8.3. Регулирование рынка ценных бумаг
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Эта служба представляет собой совершенно особый элемент в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении Председателя Правительства РФ. Новому регулятору были переданы некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Министерства финансов РФ к ФСФР перешли функции по контролю и надзору за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, от ликвидированного Министерства по антимонопольной политике РФ – контроль за товарными биржами и срочным рынком, от Министерства труда и социального развития РФ – надзор за негосударственными пенсионными фондами.
ФСФР осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Для этого службе переданы территориальные органы упраздненной ФКЦБ.
Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» и редакция от 29 июня 2004 г. Федерального закона «О рынке ценных бумаг» содержит краткий перечень функций регулятора финансового рынка, к которым относятся следующие:
1) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
2) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;
3) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов.
До предполагаемого внесения изменений в действующее законодательство на Федеральную службу по финансовым рынкам возлагаются также функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.
Дополнительно ФСФР обеспечивает:
– обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в Правительство РФ предложений по его совершенствованию;
– разработку в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
– организацию исследований по вопросам развития финансовых рынков. Создание в России системы регулирования рынка, основанной на идее мегарегулирования, является закономерным итогом формирования финансового рынка, имеющего высокую степень централизации. В данном случае введение единого контролирующего органа видится специалистами как оправданный шаг. Если говорить о мировом опыте, то мы не найдем единого подхода к построению системы регулирования финансового рынка. Например, в шести странах ЕС (во Франции, в Испании, Португалии, Италии, Ереции и Нидерландах) регулирование осуществляет независимый орган, занимающийся исключительно надзором за биржами и действующий по модели американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC – Securities and Exchange Commission). В восьми странах (Великобритании, Бельгии, Люксембурге, Еермании, Австрии, Дании, Швеции и Финляндии) эту функцию выполняет мегарегулятор.[36]
В США, помимо Комиссии по ценным бумагам и биржам, в области финансового рынка регулятивные полномочия имеют: Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC); Бюро контролера денежного обращения (объект регулирования – коммерческие банки, зарегистрированные федеральным правительством); Комиссии штатов по банкам и страховым компаниям (объект регулирования – депозитные учреждения, зарегистрированные правительствами штатов); Национальная администрация кредитных союзов (NCUA); Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) (объект регулирования – коммерческие банки, взаимные сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации); Федеральная резервная система (ФРС; FRS; Fed) (объект регулирования – все депозитные учреждения); Бюро надзора за сберегательными учреждениями (объект регулирования – ссудо-сберегательные ассоциации).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Эта служба представляет собой совершенно особый элемент в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении Председателя Правительства РФ. Новому регулятору были переданы некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Министерства финансов РФ к ФСФР перешли функции по контролю и надзору за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, от ликвидированного Министерства по антимонопольной политике РФ – контроль за товарными биржами и срочным рынком, от Министерства труда и социального развития РФ – надзор за негосударственными пенсионными фондами.
ФСФР осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Для этого службе переданы территориальные органы упраздненной ФКЦБ.
Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» и редакция от 29 июня 2004 г. Федерального закона «О рынке ценных бумаг» содержит краткий перечень функций регулятора финансового рынка, к которым относятся следующие:
1) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
2) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;
3) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов.
До предполагаемого внесения изменений в действующее законодательство на Федеральную службу по финансовым рынкам возлагаются также функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.
Дополнительно ФСФР обеспечивает:
– обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в Правительство РФ предложений по его совершенствованию;
– разработку в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
– организацию исследований по вопросам развития финансовых рынков. Создание в России системы регулирования рынка, основанной на идее мегарегулирования, является закономерным итогом формирования финансового рынка, имеющего высокую степень централизации. В данном случае введение единого контролирующего органа видится специалистами как оправданный шаг. Если говорить о мировом опыте, то мы не найдем единого подхода к построению системы регулирования финансового рынка. Например, в шести странах ЕС (во Франции, в Испании, Португалии, Италии, Ереции и Нидерландах) регулирование осуществляет независимый орган, занимающийся исключительно надзором за биржами и действующий по модели американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC – Securities and Exchange Commission). В восьми странах (Великобритании, Бельгии, Люксембурге, Еермании, Австрии, Дании, Швеции и Финляндии) эту функцию выполняет мегарегулятор.[36]
В США, помимо Комиссии по ценным бумагам и биржам, в области финансового рынка регулятивные полномочия имеют: Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC); Бюро контролера денежного обращения (объект регулирования – коммерческие банки, зарегистрированные федеральным правительством); Комиссии штатов по банкам и страховым компаниям (объект регулирования – депозитные учреждения, зарегистрированные правительствами штатов); Национальная администрация кредитных союзов (NCUA); Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) (объект регулирования – коммерческие банки, взаимные сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации); Федеральная резервная система (ФРС; FRS; Fed) (объект регулирования – все депозитные учреждения); Бюро надзора за сберегательными учреждениями (объект регулирования – ссудо-сберегательные ассоциации).