9.1. Цели и задачи аудита учетной политики
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164
Цель аудита учетной политики – составить мнение о соответствии учетной политики нормам действующего законодательства и провести оценку достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, указанных в ПБУ 1/98 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“«, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 № 60н. Также должны учитываться следующие допущения:
1) имущественной обособленности организации;
2) последовательности применения учетной политики;
3) временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
› наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
› соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
› последовательность применения учетной политики;
› наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
› полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
› соблюдение учетной политики.
Цель ознакомления с учетной политикой при проведении аудита – изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.
Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики служат:
1) приказ (распоряжение и т. п.) об учетной политике проверяемой организации;
2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;
3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
6) пояснительная записка, которая раскрывает:
а) сведения, относящиеся к учетной политике организации;
б) избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
в) изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;
г) дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.
Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не формально ли отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.
Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядок принятия учетной политики:
1) издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п. 9 ПБУ 1/98). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);
2) утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п. 5 ПБУ 1/98);
3) издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику (п. 16 ПБУ 1/98);
4) издавался ли приказ об изменении учетной политики (п. 17 ПБУ 1/98).
Исходя из требований п. 16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.
Цель аудита учетной политики – составить мнение о соответствии учетной политики нормам действующего законодательства и провести оценку достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, указанных в ПБУ 1/98 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Учетная политика организации“«, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 09.12.1998 № 60н. Также должны учитываться следующие допущения:
1) имущественной обособленности организации;
2) последовательности применения учетной политики;
3) временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
При проведении аудиторской проверки необходимо установить:
› наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;
› соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;
› последовательность применения учетной политики;
› наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;
› полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;
› соблюдение учетной политики.
Цель ознакомления с учетной политикой при проведении аудита – изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.
Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики служат:
1) приказ (распоряжение и т. п.) об учетной политике проверяемой организации;
2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;
3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
6) пояснительная записка, которая раскрывает:
а) сведения, относящиеся к учетной политике организации;
б) избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
в) изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;
г) дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.
Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить, не формально ли отношение руководства клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.
Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядок принятия учетной политики:
1) издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п. 9 ПБУ 1/98). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации);
2) утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п. 5 ПБУ 1/98);
3) издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику (п. 16 ПБУ 1/98);
4) издавался ли приказ об изменении учетной политики (п. 17 ПБУ 1/98).
Исходя из требований п. 16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.