4.3. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164
В конце 1993 г. впервые в нашей стране были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов.
После принятия Закона об аудиторской деятельности на некоторое время образовался правовой вакуум, так как решения некоторых вопросов уже диктовались Законом. Эта проблема была урегулирована изданием Федеральных стандартов аудита, которые определяют требования к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг.
Федеральные стандарты аудита подразделяются на:
1) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
2) внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Все федеральные правила (стандарты) в России могут быть классифицированы на три группы:
1) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА;
2) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом которых они являются, какими-либо существенными моментами;
3) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности и МСА, не имеющие взаимных аналогов.
На 1 августа 2006 г. разработано и принято 23 федеральных стандарта аудита в Российской Федерации:
№ 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
№ 2 «Документирование аудита»;
№ 3 «Планирование аудита»;
№ 4 «Существенность в аудите»;
№ 5 «Аудиторские доказательства»;
№ 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
№ 7 «Внутренний контроль качества аудита»;
№ 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
№ 9 «Аффилированные лица»;
№ 10 «События после отчетной даты»;
№ 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».
№ 12 «Согласование условий проведения аудита»;
№ 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
№ 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;
№ 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»;
№ 16 «Аудиторская выборка»;
№ 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
№ 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
№ 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
№ 20 «Аналитические процедуры»;
№ 21 «Особенности аудита оценочных значений»;
№ 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
№ 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».
Данный перечень стандартов не является окончательным, так как разработка стандартов в России продолжается, одновременно идет и процесс внесения изменений и дополнений в уже принятые стандарты. Принятие на общегосударственном уровне стандартов аудита, соответствующих МСА, является важным шагом на пути реформирования российского аудита в направлении интеграции к международным требованиям.
В конце 1993 г. впервые в нашей стране были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов.
После принятия Закона об аудиторской деятельности на некоторое время образовался правовой вакуум, так как решения некоторых вопросов уже диктовались Законом. Эта проблема была урегулирована изданием Федеральных стандартов аудита, которые определяют требования к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг.
Федеральные стандарты аудита подразделяются на:
1) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
2) внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Все федеральные правила (стандарты) в России могут быть классифицированы на три группы:
1) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА;
2) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом которых они являются, какими-либо существенными моментами;
3) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности и МСА, не имеющие взаимных аналогов.
На 1 августа 2006 г. разработано и принято 23 федеральных стандарта аудита в Российской Федерации:
№ 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
№ 2 «Документирование аудита»;
№ 3 «Планирование аудита»;
№ 4 «Существенность в аудите»;
№ 5 «Аудиторские доказательства»;
№ 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
№ 7 «Внутренний контроль качества аудита»;
№ 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
№ 9 «Аффилированные лица»;
№ 10 «События после отчетной даты»;
№ 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».
№ 12 «Согласование условий проведения аудита»;
№ 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
№ 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;
№ 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»;
№ 16 «Аудиторская выборка»;
№ 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
№ 18 «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
№ 19 «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
№ 20 «Аналитические процедуры»;
№ 21 «Особенности аудита оценочных значений»;
№ 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
№ 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».
Данный перечень стандартов не является окончательным, так как разработка стандартов в России продолжается, одновременно идет и процесс внесения изменений и дополнений в уже принятые стандарты. Принятие на общегосударственном уровне стандартов аудита, соответствующих МСА, является важным шагом на пути реформирования российского аудита в направлении интеграции к международным требованиям.