2.1. Система регулирования аудиторской деятельности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система регулирования аудиторской деятельности:

1) Закон об аудиторской деятельности;

2) другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты по проведению аудита, изданные в соответствии с Законом аудиторской деятельности и не противоречащие ему;

3) Федеральные стандарты аудита;

4) стандарты саморегулируемых аудиторских объединений;

5) внутрифирменные аудиторские стандарты.

Таким образом, Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Федеральные стандарты аудита являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер, они утверждаются Правительством РФ. Данные стандарты разработаны в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), для усиления практической направленности и единообразия проведения аудита разрабатываются методики по отдельным вопросам, например по проверке материально-производственных запасов или по проверке расчетов по налогу на прибыль, которые, в отличие от стандартов, носят чисто рекомендательный характер. Разработка данных стандартов в России еще не полностью закончена, так, в настоящее время принято 23 правила.

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.

Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В настоящее время в России действует следующая система регулирования аудиторской деятельности:

1) Закон об аудиторской деятельности;

2) другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты по проведению аудита, изданные в соответствии с Законом аудиторской деятельности и не противоречащие ему;

3) Федеральные стандарты аудита;

4) стандарты саморегулируемых аудиторских объединений;

5) внутрифирменные аудиторские стандарты.

Таким образом, Закон об аудиторской деятельности является главенствующим документом в системе прямого регулирования аудиторской деятельности. Он определяет понятия аудита, аудитора, правовые моменты организации и функционирования, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение его является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Федеральные стандарты аудита являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер, они утверждаются Правительством РФ. Данные стандарты разработаны в России в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), для усиления практической направленности и единообразия проведения аудита разрабатываются методики по отдельным вопросам, например по проверке материально-производственных запасов или по проверке расчетов по налогу на прибыль, которые, в отличие от стандартов, носят чисто рекомендательный характер. Разработка данных стандартов в России еще не полностью закончена, так, в настоящее время принято 23 правила.

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам и Закону об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах.

Кроме того, аудиторы, аудиторские организации, саморегулируемые аудиторские объединения и их работники обязаны соблюдать кодекс профессиональной этики.