Введение
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Включение дисциплины «Инновационный менеджмент» в состав дисциплин по многим направлениям и специальностям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования продиктовано требованиями реальной обстановки. Кардинальные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночным отношениям выдвинули проблемы освоения новых видов продукции и технологических процессов, изменения номенклатуры и ассортиментных сдвигов. Сужающиеся возможности использования традиционных ресурсов экономического роста выдвигают на первый план инновационные процессы, которые становятся неотъемлемой частью и важным звеном экономических преобразований. Особую актуальность приобретает проблема научного и эффективного управления инновационными процессами.
Дисциплина «Инновационный менеджмент» является одной из наиболее сложных. Ее основные положения и методы базируются на методологии и понятийном аппарате таких дисциплин, как «Экономика предприятий», «Экономический анализ», «Прогнозирование», «Теория организации», «Маркетинг», «Управление персоналом» и «Стратегический менеджмент». Цель учебного пособия – обобщить достижения отечественной и мировой науки и практики управления инновационными процессами, оказать помощь студентам и аспирантам при изучении инновационного менеджмента, усвоении теоретических основ инновационных процессов, особенностей инновационного процесса как объекта управления, элементов инновационного механизма, принципов государственного регулирования инновационной деятельности, инновационных форм и источников финансирования.
В учебном пособии большое внимание уделяется использованию законодательных и нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность. Причем правовые аспекты не сводятся к нормативно-правовым документам, относящимся лишь к финансированию и стимулированию инноваций, а рассматриваются в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономические, но и организационные, управленческие, информационные и морально-психологические элементы инновационного механизма. Зарубежный опыт изложен с точки зрения выявления общих тенденций развития инновационных процессов в промышленно развитых странах и использования наиболее эффективных форм и методов осуществления инновационной деятельности в российской управленческой политике. Некоторые вопросы управления инновациями изложены кратко и в общей форме, что объясняется наличием ряда опубликованных учебных пособий, где они рассмотрены достаточно подробно.
Учебное пособие написано на основе обобщения уже имеющихся учебно-методических материалов, анализа различных точек зрения по ряду дискуссионных вопросов и использования фактических материалов (отраслевых, региональных и зарубежных). При подготовке книги возникли определенные трудности. Эти трудности связаны с трактовкой тех или иных вопросов, определением различных понятий, а также с тем, что система управления инновациями окончательно не сформировалась, ее отдельные звенья и элементы не имеют строгой взаимосвязи. Поэтому автор излагает только проверенные на практике подходы и формы работы без попыток их теоретического обобщения. Было бы неправильно в учебном пособии рассматривать различные варианты решения вопросов. Автор стремился в основном показать то, что уже функционирует (или начинает функционировать), лишь в отдельных случаях анализируя выдвигаемые предложения о новых подходах и решениях.
Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям: 061100 «Менеджмент организаций», 061000 «Государственное и муниципальное управление», 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и др. Автор будет благодарен читателям за замечания по содержанию книги.
Включение дисциплины «Инновационный менеджмент» в состав дисциплин по многим направлениям и специальностям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования продиктовано требованиями реальной обстановки. Кардинальные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночным отношениям выдвинули проблемы освоения новых видов продукции и технологических процессов, изменения номенклатуры и ассортиментных сдвигов. Сужающиеся возможности использования традиционных ресурсов экономического роста выдвигают на первый план инновационные процессы, которые становятся неотъемлемой частью и важным звеном экономических преобразований. Особую актуальность приобретает проблема научного и эффективного управления инновационными процессами.
Дисциплина «Инновационный менеджмент» является одной из наиболее сложных. Ее основные положения и методы базируются на методологии и понятийном аппарате таких дисциплин, как «Экономика предприятий», «Экономический анализ», «Прогнозирование», «Теория организации», «Маркетинг», «Управление персоналом» и «Стратегический менеджмент». Цель учебного пособия – обобщить достижения отечественной и мировой науки и практики управления инновационными процессами, оказать помощь студентам и аспирантам при изучении инновационного менеджмента, усвоении теоретических основ инновационных процессов, особенностей инновационного процесса как объекта управления, элементов инновационного механизма, принципов государственного регулирования инновационной деятельности, инновационных форм и источников финансирования.
В учебном пособии большое внимание уделяется использованию законодательных и нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность. Причем правовые аспекты не сводятся к нормативно-правовым документам, относящимся лишь к финансированию и стимулированию инноваций, а рассматриваются в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономические, но и организационные, управленческие, информационные и морально-психологические элементы инновационного механизма. Зарубежный опыт изложен с точки зрения выявления общих тенденций развития инновационных процессов в промышленно развитых странах и использования наиболее эффективных форм и методов осуществления инновационной деятельности в российской управленческой политике. Некоторые вопросы управления инновациями изложены кратко и в общей форме, что объясняется наличием ряда опубликованных учебных пособий, где они рассмотрены достаточно подробно.
Учебное пособие написано на основе обобщения уже имеющихся учебно-методических материалов, анализа различных точек зрения по ряду дискуссионных вопросов и использования фактических материалов (отраслевых, региональных и зарубежных). При подготовке книги возникли определенные трудности. Эти трудности связаны с трактовкой тех или иных вопросов, определением различных понятий, а также с тем, что система управления инновациями окончательно не сформировалась, ее отдельные звенья и элементы не имеют строгой взаимосвязи. Поэтому автор излагает только проверенные на практике подходы и формы работы без попыток их теоретического обобщения. Было бы неправильно в учебном пособии рассматривать различные варианты решения вопросов. Автор стремился в основном показать то, что уже функционирует (или начинает функционировать), лишь в отдельных случаях анализируя выдвигаемые предложения о новых подходах и решениях.
Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям: 061100 «Менеджмент организаций», 061000 «Государственное и муниципальное управление», 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и др. Автор будет благодарен читателям за замечания по содержанию книги.