27. Личностные и психологические факторы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56
Существует четыре группы факторов, которые оказывают прямое воздействие на покупательское поведение: личностные, психологические, социальные и культурные.
Остановимся на подробном рассмотрении первых двух.
К личностным факторам относятся: возраст, пол, доход человека, стадия жизненного цикла семьи, национальность, профессия, стиль жизни, тип личности и т. д.
Под стилем жизни понимаются жизненные стереотипы человека (его интересы, убеждения, собственные мнения). Порой достаточно трудно маркетологам изучить данный фактор. Для этого специально разрабатываются специальные маркетинговые программы, в рамках которых проводятся исследования.
Человек – это личность, поэтому на протяжении относительно длинного интервала времени его реакции на воздействие внешней среды практически постоянны. Тип личности характеризуют такие черты, как уверенность в себе, независимость, социальность, активность (либо пассивность) поведения, адаптивность и т. д.
К психологическим факторам относятся: мотивация человеческого поведения, восприятие окружающего мира.
Изучение мотиваций (или побуждений) необходимо, так как именно это побуждает человека совершить покупку.
При исследовании мотивов поведения человека применяется мотивационный анализ, основанный на теории З. Фрейда и А. Маслоу.
З. Фрейд изучал процесс принятия решений о покупке потребителем. Считал, что важные потребительские мотивы заложены в подсознании и что покупатель не всегда может обосновать тот или иной свой выбор.
По З. Фрейду человек с рождения находится под прессом многих желаний, которые он не в состоянии осознать и проконтролировать, т. е. индивидуум никогда до конца не осознает мотивов своего поведения.
А. Маслоу в своей теории мотиваций разработал иерархическую систему потребностей и объяснил, почему люди в определенный момент времени имеют разные потребности.
Систему потребностей он выстроил по принципу важности:
1) физиологические (потребность в питании, одежде, жилье);
2) самосохранение (защита, безопасность);
3) социальные (принадлежность к определенной социальной группе, потребность в любви);
4) в самоутверждении (потребность в саморазвитии, самореализации).
Человек удовлетворяет потребности по степени их важности.
Восприятие – это то, как человек интерпретирует получаемую информацию из вне.
Убеждения – это представление человека о чем-либо.
Отношения – это различные оценки, чувства по отношению к конкретным предметам и идеям.
Существует четыре группы факторов, которые оказывают прямое воздействие на покупательское поведение: личностные, психологические, социальные и культурные.
Остановимся на подробном рассмотрении первых двух.
К личностным факторам относятся: возраст, пол, доход человека, стадия жизненного цикла семьи, национальность, профессия, стиль жизни, тип личности и т. д.
Под стилем жизни понимаются жизненные стереотипы человека (его интересы, убеждения, собственные мнения). Порой достаточно трудно маркетологам изучить данный фактор. Для этого специально разрабатываются специальные маркетинговые программы, в рамках которых проводятся исследования.
Человек – это личность, поэтому на протяжении относительно длинного интервала времени его реакции на воздействие внешней среды практически постоянны. Тип личности характеризуют такие черты, как уверенность в себе, независимость, социальность, активность (либо пассивность) поведения, адаптивность и т. д.
К психологическим факторам относятся: мотивация человеческого поведения, восприятие окружающего мира.
Изучение мотиваций (или побуждений) необходимо, так как именно это побуждает человека совершить покупку.
При исследовании мотивов поведения человека применяется мотивационный анализ, основанный на теории З. Фрейда и А. Маслоу.
З. Фрейд изучал процесс принятия решений о покупке потребителем. Считал, что важные потребительские мотивы заложены в подсознании и что покупатель не всегда может обосновать тот или иной свой выбор.
По З. Фрейду человек с рождения находится под прессом многих желаний, которые он не в состоянии осознать и проконтролировать, т. е. индивидуум никогда до конца не осознает мотивов своего поведения.
А. Маслоу в своей теории мотиваций разработал иерархическую систему потребностей и объяснил, почему люди в определенный момент времени имеют разные потребности.
Систему потребностей он выстроил по принципу важности:
1) физиологические (потребность в питании, одежде, жилье);
2) самосохранение (защита, безопасность);
3) социальные (принадлежность к определенной социальной группе, потребность в любви);
4) в самоутверждении (потребность в саморазвитии, самореализации).
Человек удовлетворяет потребности по степени их важности.
Восприятие – это то, как человек интерпретирует получаемую информацию из вне.
Убеждения – это представление человека о чем-либо.
Отношения – это различные оценки, чувства по отношению к конкретным предметам и идеям.