9.4. Варианты равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Совершенно конкурентная фирма, как уже отмечалось, в экономике встречается довольно редко. Однако анализ поведения такой фирмы позволяет сравнить «идеальный» рынок с реальным. Поведение совершенно конкурентной фирмы характеризуется как приспособительное, поскольку она приспосабливает издержки и объемы производства к заданной извне рыночной цене. Для анализа поведения совершенно конкурентной фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов времени необходимо определить их различия.
В отличие от долгосрочного в краткосрочном периоде объем производственных мощностей остается неизменным. В течение краткосрочного периода производитель не успевает изменить размер производственных площадей, количество применяемого оборудования. В краткосрочном периоде число фирм на рынке не изменяется, поэтому остается неизменной рыночная цена. Экономическая прибыль не может быть на нулевой отметке. В долгосрочном же периоде производитель может изменить и количество применяемого оборудования, и размер производственных мощностей. Кроме того, в долгосрочном периоде может измениться число фирм на рынке, поскольку отсутствуют какие-либо барьеры экономического или юридического характера для вступления на рынок. В результате процесса свободного входа и выхода на рынок новых фирм возможна нулевая экономическая прибыль.
Каково же будет поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, если фирма встанет перед выбором – прекращать производство или производить некоторое количество продукции? В краткосрочном периоде конкурентная фирма может работать с убытками, поскольку рассчитывает получить прибыль в будущем. Каково же условие прекращения производства? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать соотношение цены (Р) и средних переменных издержек (AVC). Если цена окажется выше средних переменных издержек, то соответственно доход, приносимый каждой единицей выпуска, будет полностью покрывать переменные издержки и частично постоянные. Однако постоянные издержки должны покрываться всегда: и когда продукция выпускается, и когда ее выпуск приостановлен. Поэтому возникает необходимость продолжать производство для их частичной оплаты. В случае если цена окажется ниже средних переменных издержек, то как постоянные, так и переменные издержки не смогут оплачиваться полностью. В данной ситуации производство продукции целесообразнее приостановить. Однако это не означает полного закрытия производства. Но если фирма в состоянии оплачивать постоянные издержки, то она может оставаться на рынке и продолжать производство в случае повышения цен. Конечно, некоторые фирмы, не выдержав столь жесткого положения долго, вынуждены будут покинуть отрасль. Если представить данную ситуацию графически, то точкой ухода фирмы с рынка будет точка А (рис. 9.6).
Рис. 9.6. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
В долгосрочном периоде экономическая прибыль совершенно конкурентной фирмы может быть равна нулю. Почему? В долгосрочном периоде число фирм на рынке может измениться в результате прихода в отрасль одних фирм и ухода других. Как уже отмечалось, происходит это из-за отсутствия каких-либо барьеров. Однако процесс входа на рынок и выхода из него может прекратиться. Причиной этому может стать отсутствие экономической прибыли (рис. 9.7). Экономическая прибыль будет отсутствовать в том случае, если цена совпадет с минимумом долгосрочных средних издержек (LAC):
Рис. 9.7. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Выводы
1. Фирма – это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.
2. Рыночная структура представляет собой совокупность отраслевых признаков организации рынка, которые обусловливают способы установления цен и объем выпуска продукции, а также определяют характер взаимодействия фирм конкретной отрасли.
3. Рыночная власть представляет возможность для фирмы оказывать на цену влияние и повышать экономическую прибыль, ограничивая при этом объем производства и сбыта.
4. Краткосрочный период деятельности совершенно конкурентной фирмы отличается от долгосрочного неизменностью объема производственных мощностей и количества фирм на рынке.
5. В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма прекратит свое производство в случае равенства цены минимуму средних переменных издержек.
6. Экономическая прибыль совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, поскольку это обеспечивает фирме возможность сохранения своих позиций на рынке и получения в краткосрочном периоде максимальной прибыли.
Совершенно конкурентная фирма, как уже отмечалось, в экономике встречается довольно редко. Однако анализ поведения такой фирмы позволяет сравнить «идеальный» рынок с реальным. Поведение совершенно конкурентной фирмы характеризуется как приспособительное, поскольку она приспосабливает издержки и объемы производства к заданной извне рыночной цене. Для анализа поведения совершенно конкурентной фирмы в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов времени необходимо определить их различия.
В отличие от долгосрочного в краткосрочном периоде объем производственных мощностей остается неизменным. В течение краткосрочного периода производитель не успевает изменить размер производственных площадей, количество применяемого оборудования. В краткосрочном периоде число фирм на рынке не изменяется, поэтому остается неизменной рыночная цена. Экономическая прибыль не может быть на нулевой отметке. В долгосрочном же периоде производитель может изменить и количество применяемого оборудования, и размер производственных мощностей. Кроме того, в долгосрочном периоде может измениться число фирм на рынке, поскольку отсутствуют какие-либо барьеры экономического или юридического характера для вступления на рынок. В результате процесса свободного входа и выхода на рынок новых фирм возможна нулевая экономическая прибыль.
Каково же будет поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, если фирма встанет перед выбором – прекращать производство или производить некоторое количество продукции? В краткосрочном периоде конкурентная фирма может работать с убытками, поскольку рассчитывает получить прибыль в будущем. Каково же условие прекращения производства? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать соотношение цены (Р) и средних переменных издержек (AVC). Если цена окажется выше средних переменных издержек, то соответственно доход, приносимый каждой единицей выпуска, будет полностью покрывать переменные издержки и частично постоянные. Однако постоянные издержки должны покрываться всегда: и когда продукция выпускается, и когда ее выпуск приостановлен. Поэтому возникает необходимость продолжать производство для их частичной оплаты. В случае если цена окажется ниже средних переменных издержек, то как постоянные, так и переменные издержки не смогут оплачиваться полностью. В данной ситуации производство продукции целесообразнее приостановить. Однако это не означает полного закрытия производства. Но если фирма в состоянии оплачивать постоянные издержки, то она может оставаться на рынке и продолжать производство в случае повышения цен. Конечно, некоторые фирмы, не выдержав столь жесткого положения долго, вынуждены будут покинуть отрасль. Если представить данную ситуацию графически, то точкой ухода фирмы с рынка будет точка А (рис. 9.6).
Рис. 9.6. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
В долгосрочном периоде экономическая прибыль совершенно конкурентной фирмы может быть равна нулю. Почему? В долгосрочном периоде число фирм на рынке может измениться в результате прихода в отрасль одних фирм и ухода других. Как уже отмечалось, происходит это из-за отсутствия каких-либо барьеров. Однако процесс входа на рынок и выхода из него может прекратиться. Причиной этому может стать отсутствие экономической прибыли (рис. 9.7). Экономическая прибыль будет отсутствовать в том случае, если цена совпадет с минимумом долгосрочных средних издержек (LAC):
Рис. 9.7. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Выводы
1. Фирма – это объединение однородных или смежных предприятий, использующее ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.
2. Рыночная структура представляет собой совокупность отраслевых признаков организации рынка, которые обусловливают способы установления цен и объем выпуска продукции, а также определяют характер взаимодействия фирм конкретной отрасли.
3. Рыночная власть представляет возможность для фирмы оказывать на цену влияние и повышать экономическую прибыль, ограничивая при этом объем производства и сбыта.
4. Краткосрочный период деятельности совершенно конкурентной фирмы отличается от долгосрочного неизменностью объема производственных мощностей и количества фирм на рынке.
5. В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма прекратит свое производство в случае равенства цены минимуму средних переменных издержек.
6. Экономическая прибыль совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, поскольку это обеспечивает фирме возможность сохранения своих позиций на рынке и получения в краткосрочном периоде максимальной прибыли.