15.3. Дефицит государственного бюджета и причины его возникновения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Когда доходы государственного бюджета превышают его расходы, образуется профицит бюджета. Если же складывается обратная ситуация, т. е. расходы госбюджета превышают его доходы, то образуется дефицит. Каковы же причины образования дефицита?
Если государство расходует деньги, надеясь компенсировать их за счет налоговых поступлений, а величина их оказьшается ниже ожидаемой, в стране образуется бюджетный дефицит, или государственный долг. Дефицит может возникнуть и вследствие неэффективного руководства национальным хозяйством.
При образовании дефицита государственного бюджета имеются несколько путей его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Среди них выделяют следующие:
1) сокращение расходов бюджета;
2) увеличение налогового бремени;
3) превращение дефицита бюджета в государственный долг;
4) выплату государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе эмиссии.
Первый путь предполагает уменьшение дотаций, сокращение социальных программ. Это может привести к усилению спада в экономике, спровоцировать социальную напряженность, что в итоге может привести к снижению совокупного спроса и, как следствие, к снижению стимулов производства.
В случае увеличения налогового бремени снизятся инвестиции и потребление, что в свою очередь снизит возможности роста ВНП.
Превращение дефицита бюджета в государственный долг может произойти за счет:
• обращения государства за кредитом к национальным банкам. Это может привести к увеличению спроса на деньги и, как следствие, к росту процентных ставок. Предприниматели, взявшие более дорогой кредит, попытаются его компенсировать за счет увеличения отпускных цен. Кроме того, дорогой кредит угнетает инвестиции, поскольку для многих он становится недоступным. Поэтому в долгосрочном периоде бюджетный дефицит приведет к инфляции и падению темпов роста ВНП;
• превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных граждан. Если обращение к внешнему долгу происходит по истечении срока кредита, это может привести к утечке национального дохода за границу, поскольку кредит необходимо возвращать и выплачивать по нему проценты;
• выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами. Рынок государственных обязательств, за счет которого правительство осуществляет закупки, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает банковские кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, как следствие, к сокращению возможностей инвестирования.
В случае выплаты государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии произойдет резкое увеличение уровня цен (инфляции). Эта самая крайняя мера, к которой государство прибегает при невозможности или неумении использовать иные источники. По сути это способ отказа от части долга, так как его выплата происходит обесцененными деньгами. Государственный долг, кроме негативных экономических последствий, имеет также и социальные последствия. Это, прежде всего усиление дифференциации населения, которая происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы населения уменьшаются на величину выплаченных налогов. Эти средства оказываются в руках узкого круга людей, ранее купивших ценные бумаги. В этом случае разрыв в благосостоянии между различными слоями населения увеличивается.
Существует ряд мер по управлению государственным долгом. К их числу можно отнести:
• эффективное использование средств заимствования, предполагающее направление средств в проекты, которые за отведенный срок позволят получить величину дохода, не только значительно превышающую сумму долга, но и выплаты по нему процентов;
• поиск средств для выплаты долга. Эта мера предполагает отказ от долга или его части, использование новых заимствований для выплаты прежних долгов, пролонгирование долга, конверсию долга, продажу безнадежных долгов. В данной ситуации возможны негативные последствия. Во-первых, отказ от долга подрывает репутацию государства. Во-вторых, пролонгирование кредита приведет к увеличению суммы процента, поскольку процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. В этом случае происходит снижение покупательной способности национальной валюты и раскручивается инфляция;
• нейтрализация негативных последствий государственного долга. Эта мера предполагает проведение работы по балансированию бюджета.
Таким образом, государство, обремененное внешним и внутренним долгами, требует грамотной, эффективной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов.
Выводы
1. Под финансами понимаются экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств.
Совокупность финансовых отношений, складывающихся в рамках государства, образует финансовую систему.
Сущность и роль государственных финансов наиболее полно проявляется в их функциях – мобилизационной, распределительной и контрольной.
2. Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоговые изъятия осуществляются безвозмездно.
Сущность налогов проявляется в их функциях: фискальной, контрольной, регулирующей, социальной.
3. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Дефицит бюджета образуется в случае, когда расходы превышают доходы.
Когда доходы государственного бюджета превышают его расходы, образуется профицит бюджета. Если же складывается обратная ситуация, т. е. расходы госбюджета превышают его доходы, то образуется дефицит. Каковы же причины образования дефицита?
Если государство расходует деньги, надеясь компенсировать их за счет налоговых поступлений, а величина их оказьшается ниже ожидаемой, в стране образуется бюджетный дефицит, или государственный долг. Дефицит может возникнуть и вследствие неэффективного руководства национальным хозяйством.
При образовании дефицита государственного бюджета имеются несколько путей его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Среди них выделяют следующие:
1) сокращение расходов бюджета;
2) увеличение налогового бремени;
3) превращение дефицита бюджета в государственный долг;
4) выплату государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе эмиссии.
Первый путь предполагает уменьшение дотаций, сокращение социальных программ. Это может привести к усилению спада в экономике, спровоцировать социальную напряженность, что в итоге может привести к снижению совокупного спроса и, как следствие, к снижению стимулов производства.
В случае увеличения налогового бремени снизятся инвестиции и потребление, что в свою очередь снизит возможности роста ВНП.
Превращение дефицита бюджета в государственный долг может произойти за счет:
• обращения государства за кредитом к национальным банкам. Это может привести к увеличению спроса на деньги и, как следствие, к росту процентных ставок. Предприниматели, взявшие более дорогой кредит, попытаются его компенсировать за счет увеличения отпускных цен. Кроме того, дорогой кредит угнетает инвестиции, поскольку для многих он становится недоступным. Поэтому в долгосрочном периоде бюджетный дефицит приведет к инфляции и падению темпов роста ВНП;
• превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных граждан. Если обращение к внешнему долгу происходит по истечении срока кредита, это может привести к утечке национального дохода за границу, поскольку кредит необходимо возвращать и выплачивать по нему проценты;
• выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами. Рынок государственных обязательств, за счет которого правительство осуществляет закупки, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает банковские кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, как следствие, к сокращению возможностей инвестирования.
В случае выплаты государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии произойдет резкое увеличение уровня цен (инфляции). Эта самая крайняя мера, к которой государство прибегает при невозможности или неумении использовать иные источники. По сути это способ отказа от части долга, так как его выплата происходит обесцененными деньгами. Государственный долг, кроме негативных экономических последствий, имеет также и социальные последствия. Это, прежде всего усиление дифференциации населения, которая происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы населения уменьшаются на величину выплаченных налогов. Эти средства оказываются в руках узкого круга людей, ранее купивших ценные бумаги. В этом случае разрыв в благосостоянии между различными слоями населения увеличивается.
Существует ряд мер по управлению государственным долгом. К их числу можно отнести:
• эффективное использование средств заимствования, предполагающее направление средств в проекты, которые за отведенный срок позволят получить величину дохода, не только значительно превышающую сумму долга, но и выплаты по нему процентов;
• поиск средств для выплаты долга. Эта мера предполагает отказ от долга или его части, использование новых заимствований для выплаты прежних долгов, пролонгирование долга, конверсию долга, продажу безнадежных долгов. В данной ситуации возможны негативные последствия. Во-первых, отказ от долга подрывает репутацию государства. Во-вторых, пролонгирование кредита приведет к увеличению суммы процента, поскольку процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. В этом случае происходит снижение покупательной способности национальной валюты и раскручивается инфляция;
• нейтрализация негативных последствий государственного долга. Эта мера предполагает проведение работы по балансированию бюджета.
Таким образом, государство, обремененное внешним и внутренним долгами, требует грамотной, эффективной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов.
Выводы
1. Под финансами понимаются экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств.
Совокупность финансовых отношений, складывающихся в рамках государства, образует финансовую систему.
Сущность и роль государственных финансов наиболее полно проявляется в их функциях – мобилизационной, распределительной и контрольной.
2. Под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Налоговые изъятия осуществляются безвозмездно.
Сущность налогов проявляется в их функциях: фискальной, контрольной, регулирующей, социальной.
3. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Дефицит бюджета образуется в случае, когда расходы превышают доходы.