3. СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОСНОВНЫХ СЕКТОРОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 

Миллионы субъектов экономики в процессе своей деятельности принимают решения самостоятельно, однако в результате их взаимодействия формируются устойчивые закономерности развития всей национальной экономики. Поэтому для понимания характера и направлений воздействия решений отдельных экономических субъектов на механизм функционирования всей национальной экономики определяющее значение имеет анализ системы связей, складывающихся между различными секторами.

Такого рода анализ проводится на базе теоретической модели кругооборота продуктов и доходов.

Государственный сектор связан с остальными элементами экономической системы следующими способами: через налоги, через государственные закупки и через займы.

Налоги, уплачиваемые государству, представляют собой изъятия денежных средств у домашних хозяйств. Однако этот поток денежных средств частично возмещается обратным потоком трансфертных платежей, поступающих в распоряжение домохо-зяйств. Для достоверной оценки потока денежных платежей, поступающих от домашних хозяйств в государственный сектор экономики, при макроэкономическом анализе учитываются только чистые налоги, под которыми понимается разность общих налоговых поступлений и трансфертных платежей. Основная особенность движения потока налоговых платежей состоит в том, что они связывают государственный сектор и домохозяйства напрямую, а не через систему рыночных взаимодействий. Трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия) являются лишь частью расходов государства.

Другая часть этих расходов – государственные закупки, которые включают платежи федеральных и региональных правительственных учреждений за приобретенные у фирм товары и услуги, а также заработную плату всех государственных служащих.

Разница между чистыми налогами и государственными закупками образует сбережения государства.

Иностранный сектор, так же как и государственный, связан с другими экономическими субъектами тремя способами.

Первый – это импорт товаров и услуг. Импортируемые товары и услуги поступают в страну на рынок благ, а встречный поток денежных платежей – с рынка благ в иностранный сектор экономики.

Второй способ связи национальной экономики с зарубежными странами – это экспорт товаров и услуг. Денежные средства, полученные в обмен на стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств от продажи благ отечественным домашним хозяйствам и государству. Разница между величиной платежей за импорт и поступлений от экспорта называется чистым экспортом.

Третьим способом связи является проведение различного рода международных финансовых операций, связанных как с получением займов и предоставлением ссуд, так и с трансакционными сделками по купле-продаже реальных и финансовых активов.

Эти операции приводят к возникновению определенных потоков платежей, направленных как внутрь экономической системы, так и за ее пределы.

Первые из этих потоков в экономике принято называть притоками капитала, вторые – оттоками капитала, хотя они отражают движение не реального, а фиктивного капитала, т. е. различного рода финансовых активов.

Миллионы субъектов экономики в процессе своей деятельности принимают решения самостоятельно, однако в результате их взаимодействия формируются устойчивые закономерности развития всей национальной экономики. Поэтому для понимания характера и направлений воздействия решений отдельных экономических субъектов на механизм функционирования всей национальной экономики определяющее значение имеет анализ системы связей, складывающихся между различными секторами.

Такого рода анализ проводится на базе теоретической модели кругооборота продуктов и доходов.

Государственный сектор связан с остальными элементами экономической системы следующими способами: через налоги, через государственные закупки и через займы.

Налоги, уплачиваемые государству, представляют собой изъятия денежных средств у домашних хозяйств. Однако этот поток денежных средств частично возмещается обратным потоком трансфертных платежей, поступающих в распоряжение домохо-зяйств. Для достоверной оценки потока денежных платежей, поступающих от домашних хозяйств в государственный сектор экономики, при макроэкономическом анализе учитываются только чистые налоги, под которыми понимается разность общих налоговых поступлений и трансфертных платежей. Основная особенность движения потока налоговых платежей состоит в том, что они связывают государственный сектор и домохозяйства напрямую, а не через систему рыночных взаимодействий. Трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия) являются лишь частью расходов государства.

Другая часть этих расходов – государственные закупки, которые включают платежи федеральных и региональных правительственных учреждений за приобретенные у фирм товары и услуги, а также заработную плату всех государственных служащих.

Разница между чистыми налогами и государственными закупками образует сбережения государства.

Иностранный сектор, так же как и государственный, связан с другими экономическими субъектами тремя способами.

Первый – это импорт товаров и услуг. Импортируемые товары и услуги поступают в страну на рынок благ, а встречный поток денежных платежей – с рынка благ в иностранный сектор экономики.

Второй способ связи национальной экономики с зарубежными странами – это экспорт товаров и услуг. Денежные средства, полученные в обмен на стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств от продажи благ отечественным домашним хозяйствам и государству. Разница между величиной платежей за импорт и поступлений от экспорта называется чистым экспортом.

Третьим способом связи является проведение различного рода международных финансовых операций, связанных как с получением займов и предоставлением ссуд, так и с трансакционными сделками по купле-продаже реальных и финансовых активов.

Эти операции приводят к возникновению определенных потоков платежей, направленных как внутрь экономической системы, так и за ее пределы.

Первые из этих потоков в экономике принято называть притоками капитала, вторые – оттоками капитала, хотя они отражают движение не реального, а фиктивного капитала, т. е. различного рода финансовых активов.