вскрывалось именно досье Виктора. Поскольку их просмотром занимался Шимон Левинзон, ведавший вопросами безопасности в аппарате премьер-министра, то не представляло труда его вычислить».