8.3. Регулирование рынка ценных бумаг

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Эта служба представляет собой совершенно особый элемент в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении Председателя Правительства РФ. Новому регулятору были переданы некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Министерства финансов РФ к ФСФР перешли функции по контролю и надзору за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, от ликвидированного Министерства по антимонопольной политике РФ – контроль за товарными биржами и срочным рынком, от Министерства труда и социального развития РФ – надзор за негосударственными пенсионными фондами.

ФСФР осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Для этого службе переданы территориальные органы упраздненной ФКЦБ.

Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» и редакция от 29 июня 2004 г. Федерального закона «О рынке ценных бумаг» содержит краткий перечень функций регулятора финансового рынка, к которым относятся следующие:

1) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

2) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

3) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов.

До предполагаемого внесения изменений в действующее законодательство на Федеральную службу по финансовым рынкам возлагаются также функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

Дополнительно ФСФР обеспечивает:

– обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в Правительство РФ предложений по его совершенствованию;

– разработку в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

– организацию исследований по вопросам развития финансовых рынков. Создание в России системы регулирования рынка, основанной на идее мегарегулирования, является закономерным итогом формирования финансового рынка, имеющего высокую степень централизации. В данном случае введение единого контролирующего органа видится специалистами как оправданный шаг. Если говорить о мировом опыте, то мы не найдем единого подхода к построению системы регулирования финансового рынка. Например, в шести странах ЕС (во Франции, в Испании, Португалии, Италии, Ереции и Нидерландах) регулирование осуществляет независимый орган, занимающийся исключительно надзором за биржами и действующий по модели американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC – Securities and Exchange Commission). В восьми странах (Великобритании, Бельгии, Люксембурге, Еермании, Австрии, Дании, Швеции и Финляндии) эту функцию выполняет мегарегулятор.[36]

В США, помимо Комиссии по ценным бумагам и биржам, в области финансового рынка регулятивные полномочия имеют: Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC); Бюро контролера денежного обращения (объект регулирования – коммерческие банки, зарегистрированные федеральным правительством); Комиссии штатов по банкам и страховым компаниям (объект регулирования – депозитные учреждения, зарегистрированные правительствами штатов); Национальная администрация кредитных союзов (NCUA); Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) (объект регулирования – коммерческие банки, взаимные сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации); Федеральная резервная система (ФРС; FRS; Fed) (объект регулирования – все депозитные учреждения); Бюро надзора за сберегательными учреждениями (объект регулирования – ссудо-сберегательные ассоциации).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Эта служба представляет собой совершенно особый элемент в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении Председателя Правительства РФ. Новому регулятору были переданы некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Министерства финансов РФ к ФСФР перешли функции по контролю и надзору за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, от ликвидированного Министерства по антимонопольной политике РФ – контроль за товарными биржами и срочным рынком, от Министерства труда и социального развития РФ – надзор за негосударственными пенсионными фондами.

ФСФР осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Для этого службе переданы территориальные органы упраздненной ФКЦБ.

Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» и редакция от 29 июня 2004 г. Федерального закона «О рынке ценных бумаг» содержит краткий перечень функций регулятора финансового рынка, к которым относятся следующие:

1) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

2) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

3) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов.

До предполагаемого внесения изменений в действующее законодательство на Федеральную службу по финансовым рынкам возлагаются также функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

Дополнительно ФСФР обеспечивает:

– обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в Правительство РФ предложений по его совершенствованию;

– разработку в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

– организацию исследований по вопросам развития финансовых рынков. Создание в России системы регулирования рынка, основанной на идее мегарегулирования, является закономерным итогом формирования финансового рынка, имеющего высокую степень централизации. В данном случае введение единого контролирующего органа видится специалистами как оправданный шаг. Если говорить о мировом опыте, то мы не найдем единого подхода к построению системы регулирования финансового рынка. Например, в шести странах ЕС (во Франции, в Испании, Португалии, Италии, Ереции и Нидерландах) регулирование осуществляет независимый орган, занимающийся исключительно надзором за биржами и действующий по модели американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC – Securities and Exchange Commission). В восьми странах (Великобритании, Бельгии, Люксембурге, Еермании, Австрии, Дании, Швеции и Финляндии) эту функцию выполняет мегарегулятор.[36]

В США, помимо Комиссии по ценным бумагам и биржам, в области финансового рынка регулятивные полномочия имеют: Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC); Бюро контролера денежного обращения (объект регулирования – коммерческие банки, зарегистрированные федеральным правительством); Комиссии штатов по банкам и страховым компаниям (объект регулирования – депозитные учреждения, зарегистрированные правительствами штатов); Национальная администрация кредитных союзов (NCUA); Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) (объект регулирования – коммерческие банки, взаимные сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации); Федеральная резервная система (ФРС; FRS; Fed) (объект регулирования – все депозитные учреждения); Бюро надзора за сберегательными учреждениями (объект регулирования – ссудо-сберегательные ассоциации).