4.4. Влияние государства на рыночные процессы с помощью регулирования цен

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 

Равновесные цены, установившиеся на рынке на определенный момент, в силу разных обстоятельств не всегда устраивают общество.

В этом случае государство может устанавливать фиксированные цены, которые могут быть как ниже, так и выше равновесных рыночных цен.

Причинами такого вмешательства обычно выступают социальные проблемы – неравенство в доходах, низкий уровень жизни населения, ограниченный доступ к потребительским благам и т. п. Поэтому чаще всего государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения.

Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере. Контроль над ценами приводит к сокращению производства, нехватке товаров, товарному дефициту. Покупатели такого «регулируемого» товара сталкиваются с нормированием его распределения теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки и др.

Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по более высоким ценам и, соответственно, становятся еще более недоступными для социально незащищенных групп населения. Кроме того, теневые структуры, не платя налоги государству, реально сокращают возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, таким образом, число неплатежных граждан будет увеличиваться.

С другой стороны, продавцы, не удовлетворенные низкой государственной ценой, готовы пойти на дополнительные издержки по производству дефицитного товара и обеспечить необходимую поддержку властей (подкуп государственных служащих, работников правоохранительных органов и т. д.), что в свою очередь способствует развитию теневой экономики.

Выводы

1. Рыночная цена считается ценой равновесия тогда, когда она определяет тот уровень, при котором продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить товар. Графически состояние равновесия на рынке конкретного товара можно представить, совместив кривые спроса и предложения на одном рисунке. Точка пересечения кривых – это точка равновесия спроса и предложения.

2. При отклонении от состояния равновесия, т. е. при наличии дефицита или излишков товаров на рынке, уравновешивающую роль выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и сдерживая его при затоваривании.

Возможны следующие варианты изменения равновесной цены:

1) увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров;

2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров;

5) одним из рычагов регулирования рыночной системы выступают налоги. Такое регулирование не нарушает принципов формирования равновесной цены по законам спроса и предложения, не изменяет условий протекания рыночных процессов и не ограничивает свободы действий рыночных субъектов;

6) вмешательство государства в рыночное ценообразование путем установления фиксированных цен затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере.

Равновесные цены, установившиеся на рынке на определенный момент, в силу разных обстоятельств не всегда устраивают общество.

В этом случае государство может устанавливать фиксированные цены, которые могут быть как ниже, так и выше равновесных рыночных цен.

Причинами такого вмешательства обычно выступают социальные проблемы – неравенство в доходах, низкий уровень жизни населения, ограниченный доступ к потребительским благам и т. п. Поэтому чаще всего государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения.

Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере. Контроль над ценами приводит к сокращению производства, нехватке товаров, товарному дефициту. Покупатели такого «регулируемого» товара сталкиваются с нормированием его распределения теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки и др.

Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по более высоким ценам и, соответственно, становятся еще более недоступными для социально незащищенных групп населения. Кроме того, теневые структуры, не платя налоги государству, реально сокращают возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, таким образом, число неплатежных граждан будет увеличиваться.

С другой стороны, продавцы, не удовлетворенные низкой государственной ценой, готовы пойти на дополнительные издержки по производству дефицитного товара и обеспечить необходимую поддержку властей (подкуп государственных служащих, работников правоохранительных органов и т. д.), что в свою очередь способствует развитию теневой экономики.

Выводы

1. Рыночная цена считается ценой равновесия тогда, когда она определяет тот уровень, при котором продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить товар. Графически состояние равновесия на рынке конкретного товара можно представить, совместив кривые спроса и предложения на одном рисунке. Точка пересечения кривых – это точка равновесия спроса и предложения.

2. При отклонении от состояния равновесия, т. е. при наличии дефицита или излишков товаров на рынке, уравновешивающую роль выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и сдерживая его при затоваривании.

Возможны следующие варианты изменения равновесной цены:

1) увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товаров;

2) уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;

4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров;

5) одним из рычагов регулирования рыночной системы выступают налоги. Такое регулирование не нарушает принципов формирования равновесной цены по законам спроса и предложения, не изменяет условий протекания рыночных процессов и не ограничивает свободы действий рыночных субъектов;

6) вмешательство государства в рыночное ценообразование путем установления фиксированных цен затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере.